search
main
0

Смерть опередила Диагноз, опоздавший… на жизнь

В классном журнале есть все необходимые данные на каждого из учеников: дата рождения, место жительства, медицинская группа… Медицинских групп три: основная (здоровый ребенок); подготовительная (у ребенка хроническое заболевание, находящееся в стадии ремиссии, то есть без обострений); специальная (ребенок страдает острым хроническим заболеванием). Дети, отнесенные к последней группе, могут заниматься физкультурой только по специальной программе. Врач должен регулярно следить за их состоянием и определять возможную физическую нагрузку. Так по крайней мере считают специалисты Федерального Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава России. Рекомендации по этому поводу скоро выйдут отдельной брошюрой под названием “Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе”.
Как это часто бывает, действительность далека от теоретических умозаключений. Подчас этот вакуум между практикой и теорией приводит к трагедии.
Смерть ученика Кромской школы Павла Митина произошла вследствие разрыва сосудов головного мозга на уроке физкультуры. Ни родители Павла, ни школьная медсестра, ни тем более учитель физкультуры не знали, что у мальчика была тяжелая болезнь – аневризма сосудов головного мозга. Как выяснилось, они и не могли об этом знать: в поселковой больнице в принципе не было томографа – медицинского прибора, с помощью которого проводится обследование головного мозга. Мальчик не раз жаловался на сильные головные боли, но почему-то ни у кого не возникло мысли направить ребенка на обследование в областную больницу.
Мысль эта пришла, лишь когда Павел потерял сознание на уроке физкультуры, но было уже поздно.
Врач Кромской больницы Юрий Ковалев объяснил смерть ребенка со свойственным медику прагматизмом.
– То, что случилось с Павлом в школе, могло произойти с ним в любом другом месте: дома, в автобусе, во сне, наконец. Существует определенный, достаточно стабильный процент проявления у детей аневризмы головного мозга. Кровоизлияние в мозг – летальный исход…
Когда умирает ребенок, родителям трудно осознать, что их сын попал в ту роковую долю процента, о стабильности которой говорил врач. Человеческий ум не может смириться с этой чудовищной предопределенностью и начинает искать причины в другом. В потере времени. Драгоценного живого времени, которое исчезало подобно крупинкам в песочных часах, исчезало вместе с жизнью. В момент инцидента в школе не было медсестры. Она уехала на курсы повышения квалификации. Прошло двадцать минут, пока ребенку оказали первую медицинскую помощь… Что значили для Павла эти двадцать минут? Сейчас на этот вопрос уже никто не ответит.
В поселке единственная начальная школа. В ней учатся 400 малышей, каждый из которых норовит расквасить себе нос о перила лестницы или ткнуть кого-нибудь в глаз карандашом. Как можно было оставить школу без медсестры! Неужели в поселковой больнице не нашлось ей замены? И почему курсы надо было устраивать в разгар занятий, а не в каникулы?
Зато теперь в школьном штатном расписании появилась не только медсестра, но и врач, инструктор лечебной физкультуры, а также психолог, социальный педагог и даже учитель-логопед. Кощунственно так говорить, но, вероятно, именно смерть Павла явилась причиной такого расширения штатов – Кромская начальная стала называться “Школой здоровья”.
В смерти десятилетнего сына Николай и Зинаида Митины никого не обвиняют. Они не стали подавать в суд ни на директора школы, ни на врачей, не сумевших спасти мальчика.
Разговаривая с матерью Павлика, я испытывал адские угрызения совести за то, что заставляю ее вновь переживать страшные мгновения, отнявшие у нее сына. Вернее сказать, не мгновения, а дни, поскольку в больнице Павлик пролежал несколько суток. Острым лезвием врезалась в мое сознание фраза, сказанная ею: “Моего сына спрашивали, как ты себя чувствуешь… до тех пор, пока он не перестал дышать”.
Иван ЗАИКИН

В помощь физруку

Методика безопасности
Федеральный Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава готовит к выпуску методическую литературу:
“Профилактика травматизма у детей и подростков”
“Физкультура для ослабленных детей”
“Физкультура без травм”
“Занятия физкультурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе”
“Критерии оценки физического здоровья школьников”.
Информацию об этой литературе можно получить по телефону 240-46-30

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте