В январе 2007 года Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования – головному учреждению системы дополнительного педагогического профессионального образования – исполняется 80 лет. Хороший повод для того, чтобы сказать слова благодарности методистам и преподавателям, профессорам и доцентам. А еще – чтобы поговорить о том, как и чем живет всероссийская система повышения квалификации. Первая публикация в новой рубрике «УГ» – своего рода обзор современного состояния дел и актуальных проблем этой системы.
Для того чтобы идеи развития образования заработали, необходимо «включить» механизм взаимодействия всех институтов и организаций, которые творят образование, реализуют его цели. Особое место в этом механизме отводится структурам, создающим кадровый ресурс системы образования. этой сферы – система научно-исследовательских институтов, объединенных в сеть учреждений РАО, педагогические институты, университеты и учреждения системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. И хотя у каждой части этой триады свой специфический предмет деятельности, свои особые функции, понятно, что педагогическая деятельность априори объединяет эти структуры.
Белый PR
Сегодня в нашей стране создана и успешно функционирует мощная государственная система переподготовки педагогических кадров. Работают 94 региональных учреждения повышения квалификации, более 2300 муниципальных методических служб. В них трудятся 35 тысяч преподавателей и методистов. Ежегодно повышают квалификацию полмиллиона работников образования различных категорий. Координирует и научно-методически поддерживает деятельность этих учреждений Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Ныне в российском образовании грядет «смена вех». Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества, создание новой модели школы. Как грядущие перемены должны повлиять на профессиональную позицию работников образования и где место учреждений повышения квалификации в этих изменениях?
Что греха таить, все планируемые реформы образования в современной России имеют плохой или, как принято говорить, черный PR. Поэтому широкая общественность не понимает сути происходящих перемен, да и сами учителя не разобрались в их причинах.
Мы в академии исследовали готовность учителей к реализации планируемых изменений и выявили три основные позиции по отношению к стратегии образования, которые сегодня занимают педагоги:
большинство – осторожные и пессимистически настроенные наблюдатели,
чуть более 10-15% – исполнители, готовые взять ответственность за реализацию новых задач,
около 5% – соавторы, готовые внести свой вклад в разработку материалов и продвижение идей развития образования.
Многие только слышали о приоритетах в образовании, но не знакомы с их содержанием, программой реализации, поэтому оценить свое отношение к этим изменениям они не могут.
Почти все учителя отметили недоступность первоисточников информации по реформированию образования. Обычно документы пересказывают и интерпретируют руководители и специалисты образовательных систем разного уровня, что часто ведет к возникновению так называемых информационных фильтров.
В этой связи первая задача учреждений повышения квалификации – широкомасштабная разъяснительная работа среди учителей, родителей и общественности по созданию внятного имиджа образовательных реформ.
Новинки для потребителя
Вообще сегодня наша система востребована как никогда. Для участия в модернизации российского образования педагогическим и управленческим кадрам требуется специальная подготовка. Значит, мы, от академии до муниципальной методической службы, должны приспособиться к новым условиям работы. Процесс уже «пошел».
Институты повышения квалификации создают новые структурные подразделения. Например, Самарский институт повышения квалификации работников образования обогатился центрами стратегических исследований с сфере образования, дистанционного обучения, лабораторией профильного обучения, кафедрами технологий компетентностного ориентированного образования.
В штатах институтов появились должности проректора по информатизации и экспериментальной работе, главного методиста по сельской школе. Созданы научно-исследовательские лаборатории, такие как «Одаренные дети», «Дети улицы», «Духовно-нравственное воспитание». На базе Свердловского института развития регионального образования сформировано два ВНИКа. Цель одного из них – разработка нормативно-правового и научно-методического обеспечения профильного обучения с учетом особенностей региона. Деятельность второго направлена на формирование педагогически обоснованной и социально адаптивной модели развития культуры учебной деятельности школьников.
Пересматриваются старые и создаются новые учебные программы образовательной деятельности. Например, во всех институтах в программы курсов для учителей и руководителей методических объединений включены темы «Подготовка и проведение ЕГЭ». За три последних года Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования разработано и реализовано более двухсот учебных программ, связанных с внедрением новых учебников и учебных пособий, новых концепций и технологий обучения. Сотрудники Института развития образования Республики Татарстан только за 2004 год опубликовали 320 статей, издали 113 книг по результатам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
Доходное место?
Реформы, намеченные Правительством Российской Федерации, руководством Министерства образования и науки России, безусловно, требуют серьезных перемен в системе повышения квалификации работников образования. В первую очередь изменения должны коснуться нормативно-правовой основы деятельности учреждений этой системы. Пока единственный документ, регулирующий нашу деятельность, – утвержденное в 1995 году Правительством РФ «Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования».
Надо признать, что время от времени Государственная Дума возвращается к этим проблемам. Три года назад она даже приняла Федеральный закон о дополнительном образовании, но документ, к сожалению, не прошел согласование в Администрации Президента РФ, а новый состав Думы не захотел к нему возвращаться.
В прошлом году команда разработчиков из группы небезызвестного реформатора профессора Мау в общем пакете законопроектов по реформированию образования внесла в Думу поправки к Закону «Об образовании», касающиеся дополнительного образования. Эти поправки отменяют госаккредитацию, выдачу документов об образовании государственного образца. Предлагается так называемая общественно-профессиональная аттестация образовательных программ повышения квалификации. Фактически предлагаемые нормы превращают любое повышение квалификации в процесс извлечения прибыли.
Между тем федеральные законы №№122, 131, 199, регулирующие вопросы местного самоуправления и бюджетные отношения федерального центра, субъектов РФ, местных органов власти, уже внесли свой вклад в развал федерально-региональной системы повышения квалификации. Из Закона №199, например, следует, что начиная с 2006 года повышать квалификацию в академии на средства федерального бюджета (а именно из него финансируется академия) работникам образования субъектов РФ, а тем более муниципальным педагогам запрещено. Бесплатно учиться у нас смогут лишь сотрудники, работающие в федеральных образовательных учреждениях. Остальные – платите денежки!
Возникает вопрос: каким образом в стране будет реализовываться государственная образовательная политика? Ведь мы не в США, где содержание образования определяет не центр и даже не штат, а графство либо сама школа. У нас существует его величество Федеральный базисный учебный план – ФБУП! Любые изменения в содержании ФБУП требуют слаженной работы цепочки: Минобрнауки – Академия повышения квалификации – региональные институты повышения квалификации – муниципальная методическая служба – школа.
Работу этого механизма можно наглядно продемонстрировать на примере освоения российским учительством новых требований ФБУПа образца 2004 года. Как известно, планируется переход на двухуровневые учебные планы и программы в старших классах. Один уровень – обычный, традиционный, или, как мы его иногда называем, универсальный. Другой – профильный, причем необходимо не только учить по-новому детей, но и переучивать более 240 тысяч учителей-предметников, а также руководителей образования. Разработчики концепции профильного обучения, авторы программ, учебников и пособий приносят свои материалы к нам, в Академию повышения квалификации. Академия приглашает на курсы и организует обучение преподавателей региональных институтов повышения квалификации. Вернувшись в родные пенаты сотрудники региональных ИПК организуют массовую переподготовку педагогов.
Именно так на протяжении 80 лет существования академии реализовывалась в нашей стране государственная образовательная политика. И сегодня очень важно не допустить разрушения сложившейся национальной системы повышения квалификации.
Из практики – в закон
Какие новые тенденции в развитии системы повышения квалификации и переподготовки работников образования следует осмыслить и закрепить в экспериментальном, а затем и в законодательном порядке?
Первое. Опыт организации открытых конкурсов на проведение курсовых мероприятий для различных категорий работников образования. В них должны участвовать различные учреждения и организации. Создание конкурентного поля, на наш взгляд, укрепляет профессиональные позиции учреждений повышения квалификации, позволяет в открытой конкурсной борьбе показать свои преимущества.
Второе. Организация повышения квалификации и переподготовки на основе региональных нормативов (образовательных чеков).
Третье. Модели взаимодействия научных учреждений, вузов, институтов повышения квалификации и других образовательных учреждений на сетевых принципах в режиме консалтинговых фирм (служб).
Нашего внимания требует и проблема подготовки, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров в образовании. Сложившаяся практика, к сожалению, в значительной степени основана на принципах квазинаучности, содержательной перегруженности. А ведь в условиях возрастающей самостоятельности образовательных учреждений фигура руководителя становится ключевой. Современные требования к директору: умение оперативно действовать в быстро меняющихся ситуациях, навыки предприимчивого хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов.
Необходимо создать отраслевую, а возможно, и государственную программу переподготовки директоров школ по примеру государственной программы подготовки менеджеров для народного хозяйства. Рабочее название программы – «Управление образовательным учреждением в условиях изменений». Для обеспечения современного уровня этой программы необходимо привлечь к ее разработке и реализации лучшие силы нашего педагогического сообщества. Речь идет о создании национальной школы управления образованием – ни больше ни меньше!
«Ядерная триада»
Для того чтобы идеи развития образования заработали, необходимо «включить» механизм взаимодействия всех институтов и организаций, которые творят образование, реализуют его цели. Особое место в этом механизме отводится структурам, создающим кадровый ресурс системы образования. «Ядерная триада» этой сферы – система научно-исследовательских институтов, объединенных в сеть учреждений РАО, педагогические институты, университеты и учреждения системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. И хотя у каждой части этой триады свой специфический предмет деятельности, свои особые функции, понятно, что педагогическая деятельность априори объединяет эти структуры.
Важно определить условия, при которых взаимодействие становится педагогической реальностью. Одно из главных таких условий – готовность к партнерским отношениям, обеспеченным распределенной ресурсной базой.
Ведущие направления нашего взаимодействия на ближайшие два-три года:
– создание совместных ВНИКов по разработке содержания, моделей и методик предшкольной подготовки детей. Академия уже вступила в договорной союз с институтами дошкольного воспитания и детской возрастной физиологии РАО по комплексной проработке проблем подготовки детей к школе. Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные структуры;
– отработка содержания, моделей, методик и организационно-методических форм предпрофильного и профильного обучения старшеклассников. И в этом направлении уже ведется активная совместная работа учреждений повышения квалификации, академического института содержания образования РАО и ряда педагогических вузов;
– разработка новых способов управления образовательным учреждением в изменившихся социально-хозяйственных условиях. Речь идет прежде всего о моделях общественно-государственного управления образовательными учреждениями, создании финансово-экономической, нормативной базы общеобразовательных учреждений. Для работы в этом проекте потребуются консолидированные усилия ученых-педагогов, экономистов, правоведов и практиков.
При Минобрнауки России необходимо создать совет в составе представителей педнауки, педобразования и системы повышения квалификации, который бы разрабатывал, а затем координировал основные направления, механизмы и способы взаимодействия в рамках этих приоритетов.
Наши партнерские амбиции обеспечены реальными возможностями федеральной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Эдуард НИКИТИН, профессор, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
Комментарии