С принятием в 1992 году Закона “Об образовании” школьная форма была поставлена, как это ни каламбурно звучит, “вне закона”. И последние десять лет в российских школах прошли под знаком “бесформенности”. Дети преуспевающих родителей приходили в школу чуть ли не в смокингах, а дети бедняков – в поношенной одежде старших сестер и братьев или купленной по дешевке в магазинах “Секонд хэнд”. И, казалось, ничто не предвещало изменения сложившейся ситуации…
Социология
Но в последнее время “вопрос о форме” – все чаще на повестке дня. Почему? Для детей школа – это их жизнь, их работа, к которой нужно относиться со всей серьезностью. А одежда, сшитая со вкусом, ко многому обязывает. Да и тех родителей, которые могут купить своим детям красивую, модную повседневную одежду, у нас не так уж много. Можно предположить, что их примерно 7 %. На эти цифры наводит недавний опрос ВЦИОМ. Резко отрицательно к введению школьной формы относятся лишь 7 % родителей, тогда как 70 % относятся “скорее положительно”, и “только положительно”. За собственные исследования взялся и коллектив мониторинговой службы МГПУ. Он провел экспресс-мониторинг педобщественности Москвы. Большинство учителей (60%) – тоже “за”.
Отправимся к нашим соседям по СНГ. На Украине вступил в силу Указ президента “О школьной форме для учащихся средних учебных заведений”. Форма будет вводиться сначала в младших классах, потом – в средней школе и старшей. Причина нововведения мотивируется желанием украинского руководства “уравнять внешний вид учащихся независимо от их социального положения”.
В Киргизии процесс переодевания учеников в унифицированную одежду шел уже давно. Многие колледжи и частные школы приодели своих воспитанников в красные пиджачки и цветные жилетки. А единственная фабрика “Теским”, которая уже 70 лет специализируется на детском ассортименте, еще полгода назад начала разработку специальных моделей для школьников. В постановлении киргизского Минобразования “О введении школьной формы” есть один категоричный пункт: “О недопустимости посещения занятий в дорогой одежде и драгоценных украшениях”. Все остальное подчинено вкусам и желаниям учеников и родителей. Причем ситуация, в которую попадет большинство школьников, не имеющих возможности оплатить форму, тоже предусмотрена. Для них достаточно “белого верха и темного низа, а в холодное время года – однотонного пиджака или свитера”…
230 + 320 = …
Пока наше Минобразование размышляло, перенимать ли нам зарубежный опыт или остаться при своих интересах, во многих регионах России решили вернуться к школьной форме. Алтайский губернатор выделил на форму аж 2 миллиона рублей из краевого бюджета. Четыре тысячи детей из малообеспеченных семей оденут бесплатно. Шить форму собираются на Бийской швейной фабрике и в Барнауле. Для остальных родителей форма обойдется примерно в 350 рублей. Образцы комплектов, представленные на недавнем семинаре, который прошел в краевой администрации, отличаются от прежней униформы. Фартуков не будет. Гимнастерок – тоже.
В Хабаровском крае школьную форму ввели еще в прошлом году. Пока для начальных классов. Стоимость одного комплекта для девочки – 230 рублей, для мальчика – 320.
В Чувашии “форменный вопрос” поставлен на “формальную” основу. Правительство взяло под контроль обеспечение школьной формой учеников, имеющих право на льготы. Средства выделяются из районных бюджетов, за счет погашения задолженности по “детским” деньгам. Форму покупают и родители. Предприятия-изготовители – “Рассвет”, “Паха тере” – уже получили от частных лиц 1,2 миллиона рублей.
Что касается местностей, территориально более приближенных к Москве, то и здесь ответы на вопросы “носить или не носить? одевать или не одевать?” уже известны. Директор Нижегородского областного Департамента соцзащиты Борис Мохов за введение формы для всех школ региона. По его словам, “даже в бедном Ардатовском районе дети ходят в школу, как на свадьбу”.
Нешкольные выгоды
Введение школьной формы, по мнению многих губернаторов и глав администраций, не только придаст ученикам “божеский” вид, но и заставит работать швейную и текстильную промышленность, а также поможет погасить задолженность по “детским” деньгам. На первый взгляд такой меркантильный подход обижает обитель “отечественной духовности” – школу. Но, как говорится, за что боролись, на то и напоролись, – думали ли “локомотивы” образовательной революции начала 90-х, что обновление школы обернется не только сменой содержания, но и новым пришествием “ненавистной” формы?! А впрочем, была ли она такой страшной, как ее нам представляли? Что прошло, то стало мило…
Мария СОЛНЦЕВА,
Михаил ШЕРСТЯНОЙ
Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования Министерства образования Российской Федерации
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
1. Укажите, пожалуйста, ваше отношение к введению школьной формы как общей, одинаковой для всех обучающихся форме одежды в школе (подчеркните):
1.1. Мне хотелось бы, чтобы была введена школьная форма.
1.2. Мне кажется, что школьную форму вводить нужно.
1.3. Мне кажется, что школьную форму вводить нельзя.
1.4. Школьную форму вводить можно, но при определенных условиях.
1.5. Иное ____________________________________________________
2. Чье решение можно считать достаточным для введения школьной формы как обязательной (подчеркните ваши варианты ответа):
2.2. Решение общеобразовательного учреждения.
2.3. Решение органов управления образованием.
2.4. Только при общем желании и при согласии родителей (семьи учащегося), класса, школы.
2.5. Затрудняюсь ответить.
3. При каких условиях школьную форму можно вводить в обязательном порядке?
3.1. Если школьная форма будет выглядеть красиво и украшать обучающегося.
3.2. Если школьная форма будет изготовлена из одинакового для всех учащихся материала.
3.3. Если школьная форма будет изготовлена из практичного и качественного материала.
3.4. При возможности для обучающихся и их семей приобрести школьную форму бесплатно.
3.5. При возможности для обучающихся и их семей приобрести школьную форму по льготной, доступной цене.
3.6. Иные условия (укажите)____________________________________
4. Какие виды и элементы одежды могут входить в школьную форму установленного образца? Укажите, пожалуйста:
4.1. Повседневное платье или костюм для девочки и костюм для мальчика.
4.2. Праздничное платье, костюм.
4.3. Специальная одежда для занятий трудовой деятельностью.
4.4. Верхняя летняя и зимняя одежда.
4.5. Спортивная одежда для занятий физкультурой.
4.6. Различие школьной формы по классам.
4.7. Иное (укажите)___________________________________________
5. При обязательном введении школьной формы, ЧТО, по вашему мнению, ДОЛЖНО УСТАНАВЛИВАТЬСЯ НЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, А ТОЛЬКО ПО СОВМЕСТНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ обучающихся, родителей (семей) обучающихся и общеобразовательных учреждений? Подчеркните, пожалуйста, варианты, соответствующие вашему мнению:
5.1. Цвет школьной формы и ее отдельных элементов.
5.2. Состав обязательных и необязательных элементов школьной формы.
5.3. Наличие или отсутствие в составе элементов школьной формы принадлежности обучающегося:
к определенной возрастной категории,
к той или иной территории (району, области, краю, республике, государству), населенному пункту, общеобразовательному учреждению,
к определенному учебному классу, группе.
5.4. Наличие или отсутствие национальных особенностей в атрибутах школьной формы.
5.5. Виды обязательных и необязательных атрибутов и символов.
5.6. Иное____________________________________________________
Уважаемый читатель! Вырезанную и аккуратно заполненную анкету направляйте по адресу: 101856, Москва, Чистопрудный бульвар, 6, ком. 108. Новицкой В.В. Министерство образования России будет благодарно всем за сотрудничество.
Комментарии