Человек не может наесться впрок. И выспаться впрок тоже не может. Точно так же и школа, простите за столь прозаическое сравнение, не может запастись учебниками на века. Каждый новый учебный год требует новой – переизданной, переписанной, переосмысленной – литературы. Потому что научить жить в нашем стремительном мире может только такая же «стремительная» книга. О том, какие новые учебники ставить на библиотечные полки и как часто нужно проводить смену книжного «караула», какой должна быть книга, «способствующая процессу модернизации содержания школьного образования», вели разговор специалисты Министерства образования и науки Республики Татарстан и казанские педагоги на прошедшем недавно «круглом столе», посвященном проблемам учебного книгоиздания.
Разговор начала ведущий специалист Минобрнауки Татарстана Лариса Никифорова:
– В Республике Татарстан учебники для общеобразовательных школ закупаются каждый год. Основной ориентир – заказы территориальных (структурных) отделов образования. Правильный выбор учебников с учетом особенностей регионального и школьного компонентов – одно из условий целенаправленного пополнения учебной литературой школьных библиотек.
Сегодня, когда любой учитель волен сам выбирать, по каким учебникам ему работать, главная проблема – недостаток информации о новых книгах. Ориентироваться исключительно на авторские семинары, совещания с издательствами, эксперименты, выставки-ярмарки, к сожалению, нельзя: эти встречи не могут полностью отразить все достоинства и недостатки учебного издания, информация несет в себе элемент субъективности.
Проверить содержательную сторону учебника, методический аппарат, дидактическую необходимость можно только на практике, в классе. И это дело не одного дня. Cреди учебников, достойно выдержавших эту проверку временем в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан, хочется отметить учебники издательства «Дрофа».
Классикой стали учебники Т.Т.Рамзаевой по русскому языку для начальной школы. Они успешно отработали в школах около десяти лет, со временем постепенно преображаясь, меняясь вместе с самой системой начального образования. Это один из самых востребованных учебников последних лет.
Непроходящим успехом пользуются учебники М.М.Разумовской «Русский язык» (5-9 классы), А.Г.Кутузова «В мире литературы» (5-9 классы), А.А.Данилова «История государства и народов России» (6-9 классы), О.С.Габриэляна «Химия» (8-11 классы). Это книги, пришедшие к нам сами, без особой рекламы, «распробованные» и одобренные учителями и надолго, думаю, поселившиеся в наших школах.
Если провести своеобразный рейтинг учебников у нас в республике, то заметно, что, к примеру, преподаватели географии, биологии, физики чаще всего обращаются к учебникам «Дрофы». Эти книги прошли 4-годичный цикл использования, и в последние годы по ним производятся повторные закупки.
– В ходе реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» проводилась целенаправленная работа по совершенствованию структуры и содержания преподавания физики в школах Республики Татарстан, – говорит Раиса Галеева, заведующая лабораторией профильного обучения, учитель высшей категории. – Основное внимание уделялось экспериментальной апробации новых учебно-методических комплектов по физике. Локальным экспериментом стала апробация изданного в «Дрофе» учебника В.А.Касьянова «Физика 10-11». В республиканском эксперименте участвовали школы пяти районов республики.
Мы попытались ответить на один простой вопрос: «Нужен ли этот учебник нашим ребятам?» 98% учителей, участвовавших в эксперименте, решили, что да, нужен. Мы в очередной раз убедились, как важно учителю лично участвовать в «тестировании» новых УМК. Физики Верхнеуслонского и Чистопольского районов до сих пор с удовольствием работают по этим книгам.
– А мне бы хотелось сказать несколько слов об учебниках литературы издательства «Дрофа»,- говорит Люция Яндаева, заместитель директора казанской гимназии №11. – Здесь есть все, чтобы провести яркий, необычный и в то же время грамотный урок: биографии писателей, рассказ об особенностях их художественного мира, всесторонний анализ конкретных произведений (тема, идея, проблематика, языковые особенности). Авторы без лишней идеологизации раскрывают удивительное многообразие литературного процесса ХХ века. Поддерживается и развивается идея исторической преемственности: литература XX века была бы невозможна без своих «предшественников» – традиций XVIII-XIX вв. Но, конечно, самим ребятам интереснее всего раздел «Современная литературная ситуация».
Проста и удобна структура учебника. После каждой главы – вопросы для закрепления и повторения, примерные темы сочинений, задания для самостоятельной работы. Еще один плюс – обширный список литературы для изучения и подготовки к уроку, в помощь работающим над рефератом или докладом.
Есть и методическое пособие, где можно найти и краткие ответы на вопросы учебника, и дополнительные задания.
Авторами составлена и хрестоматия, где в отрывках представлены стихи и проза писателей, чьи произведения не всегда можно найти в библиотеке. Тут же – теоретические статьи поэтов, писателей, критиков ХХ века. И, конечно же, отдельное спасибо за роскошные иллюстрации…
Учебник рассчитан на классы с углубленным изучением литературы, на ребят из гуманитарных гимназий, так как не все статьи по стилю и языковой характеристике доступны для школьников общеобразовательных школ. Но разносторонние задания, глубинное построение статей позволяют учителю дифференцировать работу по данному учебнику и в общеобразовательных учреждениях.
– С «Дрофой» мы дружим давно, – присоединяется к разговору Фарида Салахова, старший методист по биологии кафедры методики преподавания естественно-научных дисциплин Института развития образования РТ. – Большинство школ республики работают по двум вариантам УМК издательства «Дрофа». Это либо учебник, написанный под руководством Н.И.Сонина, либо – под редакцией В.В.Пасечника.
В 2002 году учебники Сонина были переведены на татарский язык и выпущены совместно с издательством «Дрофа» и «Магариф» тиражом 20000 экземпляров. Через год учителя и ученики отвечали на вопросы анкеты, показывающей результаты работы по переведенным учебникам. Все предложения о качестве перевода были направлены редакторам.
Вся совместная работа с издательством «Дрофа» была выстроена с учетом принципа преемственности. Были организованы встречи авторов УМК, методистов ИРО РТ со студентами ТГГПУ. Хочется отметить, что опыт наших учителей по работе с учебниками «Дрофы», методические приемы, разработки уроков вошли в сборники издательства «Мастер-класс» и «Современный урок».
– По учебникам издательства «Дрофа» работают в Татарстане и большинство преподавателей географии, – говорит Нина Лычагина, заместитель директора школы №39 города Казани. – В шестом классе это Герасимова Т.П. Начальный курс географии, в седьмом – Коринская В.А. География материков и океанов и Душина И.В. География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны. В восьмом классе используем учебник Бариновой И.И. География России. Природа и Алексеева А.И. География России. Природа и население. В девятом – Дронова В.П., Рома В.Я. География России. Население и хозяйство.
География – это не просто классический школьный предмет, не просто абстрактная наука. Это образ мысли, образ чувств. География может сделать человека тоньше, добрее и гуманнее, может воспитать настоящего патриота, который ценит и бережет свою землю, а не просто бездумно пользуется ею. Хорошее знание географии – показатель интеллигентности и интеллектуальности, но хороший учебник должен воспитать в ребенке еще и умение пользоваться всеми полученными знаниями на практике, в самых необычных жизненных ситуациях. Поэтому от выбора учебника зависит очень многое.
Итог беседе подвела ведущий специалист Министерства образования и науки Республики Татарстан Лариса Никифорова:
– Для обеспечения нужд учреждений образования с татарским языком обучения Министерство образования и науки РТ вместе работает с ведущими издательствами над переводом необходимых учебников. Так, например, на татарский язык переведено уже восемнадцать учебников «Дрофы». Общий тираж – 308 тысяч экземпляров.
Став надежным партнером системы образования и книготорговых организаций Татарстана, издательство «Дрофа» насытило книжный рынок республики учебной и учебно-методической литературой, картографическими изданиями, наглядными пособиями. Слава богу, учителю теперь действительно есть из чего выбирать. И это уже не просто лозунги, но реальное дело.
Наблюдая весь путь издательства, рожденного на наших глазах, хочется отметить его стремительное развитие, четкое ощущение времени, умение стратегически мыслить и определять дальнейшие пути. Сегодня «Дрофа» – универсальное издательство, охватывающее все области образования. Политика книгоиздания построена таким образом, что без ее учебников обойтись уже нельзя, так как это качественная литература по всем предметам самых авторитетных авторов. Это действительно солидная компания, тут нет суеты и пошлых заигрываний с покупателями.
Сегодня на российском рынке учебной литературы работают более 50 издательств. И выбирая учебник, мы смотрим все-таки не только на название выпустившей его фирмы, но прежде всего на качество книги. И лишь при многократном совпадении всех составляющих – качество учебника плюс имя компании – издатели приобретают заслуженный авторитет.
Комментарии