Кажется, что эта очаровательная, невысокого роста женщина передвигается со скоростью ветра и успевает сделать сразу сотню дел. Елена Штерингарц – победитель профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2012» в номинации «Педагог дополнительного образования».
Когда-то, после окончания биолого-химического факультета МГПИ имени В.И.Ленина, Елена Михайловна преподавала в общеобразовательной школе. Хотя в свое время Штерингарц увлекалась больше биологией, в частности генетикой, придя в школу, она поняла, что, как педагогу, ей все же ближе химия.Но вот уже 6 лет она работает педагогом дополнительного образования во Дворце творчества детей и молодежи «Преображенский», где организовала Детский научный клуб. По словам Елены Михайловны, здесь у нее есть возможность для творчества, реализации своих проектов. А началось все с участия в работе по апробации программ развивающего обучения по системе Д.Эльконина – В.Давыдова в качестве учителя-экспериментатора, это были программы естественно-научного цикла для средней школы. Как говорит сама Елена Михайловна, до этого момента она и не представляла себе, насколько интереснее, а главное эффективнее можно преподавать химию. В рамках эксперимента учителя работали по системе погружения, когда предметные циклы чередовались: неделя биологии, затем неделя химии, следующая неделя – физика, и наконец, неделя географии. Детям было намного увлекательнее и проще изучать предмет, поскольку они оставались «в теме», не отвлекаясь ни на что другое.Именно тогда Штерингарц поняла, что ей интересно работать, используя принципы и приемы развивающего обучения. Так созрело решение попробовать организовать эту работу в учреждении дополнительного образования. Благодаря этому во Дворце творчества детей и молодежи «Преображенский» шесть лет назад возник Детский научный клуб, основная цель которого – развитие мышления и сознания ребенка. Конечно же, дети пришли в клуб не сразу, его полноценная работа началась где-то через год после его открытия. Сегодня здесь занимаются более 160 детей с 1-го по 10-й класс.Елена Михайловна считает, что важно дать детям возможность почувствовать вкус открытий, научить их не бояться ошибок, доводить начатое дело до конца. Проводя с детьми естественно-научные эксперименты, она учит их самостоятельно мыслить, деятельно относиться к окружающему миру. При этом меняется сам принцип познавательной деятельности: «Ребенок обучается видеть окружающий мир не только как потребитель, но и как проектировщик, конструктор – создатель работающей вещи, умеющий использовать заложенный в нее природный закон, принцип работы. Его внимание направляется на сам этот принцип, ребенок от вопроса «Как это сделано?» закономерно переходит к вопросу «Почему это работает», обращаясь к стоящим за работающей вещью физическим и другим естественно-научным законам и принципам».Чем больше ребенок делает собственными руками, тем больше вопросов у него возникает, и каждый вопрос при умелом педагогическом руководстве сможет стать в ситуации организации собственной познавательной деятельности детей новым направлением его познавательного продвижения.В Детском научном клубе ребята занимаются по трем программам (в зависимости от возраста): «История вещей», «Убедительные опыты» и «Тайны веществ». Елена Михайловна рассказывает, что, изучая с детьми историю вещей, взрослые сами открывают для себя много нового, пробуют то, что не каждый человек имеет возможность попробовать. Здесь дети своими руками создают то, с чем в процессе обучения знакомят их педагоги. Чтобы увидеть детские проекты, стоит зайти в выставочный зал во Дворце творчества, где они представлены. Дети с удовольствием проведут для вас экскурсию, все расскажут и покажут. Совершая «убедительные опыты», они готовятся к восприятию школьного естествознания, а познавая тайны веществ, знакомятся с химией. В один прекрасный момент Елена Штерингарц вместе со своими коллегами В.Зеленцовой и М.Куприяновой решила провести во Дворце творчества День науки, чтобы их подопечные могли рассказать и, что самое главное, показать, чем же они занимаются в научном клубе. И ей это удалось. В апреле в стенах Дворца творчества прошел замечательный масштабный праздник «День науки» В рамках праздника работали 10 площадок: «Типография», «Химический калейдоскоп», «Шпионские хитрости», «Узелочки-узелки», «Видимое невидимое», «Оптические иллюзии», «Занимательные опыты», «Головоломки», «Мостострой», «Мир ароматов». На каждой площадке детям помогали родители. Любой желающий мог посмотреть и даже поучаствовать в работе каждой площадки, заглянуть в выставочный зал и ознакомиться с исследованиями и проектами Детского научного клуба. Побывав на этом празднике, я увидела, насколько интересно детям, открывающим для себя что-то новое, реализовать его своими руками: провести химический опыт, построить мост и многое другое. Быстро и слаженно работая в своей команде, ребята продемонстрировали, как много они знают и умеют. И, конечно же, в этом заслуга их замечательных преподавателей. Благодаря занятиям в Детском научном клубе ребята стремятся к саморазвитию и, что самое главное, действительно развивают в себе способность к научному мышлению, творчеству. А смелые, всегда готовые к новым совместным открытиям педагоги им в этом помогают.Когда я спросила у Елены Михайловны о том, чем же она занимается в свободное от работы время, она, не задумываясь, ответила, что Детский научный клуб для нее и работа, и хобби – все свое свободное время она посвящает ему. Елена Штерингарц уверена, что профессия учителя таит в себе очень много интересного и работать с детьми всегда увлекательнее, чем со взрослыми, а когда человек занимается тем, что ему интересно, жизнь становится полнее и насыщеннее.
Комментарии