Цели: знакомство с жанром карикатуры и шаржа, творчеством художников, работающих в этом жанре; побуждение к самостоятельному творчеству, позволяющему отразить особенности создаваемого образа средствами изобразительного языка.
Тема «Дружеский шарж»
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
– совершенствование навыков работы графическими материалами;
– развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
– воспитание толерантности.
Оборудование урока:
ноутбук, экран; программа-слайдшоу работ художников Д.Моора, Х.Бидструпа, В.Маковского «Игра в бабки», А.Дейнеки «Будущие летчики», И.Репина «Стрекоза», В.Сурикова «Портрет О.Суриковой в детстве», А. и С.Ткачевых «Детвора», И.Шевандроновой «В сельской библиотеке»; аудиозапись песни Ю.Чичкова «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки»; стихи М.Пляцковского «Какие бывают девчонки», «Какие бывают мальчишки», бумага и графические материалы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о портрете, но не совсем обычном. Вашему вниманию предлагаются работы художника Дмитрия Стахиевича Моора (Орлова): автопортрет и портрет С.Образцова. Что вы можете сказать об этих портретах?
Ученики: Эти портреты веселые, смешные.
– Они вызывают добродушную улыбку.
Учитель: Давайте рассмотрим рисунки другого художника. Датчанин Херлуф Бидструп изобразил здесь себя, вот серии рисунков под названием «Домашнее задание», «Рыбий жир».
Ученики: На автопортрете художник изображен с рекламным плакатом, на котором нарисован огромный восклицательный знак. Художник тем самым говорит людям, что он очень внимательно наблюдает и может потом показать в смешных рисунках, как не следует себя вести.
– Художник подметил: иногда так не хочется выполнять домашнее задание, что находишь сто причин, лишь бы не садиться за учебники.
– Эти рисунки смешные, но не злые. Они скорее поучительные.
Учитель: Вы сейчас выразили очень правильную мысль. Бидструп писал о начале своего творчества: «Как и все детские рисунки, мои домики, люди, деревья, лошади невольно вызывали улыбку. Помню, как я обиделся на моего дядю, который расхохотался, просматривая мои творения, а ведь я трудился над ними, наверное, не меньше, чем маститый художник над созданием образа святой Мадонны! Постепенно я стал понимать, что именно производило комическое впечатление, и часто уже вполне сознательно рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовольствием убедился в том, что смех – мой союзник».
Все эти работы называются шаржами. Шарж – разновидность карикатуры, где добродушный юмор преобладает над сатирической насмешкой.
Вашему вниманию предлагаются работы творческой группы художников Куприянова, Крылова, Соколова (Кукрыниксы), созданные в годы Великой Отечественной войны: «На приеме у бесноватого главнокомандующего», «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Средства художественного гротеска художники употребили здесь с другой целью. В чем же отличие шаржа от карикатуры?
Ученики: Художник рисует карикатуру, когда хочет кого-нибудь или что-нибудь высмеять.
3. Постановка творческой задачи.
Ребята, сегодня вам предстоит выполнять шарж – обобщенный портрет учеников вашего класса.
Задание для девочек: Учитель читает стихотворение М.Пляцковского «Какие бывают мальчишки». Во время чтения на экране демонстрируются репродукции картин В.Маковского, А.Дейнеки.
Учитель: Девочки, подумайте, какие положительные качества есть у наших мальчиков?
Задание для мальчиков. Учитель читает стихотворение М.Пляцковского «Какие бывают девчонки». Во время чтения на экране демонстрируются репродукции картин И.Репина, В.Сурикова и др.
Учитель: Мальчики, поразмышляйте над положительными качествами девочек.
4. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Во время работы звучит запись песни Ю.Чичкова.
5. Анализ работ и подведение итогов.
Нина БАКАЛОВА, учитель изобразительного искусства СШ № 799, г.Москва
Комментарии