search
main
0

Смартфон или этюдник? Как не погубить искусство в эпоху компьютеризации

​Если открыть любой советский учебник для художественных школ, большая часть заданий и выразительных репродукций будет о пленэрной практике. Стоит отметить, что именно эти работы в учебниках по рисунку и живописи, а также в книгах по методике преподавания изобразительного искусства всегда казались мне самыми интересными и живыми. Пленэрная практика очень известная и хорошо зарекомендовавшая себя часть художественного образования. Казалось бы, все открытия и новшества в этой области пришлись на конец XIX – начало XX века. Сегодня данное направление внеурочной работы может получить не только новую жизнь, но и стать локомотивом в образовательном процессе.

Не секрет, что классно-урочная система образования доживает свои последние годы. А вот образовательные поездки, летние школы, интенсивные курсы с погружением в особую образовательную среду объективно становятся флагманами образовательных проектов и прорывами в будущее.20 лет назад школа №1955 стала вводить в практику работы пленэрные поездки, цель которых – в короткий срок (2 недели или 10 дней) сформировать набор базовых компетенций и навыков, позволяющих самостоятельно создавать необходимый объем этюдов, рисунков и набросков. В результате возникла группа родителей, которые доверились учителям школы и поддержали инициативу, которую администрация школы также нашла интересной. Важной частью успеха стало формирование команды учеников, полюбивших пленэрную практику и передавших интерес своим товарищам. В этот момент проявились ценности, которые складывались во взаимной работе учеников и учителей: возникло доверие, уважение к открыто высказываемому мнению, готовность к сотрудничеству.Первый этап трансформации пленэрной практики произошел с появлением зимних поездок, когда нужно было не только встретить праздник Рождества, но и организовать работу таким образом, чтобы поездка была рабочей и продуктивной. Привлечение опыта психологов в проведении тренингов, направленных на укрепление доверия и взаимопонимания между детьми, а также использование в обучении технологии интегративного подхода принесло неожиданные плоды. Благодаря интенсивности и разнообразию форм работы возникли новые уровни задач: создать особую образовательную среду для развития креативного мышления и выработать принципы общения, при которых данная творческая среда будет не только продуктивной, но и дружелюбной.При таком подходе можно было уже говорить о формировании креативного направления в обучении, когда каждая задача имеет продолжение в виде творческого задания или разбора на тренинге.Благодаря интенсивности и сжатости программы работы все действия учеников и учителей стали демонстративно взаимосвязанными и осмысленными. Если мы говорили о ритмах, то разбирали их и в набросках, и в этюдах, и в композиции, и на занятиях по совместным философским поискам. Возникла среда, выполняющая функции социализации, общения и творческого плавильного котла. Два важнейших направления создают потенциал роста: визуализация образов и вербализация действий и намерений. Интересно, что во время пленэрных практик хорошего результата достигали и те дети, которых нельзя было назвать особенно успешными в обычном обучении.Другой важной особенностью стало создание новой точки отсчета в общении. Учителя и ученики остались в школе, а на пленэрной практике все были художники-путешественники.Разнообразие впечатлений, личностных интересов и ценностей – главное богатство таких поездок. Оно порождает разнообразие образовательных и творческих задач, выстроенных в логическую цепь, что, несомненно, дает новые возможности для развития всех участников поездки.Еще до всеобщей компьютеризации школы мы стали возить с собой ноутбук и мультимедиапроектор для вечерних послепрактических работ.За последние годы многое кардинально изменилось: любой смартфон позволяет сделать хорошее фото. Вот только как создать образ и пригласить в свои воспоминания и впечатления друзей или знакомых? Достаточно ли социальной сети? Эти сущностные вопросы мы решаем в каждой поездке. Наша задача – создать условия и личным примером пригласить учеников разделить с нами радость от творческого процесса. Мы рисуем и пишем этюды вместе с учениками, не навязывая свою позицию и не диктуя решение, но создавая детям возможность преодолеть технические сложности в работе. Важно уметь наблюдать и делать выводы самостоятельно. Для того чтобы сделать небольшую акварель с натуры, это стопроцентно необходимо, а вот для того чтобы транслировать информацию из Википедии – совсем не нужно. В ходе работы над этюдами и зарисовками нарабатывается материал для принятия решений и поисков. Он-то и создает те микродвижения души, что отличают талант от посредственности.Творческие решения – валюта будущего, а среда, формирующая их, – это нефтеносные слои, из которых будут черпать блага грядущие поколения. На сегодняшний день в нашей школе сложилась система поездок, органично встроенная в образовательную программу 6-11-х классов. Все начинается с короткой поездки к нашим многолетним партнерам в город Нерехту Костромской области, когда ученики 6-7-х классов знакомятся с правилами работы на пленэре, овладевают азами мастерства и получают возможность набраться впечатлений. В 7-8-х классах ученики принимают участие в большом пленэре, включаются в работу разновозрастных групп и учатся выполнять учебные и творческие задачи в полной мере. В ученическом коллективе старшеклассников существуют энтузиасты, не пропускающие ни одной возможности поехать на пленэр. Они, к слову, и создают тот коллектив, что выступает на конкурсах и побеждает в олимпиадах.Невозможно вовлечь всех в личную сферу интересов, но создать поле для формирования обмена мнениями очень важно. Поэтому для нас значим каждый, желающий разделить эту поездку. Не обходится и без трудностей: ребята учатся взаимодействовать. В пленэрных поездках это особенно ценно.«Лето – это маленькая жизнь», – поет бард, а каждый пленэр – своя история и траектория развития. Наиболее важный и насыщенный событиями пленэр – летний. Каждое лето на него выезжают от 60 до 120 человек. В практике школы установлено, что дети сами выбирают учителя, к которому записываются в группу, и работают по плану и под руководством выбранного педагога. Обязательно в ходе практики ученик сменяет несколько техник. Начинают в 6-7-х классах с акварели, а заканчивают в старших классах масляной техникой живописи. Используется разнообразие графических техник: рисунок карандашом, пастель, сепия и уголь, маркеры. В ходе такой интенсивной работы и учитель, и ученик раскрываются как личности, и то, что иногда скрывается как неклассическое увлечение, скажем, рисование комиксов или аниме, становится темой для обсуждения.Стоит также отдельно упомянуть о нескольких особенно удачных примерах пленэрных практик. Так, зимний пленэр на Академической даче имени И.Е.Репина в Тверской области запомнился мне необыкновенно продуктивной творческой обстановкой, радостью совместного открытия каких-то необычайных высот, когда дети предлагали совершенные в своей оригинальности решения и царил дух особого дружеского торжества интеллектуального общения. Ученики этого выпуска уже окончили обучение в таких вузах, как ВГИК, Суриковский и Строгановка, и мы  вправе ждать подтверждения нашим надеждам на их успешность и талант. К числу таких же успешных поездок отнесу наш недавний пленэр в Крыму, когда очень многие ученики выросли над собой и раскрылись как настоящие художники, способные видеть новое и прекрасное в мире.Будущее за таким типом построения части учебной программы, как интенсивный курс и практическая деятельность учеников. Опыт наших пленэрных практик и других образовательных проектов это подтверждает. Разнообразие решений и выборов – это то, что создает базу для работы и творчества.Всеволод РОМАНКОВ,учитель изобразительного искусства школы №1955, заслуженный учитель Москвы, член Творческого союза художников России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте