Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИКТ для развития личности школьников. Это повышает уровень активности детей, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними. Как же весь этот потенциал можно реализовать в практической деятельности учителя начальных классов*?
на определение правильности или неправильности высказывания для выбора объектов по общему признаку для организации диалога Это задание можно использовать и для актуализации знаний, и , обобщения.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Контроль и самопроверка знаний
Дидактическая задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
Приемы для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:
1) Использование слайда(ов) с заданиями на определение лишних, недостающих данных, на исправление ошибок, ранжирование строк алгоритма, сопоставление, с одним или несколькими вариантами ответов, открытого типа. Данные дидактические материалы могут быть организованы на карточках с последующей проверкой на слайде.
2) Использование кроссвордов (тематического, лексического, сканворда и так далее) или теста, подготовленного средствами Excel или тестовой среды с автоматической проверкой результатов.
Пример использования кроссворда (теста) с автоматической обработкой результатов
Предварительно учителю необходимо составить и проверить кроссворд (тест) (рис. 1).
Цель: автоматизировать проверку и оценку знаний основных понятий изученного материала.
Условия: компьютерный класс, файл с кроссвордом (тестом) ученики открывают с сетевого или локального диска, в этом случае учитель предварительно должен скопировать файл с кроссвордом (тестом) на каждый компьютер.
Преимущества: автоматическая проверка результатов, контроль может быть обучающим. Тогда на листе с результатами следует создать кнопку возврата, и если дети допустили ошибку в написании слова, они могут вернуться и ввести ответ заново.
Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы, местоположении файла с кроссвордом (тестом).
Деятельность учеников: открывают файл на своем компьютере, ориентируясь на вопросы и иллюстрации, вспоминают слово, заполняют клетки кроссворда с клавиатуры (каждая буква – в отдельную ячейку) или поля для ввода ответов в тесте. По окончании работы нажимают на кнопку Проверить, узнают результат и сообщают учителю.
Форма работы: индивидуальная, парная.
Пример использования слайд-задания
для проведения графического диктанта
Учитель готовит слайд с иллюстрациями каких-либо объектов, явлений, событий и так далее, которые пронумерованы (рис. 2).
Цель: создать основу для организации самоконтроля учеников.
Условия: наличие экрана, проектора, компьютера.
Преимущества: название объектов, которые необходимо вспомнить, пронумерованы для удобства обращения к ним. Таким образом, дети имеют возможность не только слышать слово, но и видеть его правописание и иллюстративную опору, что способствует лучшему восприятию и запоминанию. При этом активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.
Деятельность учителя: инструктирует детей о цели и форме работы. После ответа учеников учитель по щелчку мыши показывает верный ответ (наложена анимация на Надпись, вход – появление, по щелчку).
Деятельность учеников: опираясь на иллюстрацию, вспоминают нужное слово и отвечают письменно в тетрадях или на листочках, во время само- или взаимопроверки называют слова, которые заданы на слайде, по порядку.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
Пример использования слайд-задания на определение правильности или неправильности высказывания
Учитель готовит слайд с высказываниями, часть из которых верна, а другая нет (рис. 3).
Цель: создать основу для организации самоконтроля школьников.
Преимущества: название объектов, которые необходимо вспомнить, пронумерованы. Таким образом, дети имеют возможность не только слышать слово, но и видеть его правописание и иллюстративную опору, что способствует лучшему восприятию и запоминанию. Попутно активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.
Деятельность учителя: инструктирует учеников о цели, форме работы. После ответа детей учитель на своем компьютере по щелчку мыши показывает верный ответ: напротив высказывания появляется сигнал о правильности ответа (наложена анимация на Надпись, вход – появление, по щелчку).
Деятельность учеников: отвечают письменно в тетрадях или на листочках – напротив номера ставят «+» или «-», во время само- или взаимопроверки называют ответы по порядку, который задан на слайде.
Подведение итогов занятия
Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
1) Использование слайда(ов) с заданиями, на основании которого можно оперативно подвести итоги работы с организацией последующей проверки на этом же или на другом слайде (переход осуществляется по гиперссылке). Анимация появления ответов, этапов решения и так далее настроена по щелчку, таким образом, учащиеся не сразу видят все ответы, и есть возможность обсудить варианты ответов.
2) Тест с вопросами различного типа.
Пример использования теста с гиперссылками
для подведения итога
Для организации гиперссылки необходимо, чтобы страница, на которую ссылаемся, была уже создана, поэтому заранее подготовьте их, а затем организуйте гиперссылки (рис. 4).
Цель: создать основу для подведения итогов урока.
Условия: наличие экрана (интерактивной доски), проектора, компьютера для учителя.
Преимущества: организация подведения итогов урока с возможностью определения правильности ответа, при этом активизируется внимание всего класса. Для осуществления переходов между страницами используются гиперссылки. Организованные таким образом задания позволяют переходить на следующий вопрос только в случае правильного ответа, если же ответ ошибочен, происходит возврат на вопрос. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.
Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы. Для организации подведения итогов урока учитель на своем компьютере по щелчку мыши на гиперссылке показывает результат. Если результат неверный, обсуждает с детьми, почему они ошиблись, и по гиперссылке переходит на слайд с вопросом для повторного ответа.
Деятельность учеников: выбирают и называют варианты ответов.
Форма работы: фронтальная.
Пример использования слайд-задания для выбора объектов по общему признаку
Учитель готовит слайд с иллюстрациями различных животных и птиц, среди которых необходимо определить обитателей Крайнего Севера (рис. 5).
Цель: создать иллюстративную основу для подведения итогов урока.
Условия: наличие экрана, проектора, компьютера для учителя.
Преимущества: организация фронтальной проверки результатов работы, при этом активизируется внимание всего класса, ответы появляются последовательно, по щелчку мыши, есть возможность обсудить ошибки. Список животных, с которым работают дети, представлен для них как в словесном, так и в графическом виде, это облегчает уровень восприятия, особенно для слабых групп учеников.
Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели, форме работы. Для организации подведения итогов урока учитель на своем компьютере по щелчку мыши показывает верный ответ: анимация настроена на выход – исчезновение, по щелчку.
Деятельность учеников: работают с карточками, на которых представлен список данных животных в словесном виде.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Пример использования слайд-задания для организации диалога
Учитель организует с учениками диалог в конце урока. С помощью этого слайда можно реализовать два задания, одно – на составление предложений определенной конструкции в диалоге, другое – для проведения аудирования: на слайде вставлена гиперссылка на звуковой файл, после прослушивания которого ребята должны определить продукты, о которых шла речь (рис. 6).
Цель: создать иллюстративную основу для подведения итогов урока. Это задание можно использовать и для актуализации знаний, и для подведения итога, обобщения.
Преимущества: в отличие от учебника иллюстрации на слайде не подписаны, что помогает развивать память. Также иллюстрации способствуют лучшему восприятию и запоминанию слов. Данный вариант работы удобен тем, что его можно организовать и не в компьютерном классе.
Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы, организует диалог с ребятами, запускает звуковой файл на прослушивание.
Деятельность учеников: вспоминают слово по иллюстрации и составляют предложение, отвечая на вопрос учителя.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дидактическая задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Приемы и рекомендации для реализации дидактической задачи средствами ИКТ:
1) Использование слайда(ов) с формулировкой домашнего задания, при необходимости можно проиллюстрировать инструктаж или пример выполнения задания на слайде. Например, если вы задаете составить ребус, то можно подготовить соответствующий слайд.
2) Использование карточек с формулировкой домашнего задания и инструкцией к его выполнению.
Пример выдачи домашнего задания
Ребус создан средствами Excel (рис. 7). Работу можно организовать как фронтально, так и индивидуально, предложив ученику ввести ответ за компьютером. Нажимая на кнопку Проверить, ученики узнают результат и дополнительную справочную информацию.
Цель: проиллюстрировать пример выполнения домашнего задания.
Преимущества: наглядное представление формулировки домашнего задания с возможностью автоматической проверки результата. При этом активизируется внимание всего класса.
Деятельность учителя: инструктирует ребят о цели и форме работы, по истечении заданного времени организует фронтальную проверку: ответ появляется при нажатии на кнопку Проверить.
Деятельность учеников: отвечают устно с места, при необходимости объясняют друг другу.
Таким образом, использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической деятельности средней школы. Появляется целый ряд возможностей:
активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием;
использовать оптимальное количество дидактических, развивающих игр, наглядности, что облегчает и повышает степень запоминания материала;
стимулировать контрольно-оценочные действия учеников;
организовать атмосферу активного творческого труда;
создать благополучный эмоциональный фон.
Дина ШАГАЛЕЕВА, методист Центра развития образования, Нижневартовск
Комментарии