Узнав о рождении ребенка с нарушением в развитии, родители испытывают подчас противоположные чувства – от отрицания проблемы до полного отчаяния. Однако все родители хотят быть уверенными в достоверности информации, которой они обладают, доступности помощи квалифицированных специалистов.
Для поддержки семей в территориальном отделении «Соколиная гора» создана группа кратковременного пребывания «Служба ранней помощи», которая помогает малышу и его родителям вместе справляться со всеми жизненными трудностями. Основной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в процессе развития их особенного ребенка.К нам приходят семьи с детьми с самыми разными нарушениями развития и здоровья. Это могут быть дети с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, дети из группы риска по здоровью и социальным причинам и с другими проблемами, например, дети с расстройством аутистического спектра, генетическими нарушениями, нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата, задержкой психического и/или речевого развития, множественными нарушениями развития, также это могут быть дети с соматическими заболеваниями после длительного госпитального лечения, дети с нарушением адаптации.Часть семей обращаются к нам с направлениями из детских городских поликлиник, часть – с рекомендациями педагогов образовательных организаций. Но большая часть детей приходит по инициативе родителей. Их запрос обычно звучит так: «Он плохо разговаривает», «Он слишком пугливый», «Не играет с другими детьми».Придя в центр, семья оказывается на психолого-педагогическом консилиуме или первичной консультации одного из специалистов, где нам необходимо выяснить истинную причину проблем данного ребенка. Роль «сыщика» и эксперта здесь будет принадлежать специалисту, встречающему обратившуюся в центр семью.На первой встрече проводятся подробнейшая беседа с родителями и их анкетирование, учитываются жалобы и пожелания семьи, проводится сбор информации об истории рождения и развития ребенка, его актуальном состоянии.Результаты обследования преподносятся родителям не как окончательный диагноз, а как оценка ситуации на данный момент развития. В этот период специалисту важно войти в доверительные отношения с родителями, заинтересовать их в участии в процессе работы с ребенком, замотивировать на активную самостоятельную работу и объяснить, что без их помощи ребенку будет очень тяжело справиться со своими особенностями и быть успешным в дальнейшей жизни.Затем в рамках работы группы «Служба ранней помощи» совместно с родителями мы создаем индивидуальную программу ранней помощи. Программа постоянно учитывает развитие ребенка, поэтому ее изменение также обязательно обсуждается с семьей ребенка.Следующий этап включает в себя более глубокое знакомство семьи с работой группы, специалистами, форматом занятий, налаживание непосредственного контакта и т. д. Мы проводим тематические родительские собрания, организуем присутствие родителей на открытых занятиях для ознакомления с реализуемыми формами работы, приглашаем желающих родителей на встречи семейного клуба под руководством опытного социального педагога.Психокоррекционная работа – третий этап, направленный на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию возможных неадекватных эмоциональных реакций родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.С детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия с обязательным участием семьи, на которых родители совершенствуют уровень своего взаимодействия с ребенком – лучше узнают его в результате совместной игры или упражнений. Этот формат нельзя переоценить, поскольку именно родители являются самой заинтересованной в успехе стороной и больше всего времени проводят с ребенком.При обсуждении результатов коррекционной работы даются персональные рекомендации каждому родителю по их ребенку: об их общих успехах, прогрессе, а также дается мотивация на дальнейшую работу.Дети видят мир, и себя в том числе, глазами своих матерей и отцов. Поэтому крайне значима оценка ребенка близкими. Ни в коем случае он не должен почувствовать к себе излишней жалости или стыда. Тогда и он сам не будет в дальнейшем стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.Таким образом, выработка активной родительской позиции, сотрудничество специалистов и родителей, включение семьи – это важнейшие условия для социализации ребенка с особыми образовательными потребностями, его полноценного развития и дальнейшей успешной жизни в обществе.Екатерина ОСТРОВСКАЯ, педагог-психолог территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы;Ирина ШПЫНОВА, учитель-дефектолог территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии