Служба примирения в нашей школе работает более 6 лет, за это время мы накопили почти профессиональный опыт в разрешении конфликтных ситуаций. Дети, которые раньше были первыми юными волонтерами, сейчас студенты вузов, они прошли обучение и помогли обучить других ребят.
У мение общаться спокойно и уверенно дается не сразу. В подростковом возрасте детям необходимы культурная основа и правильная форма, которые помогут быть верно понятым и услышанным. Сейчас ребята, которые сами когда-то оказались в непростой ситуации, могут подсказать другим детям, что можно сделать для разрешения конфликта. Их участие в волонтерской деятельности неоценимо, так как волонтеры помогают преобразить мир вокруг и изменить его к лучшему.
Анна:
– Моя история знакомства с работой школьной службы примирения началась, когда я была еще совсем маленькой. К сожалению, наш класс не отличался ни дисциплиной на уроках, ни умением дружить друг с другом.
Когда ситуация накалилась, к нам на классный час пришла медиатор Юлия Алексеевна и рассказала о том, что планируется провести «Круг сообщества» в нашем классе. Сначала нас приглашали на индивидуальные встречи, где можно было без опаски рассказать о том, что тебя беспокоит в классе. Потом мы все сели в круг и отвечали на вопросы. Вроде бы так просто – сесть и поговорить, но мы очень переживали, что нас неправильно поймут, одноклассники будут смеяться над нами. Во время круга, как ни странно, никто не смеялся, не шутил, не перебивал. Это я уже потом поняла, что основная работа волонтера проходит на индивидуальных встречах еще до круга. Есть даже специальная рассадка, которую мы прорабатываем заранее, такая, чтобы рядом не оказались люди, которые находятся в конфликте.
Оказывается, продумана почти каждая мелочь. На этом круге мне было особенно сложно, потому что отношения в классе у меня не складывались. Я хорошо училась и всегда была примерной ученицей, чем, оказывается, раздражала некоторых девочек в классе, за это меня обзывали. Помню, что на этом круге мне было сложно говорить, но мне помогали волонтеры службы примирения, казалось, что я в безопасности. В моем классе такие круги стали регулярными, а потом, когда нам, детям, нужно было поговорить о чем-то без взрослых, мы просто садились в круг и разговаривали, потому что научились делать это с уважением. Тогда я начала задумываться о том, что тоже хочу стать волонтером службы. В этом году я стала ее частью и теперь помогаю детям садиться в круг и разговаривать. Для меня это важно, потому что меня услышали, и я также хочу помочь остальным разрешить конфликт и договориться.
Дарья:
– Мы с одноклассницей пришли в службу примирения, после того как медиатор провела у нас программу «Круг сообщества». Нужно отметить, что в нашем классе атмосфера была накалена из-за того, что в классе учатся преимущественно девочки, поэтому требования, которые к тебе предъявляют по учебе и внешнему виду, достаточно суровые, многим из нас было тяжело.
Но когда мы начали общаться, то поняли, что у всех одинаковая проблема, мы сами создали такую ситуацию, в которой нам было некомфортно. Осознав, что эти разговоры реально работают, нам захотелось понять, как это происходит. Ведь умение разрешать конфликтные ситуации нужно не только в школе, но и во взрослой жизни.
Ирина:
– Сначала в моем классе провели анонимное анкетирование, где просили указать, к кому из одноклассников мы чаще всего обращаемся при разрешении конфликтных ситуаций. Оказывается, большинство моих одноклассников написали, что чаще всего обращаются ко мне. После этого меня пригласили на тренинг с другими учениками, которые тоже пользуются авторитетом у одноклассников. Сначала я не понимала, что происходит, и думала о том, что и так успешно разрешаю конфликты. Интересно заметить, что в игровых ситуациях на тренинге я поняла, что мне есть куда расти, очень интересно рассказывали про теорию. На практике мы участвуем в «Круге сообщества». Общение с ребятами из других классов очень развивает, сейчас мне кажется, что почти каждый ученик в моей школе может обратиться ко мне, если он оказался в сложной ситуации.
Сергей:
– У нас с моим другом произошел конфликт, мы решили разобраться после уроков. Мне жаль, что эта ситуация произошла с нами, мы просто друг друга не поняли, но были так злы друг на друга, что готовы были к драке. Когда ребята увидели толпу на улице, обратились к школьному медиатору, которая поговорила с каждым из нас и предложила провести общую встречу.
Драться я не боялся, но не хотел, потому что это был мой друг, а я хотел сохранить хорошие отношения. Сейчас я узнал о том, что даже после драки или серьезного конфликта важно садиться и разговаривать, потому что драка или ссора не разрешает ситуацию, а только ее накаляет. И мне важно, чтобы в жизни у молодых ребят была культура общения, ведь мы почти уже взрослые, а взрослые кулаками не машут. Служба примирения учит меня и остальных доносить свою точку зрения до других, быть уверенным в себе, быть сильным человеком.
Комментарии