Когда-то давно, когда я училась в школе и только выбирала профессию, я пошла на урок к знакомой моей мамы. Они вместе ездили в лагерь, много повидали и общаются до сих пор. Но разница в том, что подруга мамы выбрала профессию педагога, а мама решила стать инженером. Так вот мамина подруга (ее зовут Вера Николаевна) узнала о моем намерении стать педагогом. Она пригласила меня к себе на урок. Подумаешь, скажете вы, как будто ты не знаешь, что такое урок. А вот, как оказалось, не знаю! Все дело в том, что Вера Николаевна работала и работает в школе для глухих и слабослышащих детей!
Человек, который никогда не бывал в такой школе, может подумать, что школа она и есть школа. Только, наверное, учитель «машет» руками, то есть говорит жестами, и вся разница. Я тоже так думала. И каково же было мое удивление, когда я узнала, что глухие дети разговаривают и общаются «без рук». Дети внимательно сидели, слушали учителя и лишь изредка переспрашивали то, что не поняли. Сначала, первые минут пять, я не нашла ничего особенного в уроке. Но, досмотрев урок до конца, я поняла, почему для особенных детей нужна особенная школа. Это действительно по-другому, и это действительно увлекательно!Но, мысль о том, что я чему-то когда-нибудь смогу научиться у слабослышащего и глухого ребенка, ни за что не пришла бы мне тогда в голову. Научить их – да! Помочь этим детям понять наш разнообразный, интересный, но порой сложный и жестокий мир – безусловно. Но научиться у них чему-то?!Что ж, институтское время пролетело тоже довольно быстро. За время практики мое мнение о том, что глухой ребенок может помочь мне в моей жизни, научить меня чему-то, тоже мало поменялось. Все изменилось, когда я пришла в школу. Помню свой первый день в школе. Пятый класс. Я учитель русского. Это все, что тогда крутилось у меня в голове. Все методики, все то, чему меня учили все эти долгие годы, будто испарилось из моей головы. Я как будто поняла, что это новая книга, новая, неизведанная страничка в моей жизни. Эти 6 человек, 6 пар глаз, тогда я и понятия еще не имела, как я изменю их жизнь, а что самое главное – как они изменят мою! Не знаю, кто из нас больше боялся нового: они или я. Они смотрели на меня со страхом и верой, что я смогу их многому научить, я же смотрела лишь как на детей, требующих особого внимания, заботы. Тогда для меня все эти маленькие существа были еще посторонними людьми. Я не понимала учителей, которые плачут, выпуская своих учеников в жизнь. Боже, как я ошибалась! Я и понятия тогда не имела, что так привяжусь к своим детям. Да, именно СВОИМ! За все те годы, пока я веду у них, работаю с ними, учу их, я и подумать не могла, что так привяжусь к ним, насколько дорог станет мне каждый из них.У каждого учителя, приходящего в школу, всегда имеется наставник. Я всегда думала, что для меня это один из учителей нашей школы, который много лет поддерживал меня, помогал мне. Татьяна Михайловна (это имя моей наставницы, а в дальнейшем и родного для меня человека), помню, как-то сказала мне: «Мне так интересно с детьми. Ты знаешь, я очень многому учусь у них. К примеру, сегодня я выучила новое слово «гаджет». А еще у них на все есть свое мнение, свои мысли, отличные от нас с тобой. Прислушайся к детям и помоги им стать лучше». Признаться, ни в первый, ни во второй год работы я особо так и не понимала смысл ее слов. Ну есть свои мысли, ну знают дети парочку новомодных слов. Это есть у каждого молодого современного человека. Все мы что-то знаем, что-то – нет. Лишь на четвертый год работы я стала понимать ее слова. Раньше я все больше старалась говорить, учить детей, объяснять им, как нужно поступать, а как не стоит. Теперь же я научилась одному из самый важных умений – умению слушать. Слушать то, что говорят другие. Их мысли, их желания, их чувства. Это помогает мне не только на работе. Все это помогает мне и в семье. Когда усталый муж приходит с работы, я не пытаюсь быстрее рассказать о себе, вставить после каждого его предложения свое мнение. Я понимаю, что его надо просто выслушать, ведь порой это именно то, что всем нам необходимо. Поговорить с человеком, который просто молча выслушает твои проблемы или порадуется вместе с тобой.Кроме того, пройдя уже довольно долгий педагогический путь, я поняла, что стала, как это ни странно, спокойнее, уравновешеннее, что ли… Это важное качество под названием «терпение» помогли мне развить дети. Ведь, что не говори, иногда так много времени требуется на то, чтобы донести до ребенка, казалось бы, такие простые и такие сложные понятия, как дружба, уважение к себе, ценности жизни, любовь. Это иногда обычному-то ребенку понять сложно, а ребенку с особенностями тем более. Но что самое интересное, общаясь с разными людьми, а потом приходя на урок, я все чаще замечаю, что и у взрослых людей эти понятия не всегда сформированы верно.Особенно хорошо я вижу это на уроках развития речи. Да, развитие речи в старших классах очень важно. Особенные детки требуют особенных предметов и, как мне кажется, особенных учителей! Так вот уроки развития речи одни из моих самых любимых. Именно на этом уроке происходит непосредственное общение учителя с ребенком, связанное не столько со знаниями детей по школьной программе, сколько с их жизненным опытом. Да, он, то есть жизненный опыт, у слабослышащего ребенка невелик. Но сколько в детях желания, сколько страсти узнать что-то новое, поговорить о наболевших проблемах общества и их самих!Общаясь с детьми, я поняла, насколько же на самом деле им трудно, как же они боятся нас, слышащих, и при этом втайне мечтают стать такими же, как мы. Если честно, мне очень больно осознавать это. Понимать то, что, да, я могу дать им знания, научить их почти всему, что я знаю и умею. Но никогда я не смогу сделать так, чтобы их самая заветная мечта – слышать – осуществилась. Сочувствие и эмпатия наполняют меня. Умение сопереживать, грустить с людьми – вот еще одна наука. Увы, жизнь бывает жестокой. Но «мои» дети сильные, они не сдаются, не отчаиваются. Они учатся и работают над собой, чтобы найти свое место в жизни, стать полноценными членами общества. Я очень горжусь их силой воли и втайне мечтаю, что когда-нибудь наша медицина и слух сможет возвращать. Ведь меняют же людям органы, даже руки и ноги научились пришивать. Так почему же пока нельзя сделать такую малость – сделать еще одного человека на нашей планете счастливее. Заметьте, что за весь свой рассказ я ни разу не упомянула это режущее слух слово «инвалид». Я говорю особые дети. И особые не только из-за проблем со слухом, а особые, потому что родные, потому что не похожие ни на кого из нас. Дети, которые растут и помогают расти нам, педагогам и людям, которые, сами того не замечая, так многому могут у них научиться.Елена ОРЛОВА, учитель русского языка и литературы лицея №1501, структурное подразделение 22,участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии