Современному школьнику, выбирающему свою будущую профессию в постоянно меняющихся экономических и социальных реалиях, с каждым годом становится все труднее сделать это самостоятельно. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессиональное самоопределение еще более сложный процесс, что обусловлено целым рядом экономических, социальных, психологических и других факторов.
Недостаточная исследованность данной проблемы, а также острая потребность в оптимизации работы, направленной на помощь школьникам с нарушениями слуха в их профессиональном самоопределении, обусловили необходимость изучения теоретических аспектов профориентации и обобщения практического опыта специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание школьников с нарушениями слуха.Профессиональный выбор глухих и слабослышащих учащихся младшего школьного возраста имеет ряд особенностей, обусловленных как возрастом, так и недостаточностью слуховой функции детей. У школьников был отмечен большой разброс в профессиональных предпочтениях – дети среди желаемых профессий называли врача, учителя, космонавта, археолога, шофера, продавца, адвоката. При этом часто ученики не могли рассказать, чем та или иная профессия для них привлекательна, зачастую испытывали трудности, пытаясь объяснить, какие трудовые задачи отличают эту профессию, что нужно сделать, чтобы такой профессией овладеть, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать человек данной профессии. Мы заметили непонимание детьми своих реальных возможностей, связанных с их психофизическими особенностями.Ученики с нарушениями слуха 5-8-х классов продемонстрировали более точный диапазон предпочтений при выборе будущей профессии. Они чаще опирались на конкретные знания о профессиях. Многие школьники называли профессии, о которых узнали в школе, или выбирали профессии своих родителей или те профессии, на которые указали члены их семей. Мы обнаружили, что школьники этой возрастной группы при выборе будущей профессии зачастую выражали чужое мнение.Подобные тенденции сохраняются и у части старшеклассников с нарушениями слуха. Но все-таки их профессиональные интересы, мотивы выбора становятся к концу школьного обучения более устойчивыми.В результате анализа профориентационной работы, проводимой в СКОШИ №52, мы увидели проблему, которая заключается в недостаточности системных мероприятий, направленных на формирование ответственного выбора будущей специальности выпускниками коррекционной школы. На основании этого было принято решение о необходимости следующих действий:- осуществления профориентационной работы с первого года обучения ребенка в условиях школы-интерната;- разработки программы психологической помощи обучающимся в выборе будущей профессии в зависимости от их возрастных и психолого-педагогических особенностей;- подготовки и проведения профориентационных мероприятий в рамках внеурочной деятельности;- участия детей с ОВЗ в проектах Департамента образования города Москвы, направленных на развитие и социализацию школьников;- совместной деятельности СКОШИ №52 и учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы и Департаменту социальной защиты населения;- вовлечение семей обучающихся с нарушениями слуха в работу образовательной организации.В реализации профориентационной работы главную роль выполняют квалифицированные педагогические кадры (учителя технологии, классные руководители, воспитатели) и социально-педагогический блок специалистов (социальный педагог, педагоги-психологи, учителя-дефектологи).Также важно для нас сетевое взаимодействие с учреждениями Департамента образования.В начальных классах проводятся классные часы, речевые конференции, воспитательные беседы. Как часть ранней профориентационной работы в школе-интернате организуются экскурсии. С большим интересом посещают первоклассники и второклассники медицинский кабинет, библиотеку, пищеблок школьной столовой. В 3-м и 4-м классах учителя и воспитатели организуют экскурсии в фотоателье, аптеку, продовольственные и хозяйственные магазины, московские фабрики и комбинаты. В рамках проектной деятельности школьники начальных классов выполняют работы на тему «Такие важные профессии», которые впоследствии представляют на школьной конференции.Профориентационная работа школы-интерната тесно связана с системой дополнительного образования. Одним из востребованных направлений дополнительного образования в школе-интернате можно назвать техническое. Для реализации этого направления в 2016 году СКОШИ №52 заключила сетевой договор с политехническим колледжем №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова. Второй год учащиеся 3-4-х классов во второй половине дня выезжают на школьном автобусе с воспитателем на занятия по объемному моделированию с использованием 3D-ручек. Выбор данного направления родителями и детьми обусловлен желанием детей узнать что-то новое, интересное, что не изучается ежедневно на уроках в школе. Организовать досуг воспитанников школы-интерната, повысить их мотивацию в решении вопросов профессионального самоопределения – задача трудная. В настоящее время у педагогов появилась помощь в лице вчерашних выпускников: сегодня это молодые специалисты, ведущие «Кружок от чемпиона». Уверенность в своих силах, вера в будущее появляются у школьников, когда они видят, что выпускники их школы могут добиться многого. Таким образом, формирование личности современного подростка с особыми образовательными потребностями, осознание им ответственности за выбор будущей профессии зависят от поддержки обучающегося в семье и школе. Александра ДАНИЛОВА,доцент Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук;Елена ПОДВАЛЬНАЯ,директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №52, кандидат педагогических наук
Комментарии