search
main
0

Слуга всех господ. Зарабатывает не тот, кто лучше работает, а тот, кто лучше отчитывается

Гимназию №43 на рабочей окраине Омска можно назвать учреждением элитарным – не по составу учеников, конечно, а по качеству обучения, занятости детей и, пожалуй, по степени ее открытости. Директор гимназии Олег Анатольевич ГРИЦИНА общается с учениками и их родителями в любое время суток – для этого на сайте школы специально создан раздел, причем с припиской: укажите, как вам удобнее ответить. Так же откровенно он рассказывает о проблемах гимназии, которые, впрочем, отражают проблемы всей системы образования.

Телефонное правоЕсли из школы убрать учеников, учителя вздохнут и будут спокойно заниматься отчетами. Если убрать еще и учителей, администрация вздохнет и тоже будет спокойно заниматься отчетами. Есть такая педагогическая шутка, в которой немало истины.Каждое утро я начинаю с просмотра почты – не дай бог что-то пропустить. В среднем 3-5 бумаг в день я должен заполнить. Ухожу из школы в 7, но перед уходом непременно смотрю почту – не дай бог пропустить очередной отчет. Школу контролируют 27 организаций, не считая образовательного руководства. Но если бы это означало всего 27 отчетов в месяц! У каждой федеральной структуры есть подразделения на других уровнях – областном, муниципальном, районном. Им тоже нужны отчеты – ежедневные, ежемесячные, квартальные, годовые.Есть еще мониторинги – только постоянных более десятка: одни с общей информацией о школе, другие более детальны. Все они работают на разных платформах, служат разным ведомствам. Самый объемный – «Наша новая школа», там есть все: данные по заработной плате, количество тех, кто реализует новые стандарты, дистанционное обучение, состав детей… Всего 12 – не пунктов, направлений.Самое удивительное, что порой мониторинг заполняется ради мониторинга – информация не востребована никем. Во всяком случае, судя по количеству регулярных запросов. Новый запрос от вышестоящей структуры порождает новый отчет или мониторинг. Почему нельзя воспользоваться ранее переданными отчетами? Причем запросы у чиновников всегда разные. Сегодня о чем-то в одном разрезе, завтра о том же, но по-другому. Это я еще не считаю бумаги, которые нужны Департаменту образования.Я хочу работать в школе, хочу заниматься интересными проектами. Каждый год выпрашиваю в департаменте хоть несколько часов географии – я же теперь не учитель, а менеджер! Но приходят ко мне представители КТОСа, предлагают сделать стенд о людях микрорайона. И ведь хорошее дело, мы много занимаемся патриотическим воспитанием, но я им отвечаю: «Давайте, но только не сегодня – у меня отчет». А завтра будет новый.Раздражает бессмысленность этого занятия. Отчетность никак не способствует развитию школы, не помогает ребенку получить больше знаний, умений, навыков. Я уже не понимаю, для чего мы работаем – чтобы воспитывать новые поколения или для того, чтобы не забывали: школа – самый мелкий винтик в системе, слуга всех господ?Чиновничью систему не переделать. Но ведь можно накопить информацию и систематизировать. Сделать единую программу, из которой можно брать данные, совсем не сложно. А бумажки в таком случае не нужны совсем, для этого другие структуры уже давно пользуются электронной цифровой подписью. Только ведь чиновникам не хочется напрягаться – искать, анализировать информацию. Это сложнее, чем разослать по школам указание о новом отчете или позвонить директорам. Телефонное право никто не отменял.Сколько стоит «чих»У учителей обязательные бумаги не столь объемны. В конце месяца – отчет по питанию, в конце четверти – о прохождении программы, еще некоторые. Гораздо больше времени занимают отчеты, необходимые для получения стимулирующих надбавок. Новая система оплаты труда изначально мне казалась неплохой идеей – учитель получает базовый оклад и еще мотивационную часть за конкретные дела. Оказалось, все не так просто. Фонд оплаты труда при неизменяемом подушевом нормативе не позволяет полноценно стимулировать работу педагога. Базовую часть оклада мы подняли, стимулирующая часть фонда, таким образом, уменьшилась. Причем фонд у нас совсем не тот, что должен быть, согласно подушевому финансированию. Условно говоря, наша гимназия по количеству душ должна получать в фонд оплаты труда примерно 1700000 рублей. Доходит около 1300000. Потому что наша гимназия – учреждение крупное, а, к примеру, соседняя маленькая школа на положенные ей 600 тысяч не выживет. Вот ее и содержат за наш счет.Но хуже всего, что такая система меняет психологию учителя. У нас много прекрасных педагогов. Из 61 – 3 заслуженных учителя РФ, 6 отличников народного образования, 8 почетных работников образования РФ, только победителей конкурса в рамках нацпроекта «Образование» – 9. Много молодых, причем из наших же выпускников. Но, как везде, есть и такие, которых я называю «Марь Ванна». И вот Марь Ванна, учитель русского языка и литературы, отказывается вести детей в театр. «Почему? – спрашиваю я. – Ведь спектакль по произведению, которое входит в программу?» – «Потому что в прошлом месяце мне за это заплатили мало».Но ведь учитель – это не просто человек, который дал 18 часов и пошел отдыхать. Это сеятель вечного, доброго, светлого. Банально, но я в этом убежден. Как разделить уроки и процесс воспитания? Новая система оплаты труда к этому толкает. Учитель отчитывается за каждый чих, чтобы за него получить доплату.Есть у нас заслуженный учитель РФ Наталья Ивановна Носкова, преподает мировую художественную культуру. Точнее, ею живет, и вместе с ней ею живут дети. 35% учеников нашей гимназии после знакомства с ней поступают в школы искусств. Рисовать, снимать умеют все выпускники. Она организовала кукольный театр, «артистов» мастерят дети, родители. Вывозит детей на экскурсии, в театры, в путешествия.А Марь Ванна отвела уроки, дала детям задание, поучаствовала во Всероссийском интернет-конкурсе и получила то же, что Наталья Ивановна. Ведь вроде значимо – всероссийское мероприятие. А что от него уму и сердцу? Миссия учителя не предметы преподавать, а учить жизни. Сейчас учителя неплохо зарабатывают. Но порой выходит, что зарабатывают не те, кто работает, а те, кто лучше отчитывается и кричит громче. Нельзя работу учителя оценивать по конкретным мелким шажкам, за которые он набирает больше, чем за значимые для школы и детей события – олимпиады, успешность в четверти, экзамены.Оценка учителюУ учителя должна быть иная оценка. Единая тарифная сетка имела свои плюсы: приличная базовая часть у тех педагогов, которые заработали высокую категорию, накопив стаж, опыт. Это была некая гарантия профессионализма – такой человек уже просто не может работать плохо. Думаю, что изначально должен быть достаточно серьезный базовый оклад, гарантированная оплата за труд. Доплаты нужны, но другие. Пусть будут учителя-стажисты, новаторы, наставники, лидеры. Давайте составлять рейтинг педагогов вместе с родителями и учениками. Тогда Наталья Ивановна будет работать, как работала всегда, независимо от зарплаты – для нее это второстепенно. Но она сможет получать удовольствие, а не унижаться, доказывая очевидное – что хорошо делает свое дело. А Марь Ванне придется подтягиваться до ее уровня, если хочет заработать. Глядишь, и втянется. Понятно, что таких педагогов, как Наталья Ивановна, много не бывает. Но они должны быть на виду, должны быть выделены, чтобы другие понимали, к чему стремиться.В этой связи мне совершенно непонятно, чем занимается Омский областной Профсоюз работников образования кроме подписания соглашений с департаментами и министерствами в стиле «одобрямс». В 90-е годы, когда учителям не платили зарплаты, он действительно их защищал, в последние годы разве что пишет письма заместителю председателя Комитета по образованию Государственной Думы, депутату от Омска Олегу Николаевичу Смолину, который, собственно, и выполняет его функции. Разве мало вопросов, которые нужно решать?С удивлением узнал из «УГ», что Министерство образования, к примеру, Новосибирской области, подушевой норматив увеличивает, у нас почему-то это считается невозможным – делятся все те же крохи. Причем из них же мы платим техническому персоналу гимназии. К крошечному базовому окладу – 2600 рублей – мы добавляем из фонда оплаты труда сколько можем, чтобы, дотянув до минималки, хотя бы соответствовать законодательству. Мы можем вообще остаться без техничек, сторожей. А оздоровление сотрудников, которое исчезло напрочь при постоянных разговорах об эмоциональном выгорании? Профсоюз проводит пиар-акции, а где реальная помощь? А ведь он существует на наши деньги: с каждого по 1% от зарплаты – получается сумма серьезная. Другое дело, что желающих вступить в него все меньше, люди не видят его эффективности.Сейчас социальная напряженность в коллективах немногим ниже, чем в 90-е годы. И сдерживать ее приходится нам, директорам. Правда, единственный наш инструмент для этого – собственный авторитет.Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте