Попадая на профессиональный конкурс, наблюдатели часто стараются угадать, кто станет победителем. Честно говоря, никогда не задумывалась… С удовольствием общаюсь со всеми конкурсантами на первом этапе, пытаюсь замерить их настроение. Кстати, и нынешней победительнице «Воспитателя года» Анастасии Быстрюковой я задавала на старте конкурса традиционные вопросы: «Что вас сейчас радует, что беспокоит?» Мне понравилась открытость Анастасии Николаевны, а еще ее смелые ответы на вопросы жюри во время испытания «Педагогическая находка» – она вежливо, но настойчиво отстаивала свою точку зрения.
Анастасия призналась в тот первый день знакомства:
– Мне нравится, когда в аудитории люди сначала оценивающе смотрят на меня с немым вопросом в глазах: «Ну, чем вы нас удивите?», а когда я делюсь своим опытом, взгляд их меняется, становится более доверительным, потом – понимающим, потом – заинтересованным.
Опыт мадбординга, с которым я пришла на конкурс, авторский, поэтому были риски, какие всегда бывают, когда показываешь что-то новое. А эта идея возникла просто во взаимодействии с детьми. В Интернете подсмотрела, как можно ее оформить. И по-своему воплотила. Самое главное – я наслаждаюсь атмосферой на конкурсе! Хочется поделиться тем, что прожито.
– Кто переживает за вас дома? – спросила я тогда же, на старте «Воспитателя года России»-2020.
– Муж и трое деток. Младшему сыну 6, дочери 8, второй дочке будет 14. Очень волнуются. В процессе подготовки к конкурсу стали самостоятельными. Дочь мне сказала: «Мама, я уже борщ готовлю лучше, чем ты, давай возвращайся!» Они у меня большие молодцы. Муж поддерживает. Старается не отвлекать звонками, понимает. Конкурсом я живу уже несколько лет…
И вот торжественная церемония закрытия. Анастасия Быстрюкова прославила себя, свой детский сад №41 станицы Новокорсунской, регион – Краснодарский край, Институт развития образования Кубани, который помогал ей готовиться. И поздним вечером финального дня мы беседуем. А как иначе? Такова миссия победителя – рассказывать о себе аудитории, в том числе читателям «Моего профсоюза».
– Испытания на «Воспитателе года России» разные – привычные педагогу и не очень. За что вы больше всего волновались?
– Особенно переживала за занятие. Мастер-классы мы имели возможность отработать, увидеть все «за» и «против». Хотя мастер-класс придумался небыстро… Был период проб, исправлений. Я проводила его и в онлайн-формате, и с живой аудиторией. Конечно, подготовка к конкурсу – это огромный труд, но мне это нравится. Важно верить в то, что ты презентуешь, верить в себя. И рассказывать о своем опыте лаконичным педагогическим языком.
– С кем вы готовились к мастер-классу?
– У нас замечательная команда на кафедре дошкольного образования Института развития образования Краснодарского края. Они так мне помогли! Мы работали вместе. Особая благодарность доценту кафедры Юлии Валерьевне Илюхиной. Готовились планомерно. Очень хотели удивить. Мне кажется, это удалось.
– Расскажите подробнее о вашей авторской идее, представленной на финале.
– Цель мадбординга – индивидуализация образования в детском саду. Когда ребенок занимается мадбордингом со взрослым или с другими детьми, он получает возможность проявить себя различными способами, выразить свое мнение и поучаствовать в общем деле.
Технология пришла из мира графического дизайна, она не педагогическая. Мудборд достаточно известен – это «доска настроения», ею часто пользуются дизайнеры, чтобы показать превью будущего проекта, это способ визуализации. Мне показалось, что идею можно реализовать с дошкольниками. Изменили букву в слове для благозвучия. Пришла мысль развить эту идею в трех направлениях – доска атмосферы, доска мотивации, доска достижений.
– Доски всегда общие, коллективные?
– Бывают общие и бывают индивидуальные. Доски мотивации дети часто создают самостоятельно, потому что у каждого свое желание, своя цель.
Доски могут стоять, висеть, находиться на любой поверхности. Доской может быть все что угодно, например окно. Это место, где ребенок собирает ассоциативные картинки, фразы, предметы. Самый большой плюс мадбординга – возможность самовыражения.
– До вас доску настроения не пытались использовать для дошкольников?
– Это абсолютно наш, авторский подход. Чтобы помочь педагогам понять, в чем суть, я рассказываю о мадбординге на моем персональном сайте (shcherbinan84.wixsite.com/nastroenie).
Создано пособие, в котором описаны разные виды досок, особенности их наполнения, дана информация, из чего их можно мастерить, как быть с досками потом, что делать, чтобы они работали, и так далее. Есть пособие для родителей, где доступным языком рассказывается, как создавать такие доски дома и получать хорошие результаты при взаимодействии с ребенком.
– Анастасия Николаевна, мадбординг – это технология?
– Пока это опыт. Для технологии у нас еще не так много инструментов, но я надеюсь, что удастся опыт расширить. Мы открыты для взаимодействия. Коллеги, которые воспользовались нашей практикой в условиях своих детских садов, присылают фотографии досок, созданных в том числе и педагогами под их собственные задачи.
Ни одна доска никогда не повторяется. У детей особенно! Как-то ребята делали доску достижений на тему «Зима», и на ней появился валик. Мальчик Данила объяснил: «Я в новогодние каникулы с мамой красил стены». Это было его достижение! Поэтому он прикрепил валик на доску с помощью малярного скотча. И все ребята, когда я подходила и спрашивала, что означает валик, отвечали: «Ну что вы, это же Даня научился красить стены!»
– Дети ведь сами выбирают, что помещать на доску?
– Да. Можно даже воспользоваться тем, что есть в группе. Когда дети имеют опыт создания доски, можно прийти и сказать: «А что, если мы с вами попробуем сегодня сделать доску на тему «Мы юные защитники»? Что мы можем сюда поместить?» – «А у нас есть рисунки!» Рисунки с выставки взяли и прикрепили. «Какие цвета у нас могут здесь появиться?» – «Синий, зеленый».
Каска зеленая, морская форма синяя. Какие фразы можно сюда добавить?.. Если ребята знакомы с этим опытом, им несложно это сделать. А на конкурсе, например, мы понимали, что для малышей из пермского детского сада это новое дело и времени мало, мы пошли другим путем – начали создавать один элемент этой доски, азбуку. И потом, когда ребята что-то нашли, обсудили это, я задаю вопрос на рефлексивной части занятия: «Ребята, как вы думаете, это азбука ваших достижений, знаний?» Они говорят: «Да!»
– Анастасия Николаевна, а как вы стали педагогом?
– Есть замечательная фраза: «Случайный поезд может привезти вас на нужную станцию». У меня так и случилось. Приведя старшую дочь в детский сад, я осталась там навсегда. Была активной родительницей. Заведующая спросила: «Не хотели бы вы попробовать себя в качестве воспитателя? У вас здорово получается». И я решила получить второе образование, чтобы стать педагогом.
По первому я документовед, училась в Российском государственном гуманитарном университете, окончила его с красным дипломом. Время для учебы у меня было – я находилась в декретном отпуске с третьим ребенком, ну и решила не тратить время зря. Получила второе образование в Ленинградском социально-педагогическом колледже Краснодарского края по специальности «воспитатель детей дошкольного возраста». После диплома практически сразу приступила к работе. Это было пять лет назад.
– Вы пришли работать в тот самый детский сад, куда когда-то привели старшую дочку?
– Да. Меня там ждали. Все дети у меня ходили в этот детский сад. Был, конечно, выбор, но я остановилась на этом садике. Здесь замечательный руководитель, который изначально помог мне с самореализацией.
– Вы получили теорию в колледже. А на практике этих знаний хватило или пришлось что-то еще узнавать?
– Конечно, здорово, если ты приходишь в детский сад и у тебя есть опытный наставник, который тебе помогает. Мне, кстати, повезло в этом смысле. Но не всегда так случается. Иногда приходится набивать шишки на собственном опыте.
– А как это было у вас?
– Помню свой первый рабочий день. Это была старшая группа. Я допустила сразу несколько ошибок. Спросила, кто хочет подежурить, захотели все! Помощник воспитателя схватилась за голову. Был полный хаос. На первых порах я не знала, как привлечь внимание детей.
Расстраивалась, когда у меня что-то не получалось. Мне кажется, все через это проходят. Коллеги помогали советами. Замечательно, когда вы встречаете людей, которые проработали много лет.
Они стараются оградить вас от ошибок. Хотя, думаю, есть ошибки, через которые человеку надо пройти самому, чтобы понять, что так больше делать не надо. Мне кажется, профессия педагога этим хороша: чем больше мы осознаем, что наши ошибки дорого стоят, тем глубже мы в нее погружаемся. Трудности позволяют нам развиваться. Надо понять, как преодолеть их и избегать в будущем.
– Вы сказали, что уже несколько лет в конкурсе «Воспитатель года». Получается, участвуете не первый год?
– Да, я участвовала в «Воспитателе года» три раза. Три года назад стала третьей в нашем Тимашевском районе. Два года назад заняла второе место. В 2020 году стала первой в районе и затем победила на краевом этапе. Он успел пройти в прошлом году живьем, в феврале.
В региональном этапе участвовали 44 муниципалитета Краснодарского края. На краевом уровне идет очень серьезная подготовка к конкурсу. Накануне регионального финала победители из муниципалитетов приглашаются на подготовительные курсы, чтобы отрепетировать все испытания, изучить критерии оценки.
А еще эти курсы позволяют участникам познакомиться, происходит личное и профессиональное общение. Мне, например, это очень помогло! Группа поддержки была замечательная и на региональном этапе, и здесь, на всероссийском. Мне удалось найти коллег-единомышленников. Все не зря. За прошедший год я узнала столько, сколько бы и за пять лет не узнала, если бы не участвовала в конкурсе!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии