В середине ноября премьер Владимир Путин пришел в школу, причем в необычную школу. В московской 1060-й работают нынче два учителя года России – Михаил Стародубцев и Михаил Случ, один – учитель музыки, другой – математики. Предметы разные, победа на Всероссийском конкурсе – одна. Разница у Михаилов только в том, что Стародубцев победил в 2008 году единолично, а Случу пришлось делить ее с коллегой из Тульской области. Но Михаил Случ войдет в историю еще и по другому поводу: в Кремлевском дворце «пеликана» ему вручил Президент РФ Дмитрий Медведев, а в родной школе – Председатель Правительства РФ Владимир Путин. Первый хрустальный приз Михаил отдал тульскому коллеге, второй, видимо, сделали специально для такого случая (случай для Случа!).
Вместе с премьером в школу №1060, где директорствует Михаил Случ, приехали мэр Москвы Сергей Собянин, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, министр образования Москвы Исаак Калина. Для мэра и московского министра этот визит был знаменательным – первым в новом статусе. Примечательно, что школа, в которую они попали, не новенькая, а с солидным стажем, да и здание хранит приметы времени. (Эта школа №1060 в Замоскворечье находится в нынешнем здании с 1936 года, в ней учились Андрей Вознесенский, Александр Мень, Андрей Тарковский). Однако, похоже, то, что школа выстроена не по новенькому современному проекту, никого не смущало, о том, чтобы выделить школе деньги на ремонт или даже на возведение нового здания, разговора никто не заводил. Правда, по ходу дела Михаил Случ рассказал Владимиру Путину и гостям, что он здесь начинал рабочим в 1992 году, когда школа была полностью разрушена, приводил ее своими руками в порядок, для того чтобы можно было начать очередной год с 1 сентября. С тех пор постоянно здесь и работает – раньше только преподавателем, а теперь еще и директором. Разговор во время встречи шел о том, как в новые времена и с новыми законами школа может не только выживать, но и жить, давая качественное образование своим ученикам. Педагогический процесс в 1060-й построен «на соединении классического российского подхода к организации, содержанию образования и принципов инновационной педагогики, на учете интересов и индивидуальных успехов отдельного ребенка». Можно сказать, что тут работают с каждым из 382 учеников, к тем же, кто имеет ограниченные возможности здоровья, 44 учителя, среди которых есть кандидаты и доктора наук, относятся с особенным вниманием.Ученики встречали гостей во дворе, но не специально – так уж получилось, что в это время у них по расписанию была прогулка. Но уж если такая встреча случилась, то ребята и стали показывать свою школу, ее кабинеты, классы, мастерские. Для тех, кто не знает, напомню – это школа, работающая по технологиям Вальфдорфской педагогики, и тут многое премьеру было в диковинку. Он побывал в кабинете труда и посмотрел, как ученики лепят, вырезают из дерева разные штучки. Они, полезные и декоративные, премьеру так понравились, что он даже сам решил сделать приятное мастерам – оставил им автографы прямо на деревянных изделиях, сфотографировался с ребятами на память. В кабинете физики Владимир Путин внимательно послушал рассказ ребят о том, как они овладевают знаниями по этому предмету, причем увидел, как ловко, начиная с начальной школы, они делают опыты с водой, в холлах посмотрел на различные приборы, которые дают представление о том или ином физическом законе, поудивлялся тому, как замечательно тут используют информационные технологии для ведения электронных журналов и архивирования различных (контрольных, самостоятельных и прочих) работ, восхитился тем, как в школьной студии ребята делают мультфильмы, различные видеоролики.Но впереди у премьера был серьезный разговор с педагогами, задуманный не просто так, а в преддверии заседания президиума Правительства РФ, на котором предстояло утвердить новую федеральную целевую программу по развитию образования, чтобы выяснить или прояснить для себя некоторые проблемы, выслушать мнение учителей этой не рядовой школы (школу, в которой работают два лучших учителя России, рядовой и в самом деле не назовешь). Государство планировало выделить на ФЦПРО большие деньги (свыше 157 млрд рублей, из них 53 млрд – из федерального бюджета, а 10,5 млрд рублей должны пойти именно на среднюю школу), так что нужно было понять, стоит ли идти на такие траты, заслуживает ли их школа.«Я, честно говоря, просто удовольствие получил, когда посмотрел, как у вас организован процесс, – признался премьер. – Я не нахожу другого слова, кроме как талантливо. Просто талантливо! Мне самому интересно и детям интересно этим заниматься. Такие способы обучения, такой стиль работы и должны поддерживаться». После этих восторгов дискуссия пошла в русле финансовом. Путин вспомнил, как Собянин, будучи губернатором Тюменской области, вводил подушевое финансирование, новую систему оплаты труда, подчеркнув, что переход к новым методам хозяйствования дает возможность не только оперативно и самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, направлять их на повышение заработной платы, принимать решения по поводу того, сколько и куда нужно направить для развития самой системы образования. А Собянин, вспомнив о былом, порассуждал о том, что на практике изменится в связи с 83-м ФЗ. От первого лицаСергей СОБЯНИН, мэр Москвы:- Что такое бюджетное финансирование? Вернее, что такое бюджетные учреждения новой формации? Это бюджетные учреждения, которые получают деньги не под смету, а под заказ. Достаточно сложно так воспринять, что такое заказ, что в этом заказе будет и так далее и тому подобное. Для школ это самая простая модель. Почему? Потому что школы, по сути, уже переведены на заказ. Каким образом? Нормативное финансирование, которое введено по всей стране (кстати, в Москве тоже нормативное финансирование), это и есть заказ. Школа получает за одного ученика 60-70 тысяч рублей, и директору говорят: «Михаил Ильич организует работу, учебу в школе на эти 63 тысячи рублей за одного ребенка». И он ее организовывает. И дальше так будет. Это и есть госзаказ. Школы уже перешли на эту систему работы, но внебюджетные доходы, которые школа получает, небольшие – 250 тысяч, в некоторых школах больше. От всего масштаба финансирования – 26 млн – это небольшие деньги. По бюджетному законодательству они должны изыматься из школы, зачисляться на централизованные счета, там всё перераспределят и только потом когда-то это может дойти до школы. Такое у нас бюджетное законодательство.Когда вы подумаете, что ваши деньги кто-то будет забирать делить, то скажете: «Нет, ребята, мы так не согласны. Либо мы вкладываем сами в школу, либо вы сами уж тогда финансируете». Чтобы убрать вот эту дилемму, а, по сути дела, нарушение законодательства, которое сегодня существует, когда деньги изымаются, мы ввели в систему бюджетных учреждений право для них самим эти деньги аккумулировать и расходовать. А в школе еще обязательно должно быть введено самоуправление: не просто директор деньги израсходовал, а родители должны принять в этом участие.И еще одно новшество, которое есть в 83-м ФЗ: сегодня деньги школы расписаны по смете. Вроде бы по нормативу даются, но внутри школы есть «сметка» – на заработную плату столько-то, на учебные пособия столько-то, идет отдельная статья еще на коммуналку. Я спрашиваю: «Михаил Ильич, а ты знаешь, сколько по нормативам приходится, а ты знаешь, сколько по коммуналке ты получил?» – «Нет, не знаю». Здрасьте! Такая школа, там миллионов 5-6 на коммунальные расходы идет! Я спрашиваю: «Михаил Ильич, а если бы ты эти деньги сэкономил, вовремя свет бы в классе погасили, дырочки бы в окнах заделали, сэкономили бы 800 тысяч, вам было бы не все равно!» Сейчас по новой системе сэкономленные деньги уже никто не заберет. Эти деньги пришли в школу, сэкономили, и они остались в вашем распоряжении, то есть вместо жесткой сметы, которую мы где-то сверху планируем, будет свобода, планирование будет происходить в школе. Но норматив, который сегодня заложен (даже в законе написано жестко), уменьшаться ни в коем случае не должен, – это законодательно закреплено.В 83-м Федеральном законе ни о каких дополнительных, платных услугах нет ни одного слова. Мы даем право заниматься платными услугами, но это не значит, что стандартные услуги, за которые платит государство, вдруг окажутся платными. Директор школы за это в тюрьму сядет, этого нельзя делать! В школах платные услуги уже давно действуют, то есть в тех, которые перешли на нормативное финансирование. Проблема для Москвы в том, что нормативное финансирование было сделано очень странно. Вот 1060-я получает 63 тысячи рублей в год на ученика, а есть школы, которые получают 120 тысяч, 200 тысяч рублей, – там учатся такие же московские дети, но попасть туда трудно. Люди там костры по ночам жгут, рвутся в эти школы, а кто-то, может, туда попадает по блату (извините, старинный способ). В результате там получаются элитные дети элитных родителей. Но государство платит разные деньги: за одного ребенка – 63 тысячи, а в другой школе за другого ребенка – 200-100 или 120 тысяч рублей. В результате такой же ребенок получает разное образование, получает разные возможности – с этим надо считаться. Я не говорю, что надо это порушить, это сложилось годами, но это вызывает вопросы у родителей, это вызывает напряжение во всей системе. Когда по Москве говорят, что тут 40 тысяч рублей средняя зарплата, это означает, что есть преподаватели, которые получают и по 14 тысяч рублей, а есть и те, кто получает 80 тысяч рублей. Эти перекосы постепенно, спокойно надо устранить – не надо всяких революций.В Москве по-прежнему осталась единая тарифная сетка – наверное, в единственном субъекте страны. Может, еще пяток регинов в таком режиме финансируются. В результате что получается? Когда мы оцениваем качество учителя, говорим – этот учитель лучше, тот – хуже, толку дальше от этого нет, премий нет, премиального фонда нет. Финансируется все так: у этого учителя есть награды, большой стаж – ему платят больше, у этого меньше стаж – ему меньше платят. Это, конечно, надо учитывать, но помимо этого должен быть фонд премирования, учитывающий качество обучения, воспитания, организацию деятельности. Этим фондом вместе с директором должны распоряжаться и родители, теперь уже как заказчики, они должны сами участвовать в распределении денег. Родители же четко знают: кто-то грубит на уроках, кто-то хамит, кто-то нормально к детям относится. Это не означает, что нужно всем распределять, но участвовать, высказывать свое мнение родители должны.Михаил Случ с премьером и мэром согласился, подчеркнув, что чрезвычайно важным было приглашение на разговор с Владимиром Владимировичем не только учителей, но еще и родителей: «Сегодня важен механизм государственно-общественного управления – довольно важный институт гражданского общества, один из инструментов которого открытость – информационная открытость и доступность школы для родителей. Ведь школа – это не только образовательное учреждение, это и некий культурный центр, часто это такое место, где родители получают не меньше, чем дети. Заинтересованность родителей может стать не только заинтересованностью в том, что они финансово поддерживают школу, но и заинтересованностью совершенно содержательной, потому что учителей в школе немного, а родителей вокруг школы гораздо больше. Если мы говорим о заинтересованном ученике, всегда найдется кроме учителя замечательный родитель, который может что-то внести в образование. Получается, что круг действующих лиц вокруг школьника на самом деле гораздо шире. Мне кажется, что рамка государственно-общественного управления, управляющего совета может позволить иначе взглянуть и на те вопросы, которые развиваются, в том числе и в федеральной целевой программе: каким образом нормативное финансирование доходит до школы и дальше распределяется внутри школы. Очень важно кроме объективных критериев того, как работает учитель, еще знать и мнение заказчиков – родителей, а в целом очень важно, что заказчики образования заинтересованно смотрят на работу учителей. С этим же, на мой взгляд, связана тема перехода на новую систему оплаты труда в образовании, потому что на сегодняшний момент мы говорим об очень хороших, высоких и средних зарплатах московских учителей, однако важно понять, какие механизмы стимулирования здесь существуют. Есть учитель, который работает заинтересованно, хорошо. Можно говорить, что он заслуженный учитель, и поэтому его простимулировать. Но интересно искать и более гибкие инструменты, в том числе с участием родительской общественности» . От первого лицаСтепан ТОМЛЯНОВИЧ, председатель совета родительской общественности школы №1060: – На самом деле мы очень рады поддерживать эту школу и тот творческий процесс, который здесь происходит. Мы очень рады, что за последние годы тот энтузиазм, который мы здесь видим в составе педагогического коллектива, получил поддержку, можно сказать, на государственном уровне. По крайней мере материальные вопросы выживания педагогического состава и наших любимых учителей, педагогов уже перестали быть так актуальны. Мы можем действительно сейчас обсуждать гораздо более содержательные, более важные, более перспективные вопросы – как строить управление, самоуправление в школе на перспективу, на будущее, как его развивать. Здесь, я думаю, все родители со мной согласятся и добавят, что мы как родители, как заказчики (если пользоваться термином Михаила Ильича) этого процесса видим свою задачу в том, чтобы максимально поддержать педагогов, максимально освободить их от какой-то организационной рутины, не свойственных им функций, дать им возможность, насколько это возможно, насколько позволяет формат нынешнего государственного учреждения, сконцентрироваться именно на педагогическом процессе, на работе с детьми.В этом смысле традиционно в нашей школе роль родителей очень высока. Мы стараемся выступать как поддержка, как та основа, тот базис, на который учитель всегда может опереться и в организации каких-то мероприятий, в том числе на уровне нашего школьного совета, и в решении каких-то организационных вопросов, финансовых вопросов, там, где это необходимо.С другой стороны, это для самих родителей тоже очень важный, мне кажется, момент, потому что у всех разный опыт, разная жизненная ситуация. У нас есть люди, которые имеют опыт управления в бизнес-структурах, но далеко не все. Поэтому это тоже важно, чтобы мы, как родители, ответственно подходили к тому, что наши дети здесь обучаются. Не просто так, что мы их отдали на 12 лет, забыли, а через 12 лет получили, так сказать, готового взрослого человека. Тут процесс интерактивный. Мы стараемся в нем участвовать, стараемся как родители понять, в чем его специфика, что необходимо, как соразмерять краткосрочные потребности финансирования заработных плат и так далее и какую часть средств необходимо выделять на капитальный ремонт… Обучение учителей – тоже очень важный вопрос.Я думаю, подготовить хорошего учителя – это, наверное, самая долгосрочная инвестиция. На это требуется очень много времени. В этом смысле в очень правильную сторону у нас развивается законодательство, в том числе в плане развития самоуправления образовательных учреждений и повышения гибкости, потому что в каждой школе своя ситуация, свои потребности. В нашем случае у нас школа нестандартная, поэтому потребности у нас нестандартные.Насколько я понимаю, в 83-м законе, когда мы говорим о подушевом нормативе, также возможна некоторая дифференциация в зависимости от того, как школа обоснует свои потребности, те инвестиции, которые необходимы. И, естественно, для гармонии этого процесса нам важно, чтобы была поддержка государственных органов образования, потому что родители у нас в среднем, скорее, еще начинающие управленцы, и их финансовый ресурс не всегда одинаков, не всегда высок. Поэтому то, что родители, допустим, смогут в новой модели как-то регулировать текущие вопросы за счет благотворительных взносов, оплаты дополнительных образовательных услуг, – вряд ли это сразу позволит решать какие-то масштабные задачи по развитию школы, допустим, капитальное строительство и т. д. Здесь, на наш взгляд, нужен какой-то очень интерактивный диалог между единой родительско-учительской общественностью школы и государством как заказчиком всего этого процесса и строителем всей системы.Выслушав еще и родителей – активных участников образовательного процесса, Владимир Путин отметил: «Конечно, каждый родитель хочет добра своему ребенку. Но каждый это добро понимает по-своему. Один хочет, чтобы его ребенок стал, допустим, теологом, священнослужителем, другой видит своего ребенка в будущем математиком, третий – художником, четвертый – музыкантом. Только государство, наверное, может все это обобщить и выстроить стройную, эффективную, современную образовательную систему, которая бы служила базой для того, чтобы можно было потом человеку специализироваться в том направлении, в котором он сам для себя считает нужным это сделать. Заказчик – это и родители, и государство, это нужно все сконцентрировать в тех программах, которые мы с вами сегодня, собственно говоря, обсуждаем и должны принять на правительстве, а потом и как отдельный закон в Государственной Думе». Но, говоря о возможном софинансировании, премьер специально подчеркнул, что семьи разные, доход родителей тоже разный, и тут нужно быть деликатными и тактичными, чтобы не создавать конфликтов и расслоения по имущественному признаку: «Перевод на какие-то новые системы оплаты труда, перевод бюджетных учреждений в новые формы совершенно не означает ухода от государственного финансирования. Боже упаси! Это не предусматривается совсем ни по смыслу, ни по содержанию закона – этого нет и быть не должно! Если кто-то считает, что это так, – это не соответствует целям того, что предполагается сделать. А если вы видите угрозу в том, что там что-то не так прописано и сам закон может быть извращен, давайте поправим это, в том числе и для этого мы сегодня и собрались. Мое глубокое убеждение заключается в том, что государство должно нести 100-процентную нагрузку за содержание и развитие образования. На мой взгляд, в чем могли бы принять участие родители? В каких-то дополнительных мероприятиях, которые связаны непосредственно с их собственным участием. Трудно предположить, чтобы за придуманный самими родителями вместе с учениками и учителями туристический поход нужно было получать деньги из бюджета. Это не предусмотрено в образовательном процессе. Но это вполне можно сделать, не вижу здесь ничего особенного, чтобы мой ребенок принял участие в туристическом походе, ну, наверное, можно сброситься родителям и организовать. Либо что-то такое похожее на это, не связанное с основным процессом обучения. Но что касается основного процесса обучения, содержания зданий и сооружений, оборудования и так далее, вообще не предполагается участия родителей в этом процессе. Даже говорить, что это добровольно (можете делать, можете не делать), мне кажется, не нужно. Потому что эта добровольность может выливаться потом в обязательную квазидобровольность. Это совершенно не должно быть предусмотрено в законе. Знаете, это очень опасно. Это, если мы разрешим (скажем, вы с родителями договоритесь, чем они могут вам помочь), начнется! У учителей тоже свои дети есть, и у них тоже не ахти какие доходы. Государство должно полностью оплачивать весь процесс образования, целиком – и содержание, и ремонт, и оборудование учебных заведений».Разговор был долгим и содержательным, в нем приняли участие и Сергей Собянин, и Андрей Фурсенко, и председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова, которая после этого отправилась на переговоры в Белый дом, чтобы вместе с коллегами из профсоюза здравоохранения и культуры отстаивать право бюджетников на индексацию заработной платы. Подводя итоги встречи, Владимир Путин поблагодарил всех за беседу, пообещал, что Правительство РФ обязательно использует все высказанные предложения в практической деятельности, посмотрит еще раз то, что подготовлено Министерством образования и науки РФ, что заложено в федеральную целевую программу, которая должна быть основным инструментом реализации президентской инициативы «Наша новая школа».
Комментарии