В каждой семье, где есть дети, рано или поздно встает вопрос, кем ребенок будет, когда вырастет. Подходы у всех разные. Одни уверены, что ребенок продолжит семейное дело. Другие считают, что ребенок ни в коем случае не должен повторять профессиональных ошибок родителей. Третьи действуют по принципу «придет время и решим», ожидая окончания школы. Четвертые, наоборот, чуть ли не с пеленок записывают детей в кружки и секции, чтобы поскорее выявить особый талант.
Остается вопрос: насколько сами дети участвуют в выборе профессионального направления? Думают ли родители, выбирая вуз или колледж, будет ли профессия интересна и подойдет ли вообще? В какой момент действительно пора задуматься о выборе будущей профессии?
Каждая семья решает вопрос по-своему, исходя из способностей детей, материального положения, личных амбиций и предпочтений. Как вариант можно прибегнуть к помощи психолога и профориентационных тестов. Но и этот метод может не дать стопроцентного результата.
Если задуматься, сколько времени ребенок проводит в школе, а он в ней почти живет, приходим к выводу, что значимую роль в профессиональном самоопределении может сыграть как раз образовательное учреждение.
Школа №338 хоть и сравнительно молодая, здесь уже созданы все условия для профессионального самоопределения, социализации и удачной адаптации во взрослой жизни. Так, программа для предварительного самоопределения есть уже в 5‑м классе: можно выбрать направленность – гуманитарную, математическую или естественно-научную, а в рамках выбранной направленности – метапредметные профильные занятия. При желании профиль можно поменять, но не чаще одного раза в месяц. С 7‑го класса школа предлагает уже пять направлений предпрофильного образования: гуманитарное, физико-математическое, естественно-научное, историко-патриотическое (городской проект «Кадетский класс в московской школе») и углубленную математику (класс «Математическая вертикаль»). С 10‑го класса школьники погружаются в отдельные предметы в рамках городских проектов «Новый педагогический класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе». Для обучающихся старших классов введены индивидуальные учебные планы. Нужные предметы выпускники изучают очно, а остальные могут изучить дома самостоятельно, что помогает эффективно распределить время и силы.
Обучение в предпрофильных классах позволяет более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и выбором направления высшего образования. Программы предпрофильного образования помимо углубленного изучения некоторых предметов дают возможность посещать практико-ориентированные курсы. Так, на зимних каникулах успешно прошла педагогическая практика для старшеклассников – участников проекта «Новый педагогический класс в московской школе» в дошкольных группах школы №338. Перед практикой у учащихся была серия лекций и встреч с педагогами-психологами и воспитателями дошкольных групп. На практических занятиях школьники смогли побыть и наблюдателями, и воспитанниками, и воспитателями. В последний день практики состоялся круглый стол, на котором ребята получили о своей деятельности подробную обратную связь от куратора проекта из Московского городского педагогического университета.
Правильный выбор профессии – необходимое условие профессионального и социального роста личности, и значимость роли школы здесь очевидна.
Галина ЮШИНА, педагог-организатор школы №338
Комментарии