search
main
0

Сложные задачи – это здорово!

Как минус преобразовать в плюс

Художник, педагог, поэтесса, кулинар, знаток целительных практик – все это в полной мере относится к Зое КОНДРАТЮК. В эпоху Ренессанса таких людей называли человеком-универсумом. У меня же при близком знакомстве сразу родилась ассоциация, что Зоя Ивановна – это Леонардо в юбке.

Ярким событием в жизни стала работа художником-копиистом в Эрмитаже

 

Зоя рисует столько, сколько себя помнит. Родители покупали ей десятками упаковки карандашей, красок, фломастеров, альбомы. Для нее всегда были важны не только собственно результаты творчества, но и ощущения, которые дарит процесс. Чувствовать в руке карандаш, его прикосновение к бумаге, единение с материалом… Первое отчетливое воспоминание о детском рисовании связано с чтением Библии. Сцена потопа ее настолько потрясла, что она немедленно взялась за кисти и альбом. Замысел был грандиозный – изобразить буйство природы, эмоции гибнущих людей… А когда поняла, что не в силах это сделать, то твердо решила: будет учиться рисовать до тех пор, пока не сможет изобразить все, что только пожелает! С этим постулатом Зоя и живет с тех пор. Всю жизнь учится и, главное, не боится сложных задач.

– Меня влекут сверхзадачи именно тем, что, решая их, я словно прыгаю в свои страхи. Никогда не пыталась от них отвернуться, избежать, закрыть глаза, наоборот, я всегда встречаю их лицом к лицу. Грубо говоря, если окажусь в темном лесу, пойду по узкой тропке и почувствую, что за мной кто-то крадется сзади, я не побегу, не закричу, а развернусь и подойду к тому, кто крадется, посмотрю открыто ему в глаза и спрошу, – говорит Кондратюк.

Конечно же, все мы родом из детства, поэтому всегда интересно понять, как зарождаются такие характеры и неординарные личности. Зоя родилась в Якутии, росла в образцовой семье, где в отношениях царили любовь и доверие. Мне довелось познакомиться и с мамой Зои, которая сказала, что они с мужем ни разу за всю совместную жизнь не ругались. Родители выращивали в условиях вечной мерзлоты и клубнику, и арбузы. Это были уникальные огородники и животноводы. У Зои тоже был свой маленький огород, где росло по одному-два растения. Она за ними ухаживала, собирала свой маленький урожай. При необходимости она может создать огород где угодно, хотя бы на балконе.

– Мне нравится мамин подход в жизни. Он правильный и честный. Надо накормить семью, гостей, значит, сама все сделает: и курицу на своем дворе зарубит, и потом вкусно приготовит, и красиво подаст. Вот, к примеру, якуты – прирожденные охотники, рыболовы. Маленький сын с детства на рыбалке с отцом. Он умеет делать все то же, что и взрослые. Его никто не учит, он просто очень внимательно наблюдает, все впитывает, – делится Зоя.

Путеводной звездой для Зои во многом был старший брат, который знал много языков, в том числе и древнегреческий, читал на нем первоисточники. Отец Зои служил в свое время в Германии, привез оттуда много красивой посуды, которая использовалась в семье в быту, а не только стояла за стеклом. Отсюда у Зои страсть к эстетике, красоте подачи блюд. Мама работала в Якутии начальником закроечного цеха. Маленькая Зоя любила бывать в цеху, проводила много времени, наблюдая за творческим процессом. Дома шила куклам одежду.

– У меня в кукольном гардеробе было все, включая крошечные собольи шубки из лоскутков, которые мне давали у мамы на работе, – говорит Зоя.

Рукоделию учила и бабушка из Бердичева, у которой девочка проводила каникулы. Ее тоже звали Зоя, в честь нее и внучку так окрестили. Бабушка плела гобелены и макраме, вышивала, занималась художественной штопкой. Все это у нее перенимала Зоя. Ну и, конечно, готовили вместе. Бабушка, как и мама Зои, знала много тонкостей приготовления самых разных блюд. Семья славилась хлебосольством. Обычно на день рождения девочки приходили все дворовые ребята, а они с мамой угощали их домашними тортами, пекли их по двадцать штук! Чтобы всем и вдоволь.

Трудолюбия Зое не занимать с раннего детства. Родители не знали, что в летние каникулы их одиннадцатилетняя дочь пришла в ближайший детский сад и попросила устроить ее на работу. Девочка была высокой, выглядела старше своих лет. К тому же летом были вакансии, и ее взяли. Теперь она шутит, что Золушкой ей тоже побывать довелось. Детский сад оказался большой, а значит, кухня – настоящее производство. Посуда мылась в огромных ваннах. Девочке доставались самые сложные процессы – от мытья посуды до чистки картошки. Потом ее несколько повысили, и мытье горшков показалось юной сотруднице очень легким и даже приятным занятием. Зоя считает, что этот опыт потом ей очень пригодился. После такого боевого крещения любой труд не так уж и страшен.

Когда нашей героине исполнилось 12 лет, мама подруги, зная успехи девочки в живописи, пригласила Зою поработать педагогом в ее частной детской студии. Такое тогда было время, требований особенных к детским студиям не предъявлялось. В группе ученица оказалась даже старше своего педагога на два года. Но Зою это ничуть не смутило. Самостоятельная, смелая, она поняла, что нужно каждому ученику ставить определенную задачу. Кто-то уже готов работать самостоятельно, а вот с малышами нужно действовать иначе, обучать их навыкам, постепенно усложняя задания.

В 13 лет Зоя уже поступила в художественное училище в Якутске, за плечами у нее была художественная школа. После училища, получив специальность художника-живописца и педагога, поехала в Красноярск, стала студенткой Художественного института имени В.И.Сурикова.

Потом был переезд в город на Неве, где началась удивительная жизнь, наполненная магией творчества. Один из самых ярких эпизодов – работа в Эрмитаже художником-копиистом. Этот опыт не только подарил девушке понимание глубины творческого процесса, позволил прикоснуться к тайнам старых мастеров, но и, как она сама полагает, приоткрыл ей завесу над тайной человеческого бытия.

Зоя Ивановна рассказывает о работе над копией полотна Рембрандта «Старик-воин». Считается, что на ней художник изобразил своего отца. Очень похожая работа Рембрандта – «Портрет старого воина» – хранится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе. Наша героиня счастлива, что ей удалось прикоснуться к этой работе. Копиисты приходили в Эрмитаж к пяти утра и заканчивали трудиться с первыми посетителями. В среднем работа продолжалась по пять часов в день и длилась три месяца.

Поначалу это казалось нереальным – повторить то, что сотворил Рембрандт. Но художница постепенно приближалась к пониманию тайны великого мастера, словно «раздевая» картину, подбиралась к самой ее сути. Ей хотелось понять, чем и как достигаются эффект свечения, мистическая игра света, ожившая на картине плоть человека.

– Все дело, как вы понимаете, здесь вовсе не в сходстве, которое бывает на репродукциях, а в том, чтобы угадать секрет художника. Вот как, скажем, добиться того, чтобы внутри сочного персика просвечивалась косточка? – делится художница.

У Зои получилось это понять. Она смогла прикоснуться к миру великого художника. Дальше была упоительная, полная особых знаков и загадок работа над копией картины Ван Гога «Куст», ее еще называют «Куст сирени». Так пришлось, что во время работы у художницы вдруг заболело ухо (известно, что Ван Гог в порыве безумия отрезал себе бритвой мочку уха). Зоя работала над картиной с повязкой, что и на известном автопортрете Ван Гога. Ну разве не мистика?

Копировать картины импрессионистов и постимпрессионистов непросто, но для Зои это интересное, увлекательное занятие. Художники этого стиля работают быстро, не вдаваясь в детали, создавая образы энергией мазков.

– Вблизи вы видите цветовую кашу, отходите – пруд с кувшинками. Например, работы Моне сделаны на высокой энергии. Будто кто-то сверху льет чистый спирт нерастворенной энергии. У меня зрение минус четыре, я чаще рисую без очков. Импрессией, энергией, эмоцией. Детали и контуры, конечно, прорисовываю в очках, – говорит Кондратюк.

То, что происходит между копиистом и той энергией, которую художник заложил в полотно, Зоя продемонстрировала таким примером. Как-то в Бердичеве в храме она копировала чудотворную икону Божьей Матери. И вот в разгар работы в храм вошли монахи, которые прибыли из Польши, чтобы специально поклониться этой святыне. В какой-то момент монахи каноническим пением «Аве Марии» огласили своды храма. Звуки пения, струящийся от иконы поток света с двух сторон словно пронзили художницу.

– После того как монахи ушли, я час находилась в застывшем состоянии, – вспоминает художница. – Так что копирование великих мастеров – завораживающее таинство.

Героиня признается, что для нее всегда важна смена деятельности. Идеально, когда несколько дней в неделю можно посвятить рисованию, несколько дней – работе на кухне, выделить при этом время для написания стихов, занятий педагогической деятельностью. Поэтому после работы в Эрмитаже Зоя превращалась в шеф-повара, что очень пригодилось ей после переезда в Москву. В столице Зоя работала на кухнях, которые обслуживали фестивали с большим числом участников.

– Каждый опыт приносит пользу. Например, в этот период, работая на кухне, которая должна накормить огромное количество людей, я четко поняла, что любой минус можно преобразовать в плюс. Когда исправляешь испорченное блюдо, часто рождается шедевр. И так во всем. Любое творчество – это преобразование энергий, – считает Кондратюк.

Зоя рассказала, как коллектив поваров под ее руководством готовил гурьевскую кашу из манной крупы в огромном баке. Она делала все по правилам: в создаваемую огромным венчиком воронку всыпала манку. Затем поручила продолжить мешать кашу, чтобы без комочков и не подгорела, помощнику, а сама отошла. Когда вернулась, стоял стойкий запах гари. Что делать? Зоя искала решение, что могло бы перебить запах дыма, как эту гарь сделать пикантной изюминкой? Стали постепенно добавлять измельченные в блендере имбирь, корицу, потом какао, орехи, гвоздику, лимонную цедру. В конце концов получилось настолько вкусно и необычно, что после обеда к ним подходили гости фестиваля и просили рецепт. С тех пор Зоя часто готовит свое фирменное блюдо – шоколадный щербет. Так она его назвала.

Но главным, чем Зоя Ивановна занималась в Москве, была педагогическая практика. Она работала в коррекционных центрах с особенными детьми, с аутистами. Применяла свою методику организации пространства для обучения таких детей.

– Мне даже удалось вовлечь деток в интерактивную работу над пространством. Они у меня участвовали в расписывании стен. Всю работу я зафиксировала в материалах, мечтаю их издать, – рассказывает Зоя.

Надо сказать, что она давно занимается оздоровительными практиками. В 23 года у нее начались серьезные проблемы со здоровьем. И она смогла их постепенно решить.

Вот и получается, что, действительно, по разносторонности увлечений, по взглядам на мир Зоя человек ренессансный. Она воспитывает двоих детей, Марк и Филипп с разницей в два года родились в один день. У них тоже много увлечений. Филипп учится в кадетском классе, дисциплинированный, ответственный. Оба сына увлекаются рыбалкой.

– По сути, сколько себя помню, я всегда учу. Но в работе с детьми нужно быть осторожным. Главный принцип – не навредить. Лучше не дать, чем отнять у ребенка его порыв и талант, – считает художница.

Есть у Зои мечта: ей хочется иметь два кабинета. В одном рисовать, в другом работать со словом. Ведь работа со словом доставляет ей не меньшее удовольствие, чем с карандашами и красками.

Ольга БОТКИНА, Собинка, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте