Пробные упражнения нужны для профилактики ошибок. Традиционно они выполняются всеми учениками одновременно при последующем сравнении результата с полученным на классной доске. Есть и другие возможности проведения пробных упражнений, например с проецированием на экране решения, содержащего ошибку, которую предлагается найти. В любом случае пробные упражнения выполняются под контролем учителя.
Творческое применение знаний Особенности творческого применения знаний Творческое применение знаний многогранно: оно опирается на освоенные ранее мыслительные операции, полученную информацию, подкрепляется способностями и волевыми качествами, сопровождается усилением эмоций. Центральную – фиксирующую – функцию здесь имеет воображение.Виды и приемы работы для творческого применения знаний
Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, 39, 43, 48 за 2007 г.
Формирование и совершенствование умений
Тренировочные упражнения, необходимые для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях. Закономерность выполнения тренировочных упражнений: важна не столько их длительность, сколько частота. Начинающие учителя, не зная об этом, проявляют нетерпеливость, пытаются как можно быстрее сформировать навыки, увеличивая объем тренировок. Это приводит лишь к переутомлению большинства учеников и к возникновению отрицательного отношения к учению. Необоснованна и другая крайность, когда учитель вовсе пренебрегает формированием навыков: этим осложняется в дальнейшем работа над сложными умениями.
Творческие упражнения могут быть разными по характеру, но в технологической цепочке они имеют вполне определенное назначение: включение элементарных навыков в состав сложных умений. Выполняются они, как правило, индивидуально.
Контрольные упражнения могут быть либо такими же, как тренировочные, либо как творческие. Это зависит от того, что контролируется: сформированность элементарных навыков или включение их в состав сложных умений.
Если для первых трех разновидностей упражнений целесообразно изготовление транспарантов и использование кодоскопов, то для последних трех, выполняемых индивидуально, нужна разработка комплекта карточек.
Особого внимания требуют те сложные умения, которые из года в год трудно усваиваются учениками. Для выяснения причин этого следует провести диагностическую самостоятельную работу. Для этого сложное умение расщепляется на составляющие его простые умения. Диагностическая самостоятельная работа должна содержать упражнения для оценки выполнения всех составляющих, сравнение результатов позволит определить причину «сбоя».
Методическая мастерская
И.АНТЫШЕВ
На уроках химии, когда изучают новые вещества (особенно по органике), сначала пишут простейшие формулы, потом более сложные, доводят это умение до автоматизма, после чего используют при решении задач. Здесь применяются почти все упражнения из системы В.А.Онищука: предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие.
Е.МИТЬКИНА
Природоведение. Тема «Температура». Вводные упражнения – объяснение учителя с опорой на наглядность, ответы учеников на вопросы. Пробные упражнения – по рисункам с изображением термометров. Тренировочные упражнения выполняются дома – температура воздуха отмечается в течение нескольких дней. Творческое упражнение – строится график значений температуры. Определяется наибольшее значение.
К.МОТОРОВА
Английский язык. Лексические упражнения по теме «Путешествие». Даются выражения этой темы, выполняются пробные упражнения, тренировочные упражнения на подстановку выражений (слов) в предложения, затем большой набор творческих упражнений (переделывание предложений, аудирование, ответы на вопросы, составление монолога (50 слов) и диалога (5 предложений).
Задание
Проведите диагностику усвоения сложного умения, для чего:
выберите по одному из учебных предметов сложное умение, трудно усваиваемое учениками,
разделите его на составляющие простые умения;
составьте текст диагностической самостоятельной работы;
оцените выполнение работы поэлементно;
сравнивая результаты выполнения простых умений, определите, какое из них не доведено до автоматизма и представляет собой причины общего «сбоя».
Стандартное применение знаний
и умений
Разные взгляды на стандартное применение
Термин «стандартное применение» несколько неудачен. В дидактическом плане это применение знаний предшествует творческому, поэтому иногда его называют первичным применением. Отличительной его чертой является использование правил, алгоритмов, и с этой точки зрения такое применение следовало бы назвать алгоритмическим. Некоторые педагоги считают его «задалбливающим», лишенным творчества. На самом деле алгоритмическое применение следовало бы рассматривать как ознакомительно-творческое. Там, где пытаются переступить через ступеньку и сразу осваивать творческое применение, обычно не добиваются успехов.
Дидактическое правило «от простого к сложному», которое было известно еще Я.А.Коменскому и сформулировано А.Дистервегом, можно рассматривать как закономерность алгоритмического применения. Задачники, построенные с учетом этого правила, не случайно пользуются признанием и учителей, и учеников.
Виды и приемы работы для стандартного применения знаний
Использование алгоритмов.
Использование системы заданий, построенной «от простого к сложному».
Обучающие лабораторные задания.
Практикумы.
Практические работы: на пришкольном участке, в мастерских.
Применение знаний в процессе взаимопомощи и взаимопроверки.
Е.АФАНАСЬЕВА
На уроке литературы ученики вместе с учителем составляют план рецензии на художественное произведение. Дома пишут рецензию на недавно изученное произведение. Усложнить это задание можно следующим образом: предложить включить в свою рецензию элементы эссе, правила написания которого еще не изучались.
Е.МЕТЕЛЕВА
При изучении математики используется самостоятельное составление заданий с постепенным усложнением. Пример: 64+75=139 – (64+75)/2= 69,5 – (64+75)/2 – 9,5 =60.
В конце года, когда предмет изучен, возможна разработка и защита проектов.
Сравните несколько разных учебников по одному и тому же предмету. Какой из них больше соответствует правилу А.Дистервега – «от простого к сложному»?
Творческое применение знаний и умений
Особенности творческого применения знаний и умений
Творческое применение знаний и умений многогранно: оно опирается на освоенные ранее мыслительные операции, полученную информацию, подкрепляется способностями и волевыми качествами, сопровождается усилением эмоций. Центральную – фиксирующую – функцию здесь имеет воображение.
При обучении творческому применению задания подбираются так, что постепенно уменьшается в них доля алгоритмического и усиливается роль интуиции.
Перечень видов и приемов работы, используемых для обучения творческому применению, чрезвычайно разнообразен и не исчерпывается приведенным ниже.
Виды и приемы работы для творческого применения знаний и умений
Антиципация (предвосхищение) при чтении текста.
Анализ проблемных ситуаций.
Творческие рефераты.
КВН.
Дискуссии.
«Мозговая атака».
Решение задач несколькими способами.
Задачи с неполными данными.
Задачи на внутрипредметные связи.
Задачи на межпредметные связи.
Использование аналогий.
Исключение гипотез.
Движение мысли от максимума информации.
Творческие лабораторные задания.
Изготовление моделей и приборов.
Приведем примеры заданий на исключение гипотез и на движение мысли от максимума информации.
1. Стеклянная трубка с водой обмотана изолированной проволокой, по которой пропускают электрический ток. Уровень воды несколько повышается. Какова природа явления?
2. Что заставило Ивана Грозного сжечь Казань? Религиозный фанатизм, национализм, садизм, забота о государстве. Учтите, что в аналогичной ситуации он сжег и Новгород.
3. В треугольниках, приведенных на рисунке, заданы отрезки b и d, углы A и B. Определить отрезок x.
Творческое задание не имеет четкого алгоритма выполнения. Для его выполнения необходимо самостоятельно провести предварительный анализ, дополнить имеющуюся информацию, построить нужный алгоритм. Например, на уроках информатики в старших классах ученикам задают написать собственную компьютерную программу, которая имела бы практическое применение.
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»
Продолжение следует
Комментарии