search
main
0

Сложное занятие

Основные результаты всероссийского опроса по проблемам детского чтения

На ежегодном совещании директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров представил основные результаты всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки в 2021 году.

Опрос проводится в форме структурированного интервью с помощью планшетов (технология CAPI). В нем приняли участие 806 детей и подростков (402 – 7-10 лет, 404 – 11-15 лет) – ученики обычных школ, лицеев и гимназий из Чувашской и Карачаево-Черкесской республик, Приморского, Пермского, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев, Амурской, Мурманской, Омской, Томской, Челябинской, Московской, Волгоградской, Свердловской, Ярославской, Калужской, Нижегородской областей, Санкт-Петербурга и Москвы.

Специалисты РГДБ сравнили данные опроса 2021 года с итогами аналогичного исследования, проведенного по той же методике в 2006 году. По итогам анализа был сделан вывод о том, что за прошедшие 15 лет ситуация с детским чтением значительно ухудшилась по целому ряду характеристик.

По последним данным, во время летних каникул дети читают в среднем всего по три-четыре книги, а подростки – лишь одну-две. Увеличилось количество подростков, которые вовсе не любят читать книги и считают чтение скучным занятием (20% из опрошенных). Уменьшилось количество семей с подростками, в которых все читают. Во многих семьях нет не только домашних библиотек, но даже небольших подборок книг для подростков.

В репертуаре чтения практически нет современных авторов, в том числе книг лауреатов премий по детской литературе. Идет смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в Интернете. Для многих из них чтение книг становится все более сложным занятием.

За последние 15 лет в обеих возрастных группах наблюдается значительный отток читателей из библиотек: почти 13% среди детей и около 21% среди подростков. Такая ситуация во многом обусловлена устаревшими фондами библиотек и их слабой материально-технической базой.

– Итоги опроса 2021 года показывают, что при сохранении нынешней тенденции российские подростки не только не смогут повторить результат исследования читательских компетенций подростков (PISA) 2018 года (26‑е место), но и могут оказаться на более низких позициях в этом рейтинге. Весьма вероятен риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение, – сказала директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина.

По ее мнению, переломить сложившуюся негативную тенденцию может скорейшее начало реализации государственной программы поддержки детского и юношеского чтения, концепция которой была утверждена Правительством РФ еще в 2017 году. Разработанная программа неоднократно согласовывалась и актуализировалась заинтересованными министерствами и ведомствами. 1 октября 2021 года заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил Министерству финансов РФ принять меры по финансированию программы при формировании бюджета на 2022 год и на период 2023-2024 годов.

Дмитрий ДОЛГОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте