На ежегодном совещании директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров представил основные результаты всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки в 2021 году.
Опрос проводится в форме структурированного интервью с помощью планшетов (технология CAPI). В нем приняли участие 806 детей и подростков (402 – 7-10 лет, 404 – 11-15 лет) – ученики обычных школ, лицеев и гимназий из Чувашской и Карачаево-Черкесской республик, Приморского, Пермского, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев, Амурской, Мурманской, Омской, Томской, Челябинской, Московской, Волгоградской, Свердловской, Ярославской, Калужской, Нижегородской областей, Санкт-Петербурга и Москвы.
Специалисты РГДБ сравнили данные опроса 2021 года с итогами аналогичного исследования, проведенного по той же методике в 2006 году. По итогам анализа был сделан вывод о том, что за прошедшие 15 лет ситуация с детским чтением значительно ухудшилась по целому ряду характеристик.
По последним данным, во время летних каникул дети читают в среднем всего по три-четыре книги, а подростки – лишь одну-две. Увеличилось количество подростков, которые вовсе не любят читать книги и считают чтение скучным занятием (20% из опрошенных). Уменьшилось количество семей с подростками, в которых все читают. Во многих семьях нет не только домашних библиотек, но даже небольших подборок книг для подростков.
В репертуаре чтения практически нет современных авторов, в том числе книг лауреатов премий по детской литературе. Идет смещение в сторону поверхностного чтения любых текстов, доступных подросткам в Интернете. Для многих из них чтение книг становится все более сложным занятием.
За последние 15 лет в обеих возрастных группах наблюдается значительный отток читателей из библиотек: почти 13% среди детей и около 21% среди подростков. Такая ситуация во многом обусловлена устаревшими фондами библиотек и их слабой материально-технической базой.
– Итоги опроса 2021 года показывают, что при сохранении нынешней тенденции российские подростки не только не смогут повторить результат исследования читательских компетенций подростков (PISA) 2018 года (26‑е место), но и могут оказаться на более низких позициях в этом рейтинге. Весьма вероятен риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение, – сказала директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина.
По ее мнению, переломить сложившуюся негативную тенденцию может скорейшее начало реализации государственной программы поддержки детского и юношеского чтения, концепция которой была утверждена Правительством РФ еще в 2017 году. Разработанная программа неоднократно согласовывалась и актуализировалась заинтересованными министерствами и ведомствами. 1 октября 2021 года заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко поручил Министерству финансов РФ принять меры по финансированию программы при формировании бюджета на 2022 год и на период 2023-2024 годов.
Дмитрий ДОЛГОВ
Комментарии