search
main
0

Сложное через простое Возможности каждого ученика рассчитываются по уровневой схеме

Качество ее восприятия, обработка и анализ зависят в равной степени от способностей ученика и умений учителя. Полное соблюдение классификационных требований в традиционной форме обучения не дает ожидаемого результата.

При подготовке к уроку и в создании методических разработок необходимо рассчитывать возможности каждого ученика по уровневой схеме нарастающей сложности.
Базовый:
– ученики усваивают изучаемый материал после длительной тренировки с большим трудом и не всегда в полном объеме;
– обобщают материал трудно;
– отсутствует согласованность в использовании правил в знакомых ситуациях;
– сложно осуществляют переход от одного вида мышления к другому.
Профилактика: выделять знания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, которые призваны оказывать оперативную помощь в первичном закреплении материала.
Средний:
– ученики овладевают основным объемом знаний, определенных программой;
– выделяют главное в изучаемом только после выполнения ряда упражнений под руководством учителя;
– умеют анализировать, пытаясь делать несложные выводы;
– усвоенные знания, умения и навыки применяют только в знакомых ситуациях.
Профилактика: создать систему специально организованных упражнений для плавного перехода от одной деятельности к другой, проводить постоянную тренировочную работу для успешного усвоения материала.
Высокий:
– ученики усваивают материал в максимальном объеме быстро и легко;
– широко обобщают материал;
– умеют находить неоднозначные решения поставленных задач;
– легко переключаются с одного вида мышления к другому.
Профилактика: составлять специально подобранные задания, которые при решении будут требовать от учащихся творческого поиска, высокого уровня обобщения, самостоятельности.
В связи с этим необходима дифференциация школьников по группам:
Внешняя: создавать однородные группы учеников по способностям, интересам, склонностям.
Внутренняя: создавать неоднородные группы, где каждый ученик имел бы возможность работать в соответствии со своими способностями.
В большинстве школ внешняя дифференциация невозможна в силу разных организационных причин, поэтому часто используется внутренняя дифференциация.
Дифференцированный подход – основной путь индивидуализации обучения. Усвоение материала происходит с учетом особенностей мыслительной деятельности и личностных качеств ученика. Главная задача учителя – учесть эти особенности, т.е. выделить группы детей с более или менее одинаковыми способностями.
Я использую программы по информатике, составленные с учетом уровневой дифференциации. Они учитывают знания и умения учеников. Исходя из этого, на изучение информатики в 10-11-х классах отводится соответственное количество учебных часов, предусматриваемых вариативным региональным базисным учебным планом.
Расписанием предусматриваются занятия, на которых присутствует не весь класс, а его половина, что дает возможность более близкого контакта учителя и ученика.
Такой дифференцированный подход создает комфортные условия для каждого ученика, помогает ему поверить в свои силы, потому что он выполняет свою работу на 100%.
Задания для самостоятельной работы подбираются по нарастающему уровню сложности.
Базовый уровень (выполненная работа соответствует оценке “удовлетворительно”) – задания доступны каждому ученику и содержат в себе обязательный уровень образования, способствуют умению правильно применять изученный материал, отрабатывают вычислительные навыки учащихся.
Средний уровень (выполненная работа соответствует оценке “хорошо”) – задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применяя свои знания в новых ситуациях, доступны ученикам, выполнившим задания базового уровня.
Высокий уровень (выполненная работа соответствует оценке “отлично”) – задания повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, выводов, а также творческого подхода, проведения исследовательской работы.
По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь к высокому. И от того, как в начале урока учитель поставит проблему, заинтересует учащихся, зависит стремление ученика выполнить больший объем заданий.
Огромную роль при самостоятельной работе играет контроль знаний:
Контроль учителя – проходит при осуществлении индивидуальной работы с учащимися.
Самоконтроль – учащиеся сопоставляют результаты своей работы с реальными результатами, предъявляемыми учителем.
Взаимоконтроль – работа в группах объективно оценивается самими учащимися по вкладу каждого ученика в решение задачи.
Наблюдаются следующие позитивные сдвиги при такой организации работы: объективная оценка; стремление слабых ребят тянуться к более сильным ученикам; у слабых детей повышается самооценка, домашние задания легче выполняются, потому что задания подобраны на основе дифференцированного подхода.
Использование предлагаемой методики обучения позволило мне повысить качество обучения с 43% до 71%. Слабые дети, получавшие неудовлетворительные оценки при решении единых контрольных заданий, успешно справились при новом подходе.

Александр ЗЯБЛИКОВ,
учитель информатики средней школы N 3
г.Усолье-Сибирское,
Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте