“Я не отражаю природу, я в ней живу” – таков творческий метод выдающегося русского художника-педагога Василия Васильевича Почиталова, столетие которого мы отмечали в январе этого года.
Он говорил о своих работах излишне скромно: “Умение увидеть себя со стороны – важная черта человеческого характера. Я искренен. Глубоко убежден в том, что петь надо “своим голосом”, не нужно надрываться, брать сложных тем, огромных размеров. Пиши свойственное тебе. У тебя есть своя роль, есть “голос”, небольшой, но свой, и мотивы, доступные тебе и любимые…”
Василий Почиталов родился в Москве, воспитывался в детской трудовой колонии, директором которой был известный педагог Станислав Шацкий. Художественное воспитание открыло перед мальчиком богатый и сложный мир искусства: он увлеченно пел в хоре, слушал этюды Шопена в исполнении незаурядной пианистки Валентины Шацкой – жены директора, играл в драмкружке. Он узнавал много нового, и находясь среди людей, и уединяясь на речке Протве, где рисовал пейзажи. Его первым учителем живописи стала Анна Трояновская, преподававшая в колонии, одаренный человек, ученица Серова, Пастернака, Матисса, приятельница Шаляпина, Станиславских.
“Ты должен стать педагогом”, – напутствовал своего талантливого воспитанника Станислав Теофилович Шацкий. Его словам суждено было сбыться. Бывшего колониста Васю, как успешно сдавшего приемные экзамены, принимают зимой 1920 года в труппу Малого театра и в Камерный театр, куда он экзаменовался на два дня раньше. Артистическая одаренность Почиталова не вызывала сомнений, однако он избрал для себя Московский высший художественно-технический институт и стал студентом профессора живописи А. Шевченко, продолжателя истинно русских традиций художников XIX в. – А.К. Саврасова, К.А.Коровина. На студенческой выставке его работы заметил и похвалил Всеволод Мейерхольд, с которым познакомили Почиталова будущие Кукрыниксы. С методической стороны уже на начальном обучении его этюды признавались классическими.
Природа наградила его особым даром смотреть на мир счастливыми глазами, замечать красоту вокруг себя и передавать ее во всем богатстве красок. В Московском художественно-техническом институте студента Почиталова за это называли “сложноцветом”.
Окончив институт, он посвятил себя преподавательской деятельности: работал старшим преподавателем в Московской средней художественной школе, доцентом Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, деканом факультета прикладного искусства Московского текстильного института (сейчас Московская текстильная академия им. А.Н.Косыгина).
Всю жизнь В.В.Почиталов учился у мастеров живописи. Непревзойденным авторитетом для него был Рембрандт. “Рембрандт брался за темы вечные и ответы давал масштабные, бескомпромиссные – он не боялся ответственности. У него надо учиться мужеству…” – повторял Василий Васильевич в беседах со студентами и учениками.
Ведущие художники страны говорят, что Василий Васильевич всегда излучал свет, был доброжелательным и улыбчивым, его любили и понимали.
“У Почиталова была стройная система преподавания живописи, но помимо системы он обладал особым даром – мог проникнуть в существо ученика и найти самые сильные его качества, помочь им развиться”, – вспоминает художник Гелий Коржев.
Василий Васильевич умел угадывать душевное состояние ученика: если у того что-то не получается, возьмет, бывало, за локоть, подведет к мольберту соседа, которому удалось найти цвет или ракурс, и заставит понаблюдать за работой товарища. Или посоветует отдохнуть в коридоре, посмотреть работы других. После краткого перерыва молодой художник возвращался к мольберту, уверенно и точно действовал кистью. Скупой на похвалу, Василий Васильевич никогда не навязывал свои пристрастия и вкусы. Он уважал учеников, не важно, сколько им лет. Его система преподавания строилась на сочинениях П.П.Чистякова, А.А.Васнецова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского. В них ощущается бескомпромиссный духовный мир художника, стремящегося передавать другим свое мастерство и накопленный предшественниками опыт обучения искусству. Он учил в сложном видеть простое, а в простом – сложное. Учил понимать композицию, внушая неприятие к схематизму. Это и есть его системный научный подход.
“Как человек, – говорит Виктор Иванов, – Василий Васильевич обладал особой проницательностью. Для него была характерна высокая культура общения между художниками, при которой возникало чувство простоты, человечности и раскованности. Связующим в этом общении было убеждение, что только высоконравственное отношение к искусству должно являться той силой, которая формирует личность художника”.
Сегодня педагогическое наследие В.В.Почиталова успешно внедряется в практику работы детских художественных школ и школ искусств. А кроме того, оно прекрасно вписывается в систему развивающего обучения и дает свои плоды в общеобразовательной школе.
Николай АЛЕКСАХИН
Москва
Комментарии