Три года назад наша школа стала участником городского проекта «Эффективная начальная школа». Мне предложили стать классным руководителем этого класса – 1‑го «Э».
Три вместо четырех
Необходимо было продумать программу обучения для таких детей, ведь им надо изучить весь учебный материал начальной школы за три года вместо четырех. В рамках проекта «Взаимообучение школ» я посетила семинары и мастер-классы учителей, которые уже работали по такой программе, учла их опыт. И вот наступил самый ответственный момент – по результатам независимой диагностики отобрать детей в новый класс. Огромную помощь в этом вопросе оказали наши педагоги-психологи и воспитатели.
Далее предстояло скорректировать программы, так как за один учебный год дети должны освоить программу двух классов. Программа 1‑го и 2‑го классов немного сокращена, но весь материал сохранен. Детям не увеличивают часовую нагрузку, просто обучение проходит интенсивнее обычного. Ребята привыкли к такому ритму работы очень быстро.
Первые успехи
Несмотря на то что дети показали высокие результаты на диагностике, подготовка у них была разной. У кого-то все получалось сразу, другие требовали дополнительного разъяснения материала. Переживала, что за такое короткое время ребята не научатся аккуратно и разборчиво писать, но мои ученики и их родители очень старались. За три месяца все ребята освоили правила письма! Здесь нужно сказать, что успешное обучение по программе «1‑3» зависит от налаженного сотрудничества учителя, родителей и ребенка. В моем классе на протяжении всего обучения родители принимали активное участие в образовании своих детей.
Через полгода результаты диагностической работы показали, что программа 1‑го класса всеми обучающимися усвоена. По итогам независимой диагностики МЦКО все дети переведены во 2‑й класс. А в мае мы получили результаты за второй класс. Дети радовали своими успехами, и это придавало мне сил и уверенности в том, что мы все делаем правильно и программа эффективной начальной школы работает! Стала понемногу усложнять материал. Ребята справлялись.
Я считаю, что, если ребенок умеет читать, знает буквы и счет до 100, складывает в пределах 10, не нужно терять время на изучение азбуки и полгода учить цифры. Такие дети должны учиться в эффективном классе. Здесь очень важны и умение читать, и психологическая готовность ребенка к школе, и готовность учиться, нести нагрузки.
Многие говорят о невероятной нагрузке, из-за которой дети не могут заниматься в кружках. Но могу с уверенностью сказать, что мои ученики посещают не меньше дополнительных занятий, чем их сверстники, обучающиеся по традиционной программе. Они также учатся в художественных, музыкальных школах, занимаются танцами и гимнастикой. В эффективной школе с первых дней дети учатся ценить и чувствовать рабочее время, а также время, отведенное на домашнее задание и кружки. Дети моего класса принимали активное участие в олимпиадах, праздниках, конкурсах. И, главное, все успевали!
Как и в классах, работающих по программе «1‑4», мы писали контрольные работы и диктанты, принимали участие в написании работ МЦКО. Дети справились. Результат в среднем по классу выше городского.
Оглядываясь назад, скажу: мне нравится работать по этой программе! Эффективная начальная школа направлена на быстрое усвоение подготовленными детьми доступного материала начального образования. Могу с уверенностью сказать, что эта программа не всем по силам. Были трудности, недопонимание, долгие часы разговоров с родителями, дополнительные занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении. Но больше было радостных моментов – это открытие новых знаний, победы в конкурсах и олимпиадах и стремление достичь новых результатов!
Сегодня я уже веду работу с новым 1‑м классом (точнее, с родителями, которые очень переживают). И, конечно, он снова эффективный! Приходите учиться! Скучно не будет!
Ирина СТРОЧИЛИНА, учитель начальных классов школы №1538
Комментарии