search
main
0

Сложно и ответственно

Курс “Мой выбор” сегодня хорошо известен в России. И все же далеко не все учителя используют его, более того, не всем по плечу его методика. Здесь нужны и специальная подготовка, и демократическое мировоззрение. Насколько глубоки, значимы по своей воспитательной сути, информационной насыщенности и получаемым навыкам и умениям уроки по этой программе, убедились журналисты средств массовой информации, для которых был проведен открытый урок на тему “Человек свободного общества”. Организаторами его были: Координационный центр программы “Мой выбор”, Общественный совет по проблемам подросткового курения, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, “Учительская газета” и Информационно-педагогическое агентство.
Занятие провела Татьяна Сидорова, учитель истории и граждановедения школы N 24 г.Брянска, победитель конкурса “Учитель года-2002” в номинации “Учитель-воспитатель”. Оно оказалось необычным уже потому, что в качестве учеников были не школьники и не учителя, а журналисты. Независимо от того, сколько лет назад они закончили школу – пять, десять, двадцать, интерактивные методы для них непривычны. Быть учеником, слушателем нового материала – это одно, а вот самому участвовать в исследовании проблемы, самому решать жизненные ситуации – это другое. Здесь нужна максимальная включенность внимания, непрерывная работа ума. К этому приглашенные корреспонденты не были вполне готовы и потому далеко не все решились покинуть “зрительские” места и пересесть за круглые столы импровизированного класса.
Татьяна Джоновна начала свой урок с небольшого вступления, которым как бы ввела своих “учеников” в тему.
– Человеческая личность соединяет в себе три начала: ОНО, Я, сверх-Я. Оно представляет наше тело.
Человечество тысячи лет училось жить сообща: в одном доме, в одном селении или городе, в одной стране, на одной планете. И постепенно люди поняли, что дело это очень трудное, но необходимое. И это осознание привело к тому, что они выработали нормы, которые определяют человеческое поведение. Наше сверх-Я – это наша общественная сущность, наши нормы, которые управляют нашим поведением. Они не позволяют нам слушать только наше ОНО.
В нашем языке есть слово, которое является синонимом нравственного тормоза. Как оно называется? “Совесть”, – говорит кто-то из “учеников”.
– Самая интересная и сложная работа, – продолжает свое вступление наша учительница, – происходит над третьим нашим началом – над нашим Я. Ему приходится очень тяжело. Наше ОНО – тело – требует. Наша общественная сущность – сверх-Я тоже требует. А что делает Я?
И снова обращение к аудитории. А она уже включилась в общую работу. Все участники урока поняли, что просто слушать не получится, нужно постоянно подключаться, вникать в суть, давать немедленный ответ. Что для пишущей братии не совсем привычно. Журналисты привыкли сами задавать вопросы и выуживать ответы. А тут отвечай, анализируй, сопоставляй. Некоторые почувствовали себя несколько дискомфортно, как чувствуют себя нередко даже очень эрудированные участники игры “Кто хочет стать миллионером”, когда подводит готовность памяти.
И все-таки общими усилиями ответ был найден: “Наше Я тормозит, сопротивляется, оценивает ситуацию. Что-то принимает, что-то не принимает”.
– То есть выбирает, – подсказывает нужный синоним Татьяна Джоновна. – Самая тяжелая работа – это выбирать. Именно наш осознанный выбор отличает нас от животного мира. Это наша общественная сущность. Поэты, художники очень часто используют какие-то символы. Какими символами вы хотели бы изобразить человеческую жизнь?
– Это лестница.
– Дерево.
– Река с бурным течением и порогами.
Одобрив предложенные образы своих “учеников”, Татьяна Джоновна привела свой:
– А мне представляется человеческая жизнь в виде дороги. У дороги есть препятствия, неожиданные повороты, у одного – это горная тропа, у другого – гладкое шоссе. Временами человек оказывается на развилке, и ему приходится выбирать, как русскому богатырю Илье Муромцу, по какому пути идти. В какую сторону? За многие века человечество выработало определенные ориентиры, которые помогают нам делать свой выбор. Эти ориентиры – наши ценности. А есть ли у вас свои жизненные ценности? Попробуем их определить с помощью мозгового штурма.
“Ученики” перечисляют те понятия, которые для них являются наиболее дорогими: семья, здоровье, любовь, дружба, образование, кто-то вспоминает нравственные ценности: совесть, честь. А затем с помощью учителя они называют: свобода, ответственность.
И новое задание: работа в группах. Необходимо каждой выбрать наиболее важные понятия и расположить их по ранжиру. Татьяна Джоновна подчеркивает важность работы в группах. В маленьком коллективе все равны, все участвуют.
– Это маленькое сообщество, – говорит она, – где нужно уметь договариваться, уметь услышать друг друга, уступить друг другу и прийти к общему согласию. И, конечно, здесь необходима терпимость.
Так “ученики” были поставлены в ситуацию выбора. Им необходимо было выбирать ценности. Они уже вошли в свою роль, старались мыслить и быстро, и образно.
Интересно было наблюдать за незнакомыми до этого друг с другом людьми, неожиданно для себя превратившихся в “учеников”. Группы по 4-5 человек составляли небольшой коллектив, которому предстояло решать общие задачи. Здесь нельзя было отсидеться, отмолчаться, спрятаться за спину другого. Приходилось думать, искать, анализировать и довольно быстро отвечать. И выбирать. Причем ученикам предоставлялась полная самостоятельность. Учитель на них не давил, не склонял к своему мнению. Журналистам в роли учеников предстояло ощутить, как должен вести себя человек, осознающий внутреннюю свободу.
И снова люди, учившиеся в школе 10-15 лет назад, почувствовали, что в годы их учебы такого не было. Мнение учителя было тогда непререкаемым. А теперь они поняли, что несвободным человеком кто-то управляет: учителя, семья, товарищи. Свободный сам управляет собой. Как это сложно и ответственно одновременно!
В конце урока Татьяна Джоновна попросила своих “учеников” поделиться впечатлениями от проведенного урока.
– Мы завидуем вашим ученикам.
– Только так можно научить свободно мыслить, самостоятельно делать вывод.
– Жалеем, что в наше время не было ничего подобного.
– Мы хотели бы, чтобы и наших детей учили по таким методикам.
– Я стала сторонником этой программы.
Затем журналисты “атаковали” Татьяну Джоновну многочисленными вопросами, на которые отвечала она сама, координаторы программы и ее разработчики. Журналистов прежде всего интересовало, что собой представляет курс “Мой выбор”, как относятся к нему российские учителя. Татьяна Джоновна, основываясь на своем опыте, а также наблюдениях за реакцией своих коллег из разных концов страны, заметила, что педагоги с радостью берутся за этот курс, потому что он им помогает решать многие воспитательные проблемы.
– Этот курс стал для меня откровением, это замечательный инструмент, который дали учителям России в руки, – закончила свой рассказ об этом курсе Татьяна Сидорова, учительница из Брянска.
Координатор программы “Мой выбор” Юрий Масюк пояснил, что Татьяна Джоновна представила свою версию вводного занятия курса, сама методика которого побуждает школьных преподавателей творчески относиться к предложенному авторами материалу, как бы высвобождает скрытую энергию творческой личности.
Главный редактор “Учительской газеты”, президент Межрегиональной ассоциации “За гражданское образование”, один из авторов программы Петр Положевец подчеркнул, что именно этот курс учит детей сопротивляться давлению друзей, которые стремятся вовлечь подростка в какие-то дела, несовместимые с нравственными правилами и законами, скажем, в распитие спиртного, курение. Если ребенок не научится противостоять этому, то ему будет очень трудно в жизни. Этот курс заставляет ученика постоянно думать, прежде чем сделать выбор, накапливать жизненный опыт.
На вопрос, насколько широко используется этот курс в школах России, Юрий Масюк сказал так:
– Мы никому не навязываем свой проект. Заинтересованные в нем учителя сами приглашают нас на презентации, встречи. Начинали мы с 42 школ в 13 регионах, а в 2002 году по нашей программе работали уже более 1700 школ в 28 регионах.
Выступавший на этой встрече академик РАО Шалва Амонашвили заявил, что курс “Мой выбор” очень нужен нашим школьникам, потому что самое главное в жизни – это уметь правильно выбирать. Он поможет воспитать личность, умеющую жить в свободном обществе, и прежде всего понимать, что свобода – это не вседозволенность, а огромная ответственность, это труд души.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте