Вы скажете, что такого не бывает, что остаток может получиться лишь в результате деления. Это в математике. А в жизни все наоборот. Причем если числам совершенно безразлично, в остатке они или нет, то люди, оставшись за скобками красивого круглого показателя, переживают глубокую личную драму. К сожалению, эмоциям нет места там, где действует закон больших чисел. Но пресловутый человеческий фактор, не учтенный в простой математической формуле, неминуемо приведет к грубой погрешности. И тогда реформа, по своему замыслу прогрессивная и здравая, может потерять всякий смысл.
Далеко не праздничным днем стало 1 сентября в поселке Чистоборском Нижегородской области. В приподнятом и радостном настроении были лишь первоклассники и второклассники, нарядно одетые, с цветами и новенькими школьными сумками. Взрослые же – немногочисленные родители, учителя и жители, пришедшие на торжественную линейку в качестве зрителей, – с трудом сдерживали слезы, когда директор школы Инна Ивановна Белоголовкина произносила традиционное первосентябрьское приветствие. И было отчего плакать. Школа, которая раньше ежедневно принимала до 600 ребят разного возраста, встретила в этом году лишь 18 учеников начальных классов.
Расцвет Чистоборской школы пришелся на 70-80-е годы. В конце пятидесятых здесь, в живописном месте с красивым названием Красная Рамень, в 22 километрах к северу от Волги и старинного города Бор, началась активная разработка торфа. Поселок Чистоборский рос стремительно, рабочих мест было предостаточно, и сюда охотно переезжали молодые семьи не только из Нижегородской (тогда она называлась Горьковской) области, но и из соседних республик – Чувашии, Мордовии, Марий Эл. Детей было много, их приходилось учить в две смены, ежегодно набирали две, а то и три параллели. Педагогический коллектив, не жалея сил, старался объединить, сдружить приехавшие из разных краев семьи, чтобы Чистоборский стал не местом временного жительства, а малой родиной для каждого ребенка, выросшего здесь. Традиции, которые до сих пор чтят чистовцы (так они себя называют), закладывались учителями школы. О качестве образования, которое давала школа, может свидетельствовать тот факт, что ее выпускники поступали не только в горьковские вузы, но и в столичные университеты и институты. В Чистоборскую школу отдавали своих детей жители окрестных сел и деревень, хотя там тоже были свои образовательные учреждения. Почему? Да потому что люди во все времена подсознательно тянутся к лучшему, более сильному и устойчивому. Потому что родители понимают, что детей в большей степени, чем педагоги и семья, воспитывает среда.
…Прошло время. Торф стал никому не нужен, торфоразработка прекратилась, и из поселка стала уезжать молодежь. Число учащихся год от года сокращалось, и в 2005 году школа потеряла статус средней общеобразовательной (11-летки), стала основной (9-леткой). Старшеклассники доучивались в соседней Останкинской школе или Борском лицее. Тем не менее школа работала по-прежнему, сердце поселка билось, а значит, и жизнь в Чистоборском продолжалась.
В апреле этого года из районного управления образования пришло распоряжение, что с
1 сентября школа получает статус начальной, а учащиеся среднего звена, а это 32 человека, должны будут продолжить образование в соседней Останкинской средней школе. Останкино расположено недалеко, всего в двух километрах, и школьное здание там большое и более современное, построенное по типовому проекту. Справедливости ради надо сказать, что коллективы обеих школ давно дружат между собой. Близкое соседство, совместные мероприятия и поездки на конкурсы и олимпиады сблизили и учителей, и ребят. Собственно говоря, и границы между селом Останкино и поселком Чистоборским давно нет как таковой, знают о ней лишь сами чистовцы и останкинцы, а человек приезжий без помощи аборигенов не разберется, где кончается один населенный пункт и начинается другой (зато, как это неудивительно, административно они относятся к разным сельсоветам, и это не только тема для анекдотов, но еще одна головная боль чистовцев).
Тем не менее известие о «слиянии путем поглощения» было настолько неожиданным, что повергло и коллектив, и всех жителей поселка в шок. Из изложенного выше понятно, что для большинства школа значит гораздо больше, чем образовательное учреждение – представить без школы жизнь поселка немыслимо. Поэтому и педагоги, и родители большинства детей решили обратиться к местным властям с просьбой отменить распоряжение. Противостояние жителей и власти получило широкую огласку, в Чистоборский группами и поодиночке отправлялись журналисты и депутаты. Для встречи с населением приезжал глава администрации Борского района вместе с начальником Борского УНО. Людей уговаривали смириться, обещали создать все условия для того, чтобы дети адаптировались к новым условиям, а родители могли спокойно работать, не тревожась за их здоровье и безопасность. Были обещаны регулярный школьный автобус, продленная группа, кружки и дополнительные занятия, горячее питание в течение всего дня для детей, чьи родители много работают и приезжают домой только вечером, бесплатные проездные для старших ребят, которые будут ездить в Останкино самостоятельно на факультативы и секции. В Останкинской школе, к слову, есть превосходный тренажерный зал, созданы прекрасные условия для занятий спортом, работает филиал школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе. А группа продленного дня для младших школьников имеет свою спальную комнату – дети после обеда спят в течение часа, что хорошо отражается на их здоровье и успеваемости. Рядом со школой интернат для ребят из отдаленных деревень и сел, он работает с октября по май. Есть в Останкино и хорошо оснащенный компьютерный класс, и актовый зал. То есть плюсов, действительно, много.
Чтобы дети и родители смогли увидеть это собственными глазами, в августе была организована их встреча с учителями и администрацией на территории Останкинской школы. Чистовцев привез школьный автобус, их провели по всему зданию, показали все кабинеты и школьные достопримечательности, а затем в актовом зале ответили на все интересующие вопросы, обсудили волнующие моменты. Надо отметить, что при этом администрация и педколлектив Останкинской школы проявили исключительную деликатность, терпение и такт. Говоря о плюсах своей школы, педагоги старались избегать сравнения с Чистоборской и ее педагогами, понимая, что для многих это слишком болезненная тема. И все же, несмотря на огромную предварительно проделанную работу, часть родителей испытывают волнение за своих детей.
Людмила Федоровна Сокова, директор Останкинской школы, признается: «Мы понимаем, что перевод учащихся малокомплектных сельских школ в более крупные близлежащие образовательные учреждения – мера вынужденная, продиктованная экономическими причинами. Государству слишком дорого обходится обучение ребят, проживающих в бесперспективных деревнях и поселках. Ведь средства, сэкономленные на содержании и обслуживании зданий, можно потратить на повышение качества образования, улучшение материальной базы. Но процесс объединения для всех очень болезненный, ведь приходится резать по живому.
Скажу откровенно, лето было непростым для нас. Переживали мы и за поселок, и за наших коллег, лишившихся в одночасье работы. У меня сохранилось очень теплое отношение к Чистовской школе, ведь я ее выпускница, с большим уважением отношусь к ее директору и педагогам. За детей можно быть спокойными – мы сделаем все, чтобы они в самом скором времени почувствовали себя как в родных стенах. Уже разработан комплекс мероприятий по адаптации детей к деятельности в новой среде, а одна из приоритетных задач на новый учебный год – работа по формированию сплоченного коллектива. Надеюсь, что детям будет у нас не хуже, чем дома».
Стало быть, дети в порядке, родители тоже успокоятся со временем. На сегодняшний день не трудоустроены только два чистоборских педагога, первые несколько месяцев школа будет платить им денежное содержание, но и дальше, всего скорее, власть их не оставит. Остальные нашли себе работу, кстати, трое из них – в Останкинской школе… Выходит, все нормально, и не о чем печалиться. Однако и радоваться нечему. До боли жаль Чистоборский и такие же, как он, погубленные селения. Процесс слияний и поглощений только начался, впереди еще много слез, личных драм и затронутых судеб. Еще немного, и сельская глубинка останется без школ, а значит – без будущего.
Вера КОСТРОВА, пос. Чистоборский, Нижегородская область
Комментарии