search
main
0

Слово, взгляд, улыбка

Сотворчество и соучастие помогут в общении с детьми

В бешеном темпе сегодняшней жизни мы забываем о том, что когда-то тоже были маленькими. Мы рассказываем детям, что всегда были послушными, аккуратными и вежливыми детьми. А ведь это не всегда было так. Мы тоже обижались на учителей, а когда поступили в педагогические вузы, верили, что никогда не будем обижать детей. Давайте в этом себе признаемся, и тогда мы сможем разговаривать с нашими учениками на одном языке.

 

Чтобы научиться понимать детей, надо постоянно за ними наблюдать, «подглядывать», оценивая слово, взгляд, улыбку. В связи с этим несколько мыслей о профессионализме классного руководителя.

Внутренний мир ребенка должен быть интересен классному руководителю, а не оставаться книгой за семью печатями. Нужно научиться радоваться его успехам и огорчаться его неудачам. Классный руководитель должен ставить вопросы, сомневаться, но искать выход из любой ситуации. Все лучшее, что есть в самом руководителе класса, надо умело передавать своим воспитанникам, заражать их своей энергией, рассказывать о своих интересах, жизненных принципах, чтобы стать примером хотя бы для части ребят. Думается, что содружество, сотворчество и соучастие помогут в общении с детьми.

Чтобы эффективно реализовать свои мечты, стремления, надежды как классного руководителя, безусловно, необходимо обладать определенным мастерством. Или он должен быть гением? Давайте ответим на вопрос, чем гений отличается от мастера. И у того и у другого что-то получается очень хорошо, но при этом человек, работающий по вдохновению, не всегда может четко определить как свои задачи, так и то, какими путями он их будет достигать. И более того, он далеко не всегда сможет повторить то, что однажды получилось удачно. Мастер же отличается тем, что умеет определить цели, задачи, пути их реализации и предполагаемые результаты.

Чтобы определить смысл работы классного руководителя, то есть выявить достигнутые результаты, оценить их значимость, понять неудачи и на основе этого скорректировать работу, надо ответить на вопросы:

  1. С кем придется работать?
  2. Чего хотим добиться?
  3. Какими средствами удастся этого достичь?

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов главной целью становится воспитание «личности, обладающей индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющей работать с другими и над собой с учетом меняющихся условий и требований». Нам нужно помнить, что личность ребенка формируется личностью самого классного руководителя. Именно от его мастерства зависит, будет ли реализован широкий спектр возможностей для создания комфортной развивающей среды. Достичь педагогического мастерства под силу каждому классному руководителю, несмотря на то что его работа сложна сама по себе.

Одна из ведущих составляющих мастерства – умение видеть деятельность в развитии. Не только реализовать поставленную задачу, выбрать пути решения, но и определить, насколько удалось продвинуться вперед, к цели. Динамика – это определение своего педагогического шага. Дети развиваются с каждым годом. Даже если ничего не делать, динамика есть. А мы специально планируем нашу деятельность, учитываем возрастные особенности, прогнозируем результат, анализируем, что получилось, а что – нет. Мы определяем, на каком шаге сейчас находимся, ищем новые формы, ставим новые цели.

Мастер умеет определять средства, способы и формы работы с классом. Достаточно сложно бывает определить, что является средством, что – способом. Но педагогическое мастерство в том и состоит, чтобы развести эти понятия.

Напомним некоторые теоретические понятия в работе классного руководителя.

Способ, или метод. У него всегда есть цель (формирование у детей активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности): индивидуальный подход, групповой, совместная деятельность, поддержка, социо­метрия, создание успеха, организация общения, организация деятельности ученического совета, организация деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

Средство – то, с помощью чего достигается цель: участие в предметных неделях, литературная деятельность (использование литературных источников). Формы: дискуссии, работа по группам, КТД, мозговой штурм, праздник, классный час.

Взаимодействие классного руководителя и учащихся должно строиться на принципах, которые каждый выберет для себя, например, принцип свободы выбора, открытости, сотворчества и сотрудничества и др. Важно помнить и о том, что каждый ребенок в процессе совместной работы должен видеть, что его вклад в общее дело оценен по достоинству.

И какие бы частные задачи ни решал классный руководитель, он всегда должен являться организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

 

Ольга БАБУШКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1002

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте