Есть уникальная профессия – педагог дополнительного образования, где каждый имеет лицо с «необщим выраженьем», как бы сказал поэт, где каждый и автор, и творец.
Кто работает педагогами дополнительного образования? Как правило, талантливые люди, имеющие за плечами консерваторию, ГИТИС, Строгановку, Щепку, МАИ, МИФИ, каждый спец в своей области. У этих педагогов все дети поют, танцуют, рисуют, запускают самолеты, то есть заражены вирусом творчества и деятельности. Бывают среди педагогов уникумы, которые окончили финансовый университет, а гениально ведут кружок бумаговерчения! А еще я встречала потрясающего педагога дополнительного образования, агронома по базовому образованию, который в бассейне Дворца творчества безупречно обучал детей плаванию, кстати, они не ставили спортивных рекордов, зато хорошо и надежно плавали. А еще знаю выпускника биофака МГУ, который ведет живой уголок, работая с детьми в Доме творчества, а в перерыве читает лекции в Кембридже. Можно привести еще множество примеров, но в эпоху стандартизации и приведения всего и всех в соответствие с нормой, задаюсь вопросом: что же это за должность такая – педагог дополнительного образования? В Квалификационных характеристиках должностей работников образования от 26 августа 2010 г. содержатся требования к педагогу дополнительного образования. К квалификационным требованиям отнесено наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшего профессионального или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Среди перечня должностных обязанностей – требования к осуществлению дополнительного образования обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой. Далее предъявляют серьезные и строгие требования к комплектации состава обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения; обеспечения педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Конкретные требования – к учебным занятиям в опоре на достижения в области методической, педагогической и психологической наук. Что еще делает педагог дополнительного образования? Среди функций долженствования и ответственности педагога дополнительного образования я насчитала 14 глаголов, посредством которых данный педагогический работник реализует образовательный процесс. Что делает педагог дополнительного образования? Обеспечивает! Участвует! Составляет! Выявляет! Способствует! Организует! Осуществляет! Включает! Оценивает! Анализирует! Обсуждает! Оказывает! Учитывает! Способствует! Кстати, здесь ни слова фантазии – все из Единого квалификационного справочника-2010! Такой размах! Что должен знать педагог дополнительного образования? 47 требований! Возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами).Возникает закономерный вопрос: а педагогов дополнительного образования где-нибудь учат? Их кто-нибудь выпускает? И вот здесь, как оказалось, собака зарыта! Я отыскала дипломированных специалистов по специальности «педагогика дополнительного образования» с квалификацией в дипломе «педагог дополнительного образования» среди выпускников московских педагогических колледжей №5, 7, 13, 14, 15. В самом деле, только педагогические колледжи реализуют уже второе поколение стандартов по этой специальности: с 2003 г. государственный образовательный стандарт 050710 и с 2012 г. федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050148 «педагогика дополнительного образования». Область профессиональной деятельности выпускников – дополнительное образование детей в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ. Объекты профессиональной деятельности выпускников – задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс дополнительного образования в избранной области деятельности; задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями, организациями, родителями (лицами, их заменяющими) по воспитанию и обучению занимающихся и организации дополнительного образования в избранной области деятельности; документационное обеспечение образовательного процесса. Педагог дополнительного образования (по диплому – с указанием области деятельности) готовится к таким видам деятельности: техническое творчество; музыкальная деятельность; сценическая деятельность; хореография; изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство; социально-педагогическая деятельность; туристско-краеведческая деятельность; эколого-биологическая деятельность; физкультурно-оздоровительная деятельность. Что в результате? Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (с указанием области деятельности); организация досуговых мероприятий, конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок; методическое обеспечение образовательного процесса. Действительно, в педагогических колледжах на этой специальности готовят к разным областям деятельности: например, в пятом колледже это сценическая деятельность, в седьмом – музыкальная, в тринадцатом – социально-педагогическая и туристско-краеведческая (редкие и значимые области деятельности, между прочим!). Какая замечательная система, которая сама себя способна восполнять, нужно только учитывать реальные запросы!Надо заметить, что по-государственному верно, что именно педколледжи готовят специалистов для системы дополнительного образования, поскольку на протяжении многих десятилетий система образования Москвы восполняется в первую очередь выпускниками педагогических колледжей – воспитателями и музыкальными работниками детских садов, учителями начальных классов, социальными педагогами, учителями физической культуры. На протяжении многих лет на этот счет есть статистическая ясность: выпускники московских педколледжей, а не педвузов трудоустраиваются и закрывают вакансии в образовательных учреждениях Москвы. Вы слышали о пресловутых 10%? В среднем столько выпускников вузов приходит, а выпускников педколледжей – не приходит в образование. 90% трудоустройства выпускников педколледжей – вот чистая эффективность, а не расчеты о том, что выпускники педколледжей получают затем высшее образование на очно-заочной, вечерней форме обучения, и это дорого. Да и, кстати, теперь очень часто они это делают за свои деньги, потому что на дневное отделение после педколледжей идет 1-3%, да и то по понятным причинам это юноши. Многие ищут аналоги педколледжам в западной образовательной системе, соотносят с Болонской системой, пытаются показать, что педколледж и международные тренды – две вещи несовместные. Проще говоря, там педколледжей нет, у нас есть, и это замечательно! Давайте найдем возможность нашу традицию интегрировать в модернизационные процессы и сохраним лучшее, что сделано для подготовки педагогических кадров. Я уверена – мудрое руководство, умная наука, хитрый менеджмент в Москве объединят усилия и найдут формы интеграционного развития системы педколледжей. Что лучшее в педколледжах? Практико-ориентированная подготовка, творческая педагогическая среда, заточенность под реальный заказ детских садов и школ. Сегодня такова ситуация – именно педагогические работники нужны обществу. Выпускники вузов – предметники, хорошо владеющие содержанием дисциплин, методику осваивающие по ходу работы, а нынче время технологичности, выигрывает тот, кто владеет технологиями и методиками, умеет играть и разговаривать с детьми, заводит и ведет их за собой. Практика на всех этапах обучения дает свои положительные результаты. Студенты педколледжей овладевают всеми тонкостями педагогической работы: от наблюдения и анализа уроков и занятий до подготовки конспектов и самостоятельного проведения определенного стандартом количества практических занятий. Сама система подготовки в педколледжах, традиции громадной воспитательной работы создают оптимальные условия профессионального становления будущего педагога в колледже. Кремлевские концерты отдыхают по сравнению с праздничными концертами в педколледжах! Там поют академические и народные хоры, танцуют ансамбли песен и плясок, выступают театры, оркестры, ансамбли, солисты (к каждому празднику – по умолчанию, так сказать, в соответствии с нормой педагогической культуры). Там выпускают газеты и журналы, забивают голы и ставят рекорды, работают музеи, приходят ветераны, и вообще, упорно бьются ручьи и фонтаны реальной подготовки педагогов. Там действительно тщательно готовят ПЕ-ДА-ГО-Гов! В том числе – дополнительного образования! Но вот что интересно – на уровне среднего профессионального образования такая специальность имеется, а на уровне высшего – нет! При современном обязательном квалификационном требовании к высшему образованию педагогического работника отсутствие идентичной специальности на уровне высшего образования обедняет значимую ценность и востребованность этой специальности. Но, впрочем, и высшей школе есть куда развиваться. Теперь, когда система дополнительного образования вошла в грандиозную фазу преобразований, самое время вспомнить про педагогические колледжи, с которыми учреждениям дополнительного образования вместе по пути. Думаю, что лучшими образовательными комплексами в Москве будут те, которые сформируются вокруг педагогических колледжей, а учреждения дополнительного образования получат огромный импульс развития. Знаете почему? Потому что система дополнительного образования стоит на тех же ценностях, что и педколледжи, – взаимное обогащение, польза системе образования и обществу. В учреждениях дополнительного образования есть области деятельности: музыкальной, театральной, физкультурной, в педколледже есть живая педагогика в методиках, практиках, конспектах, технологиях. Убеждена, что польза московской системе образования от интеграции среднего профессионального и дополнительного образования будет великой. И самое главное – мы не потеряем поколение детей, которое будет в руках педагогов. Такой опыт интеграции педколледжа и учреждения дополнительного образования есть в Ярославской области. Там наши коллеги без долгого раздумья это осуществили поэтапно от стартовой к ситуативной интеграции, затем к целостности и перспективам саморазвития. В мае 2013 года в Угличе проходил первый креативный провинциальный форум дополнительного образования, на котором был интересно представлен опыт интеграции Угличского педколледжа и Центра развития творчества детей и юношества. В регионах всегда сильна работа на территориях с учетом местной региональной политики, так вот они, не раскачиваясь и долго не размышляя, уже и разработали, и апробировали, и представили всероссийскому профессиональному сообществу свой опыт, просчитали эффекты, оценили риски и уже работают, а самое главное – одновременно экономически выживают и развиваются. Бюджетные возможности в регионах скромнее московских, но только наши коллеги из Углича оказались шустрее и уже отрабатывают свои практико-ориентированные модели выполнения майского (2012 г.) указа президента – охватить дополнительным образованием до 75% детей! То есть они оценили самые главные риски – риски потерь контактов с детьми. Пока мы думаем и взвешиваем, педколледж и учреждение дополнительного образования в Угличе готовят педагогов дополнительного образования, отрабатывают компоненты профессиональных методик и технологий на практике в учреждении дополнительного образования, работают в интересах развития региональной модели образования и уже оценивают пилотные результаты. Опыт «педколледж плюс» в России уже есть, и он положительный! И на территории Москвы, я уверена, он будет на Юге (пятнадцатый педагогический!) и на Севере (тринадцатый педагогический!), на Западе (шестой педагогический!) и на Востоке (восьмой педагогический!), на Юго-Западе (четвертый педагогический!) и на Северо-Западе (восемнадцатый педагогический!), на Юго-Востоке (десятый педагогический!) и на Северо-Востоке (четырнадцатый педагогический!). Вот география Москвы, вот перспективы и риски. Дело – за энергией развития!
Комментарии