search
main
0

Слово ребенка

или Что такое альтернативная коммуникация

Международный месяц альтернативной и дополнительной коммуникации отмечается в октябре во всем мире. Целью является информирование общества о различных способах общения с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Международный месяц АДК по повышению осведомленности был учрежден Проектным комитетом Международной ассоциации альтернативной коммуникации (ISAAC) в октябре 2007 года.

 

Наш проект по производству карточек и папок «Планик» для альтернативной коммуникации нередко в конкурсах стартапов не выглядит выгодно. Ведь это не высокие технологии, а какие-то карточки с липучками. Все выглядит простым и незатейливым. Но мы убеждены, что использование альтернативной коммуникации позволяет большому количеству людей включиться в жизнь, она необходима так же, как и очки, коляски и прочие вспомогательные средства.

Существуют разные методики по альтернативной коммуникации. И это понятно: люди разные, и средства альтернативной коммуникации им подходят разные. Мне бы хотелось рассказать о PECS (система альтернативной коммуникации с помощью карточек), методике с научно доказанной эффективностью. Плюсы этого подхода заключаются в подробнейшем описании протокола применения. И это означает, что многие педагоги и родители, изучив методику и правильно ее применяя, смогут добиться успеха.

Папка с карточками – это прежде всего слово ребенка

Один из секретов успеха – внимательное изучение и следование протоколу методики. Ведь если вы, готовя по рецепту, вместо соли положите сахар, то, скорее всего, не получите желаемого блюда. И это несмотря на то что добавили внешне похожее вещество – белое и рассыпчатое.

Авторы методики Энди Бонди и Лори Фрост в книгах и выступлениях напоминают о необходимости постоянной тренировки действий, записи работы с ребенком на видео и анализе ошибок, потому что то, что кажется простым в теории, оказывается не таким простым на практике.

Между тем общение с помощью карточек могут понять даже те, кто не проходил специального обучения. Как-то у нас во время занятия в детско-юношеском центре особый ребенок не успел в туалет, потому что его специфичный жест никто не понял. Если бы ребенок показал карточку, ситуация была бы иной. Нам важно, чтобы ребенок научился коммуницировать с большим количеством людей, а не только с узкоподготовленными специалистами и родственниками, ведь только так мы расширим его возможности для самостоятельной жизни.

На мой взгляд, использование альтернативной коммуникации родителями и педагогами затрудняется по некоторым причинам.

Родители и педагоги должны работать слаженной командой. Это сложно. Иногда мамы и папы не прислушиваются к рекомендациям педагогов и после занятий в школе или садике дают ребенку все, что он хочет, лишь бы не кричал. Есть примеры, когда педагоги, не вникая в суть альтернативной коммуникации, забирают коммуникативную книгу или планшет у ребенка, считая, что тем самым помогают ему заговорить.

Методика альтернативной коммуникации с помощью карточек окутана многими мифами. И главный из них о том, что ребенок никогда не заговорит, если вы научите его общаться с помощью карточек. Чаще всего этот миф транслируют педагоги, которые не изучали методику, исследования, не наблюдали практику работы. Однако практика показывает, что благодаря PECS у ребенка восстанавливается функция коммуникации, в дальнейшем он начинает сам озвучивать свои пожелания либо пытается это сделать. В методике описывается, как побуждать ребенка произносить то, что он показывает на картинках, и когда можно пытаться отходить от использования карточек.

Один из секретов успеха – внимательное изучение и следование протоколу методики PECS

Еще один из мифов касается возраста и диагноза. Некоторые уверены, что это подходит для маленьких детей с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра). Но методика универсальна! Если мы видим, что у человека любого возраста нет динамики развития речи, нет понимания, как сообщить о своих потребностях, можно воспользоваться альтернативными способами коммуникации. И если моторика не мешает брать и передавать карточки, то мы можем использовать PECS. Методику может освоить ребенок в любом возрасте и с любой нозологией. Более того, она подходит для людей, переживших инсульт, попавших в аварию, которые нуждаются в том, чтобы заново научиться коммуникации.

Я не раз встречала педагогов и родителей, которые были убеждены, что если они используют карточку с липучкой (карточку PECS), то они используют методику PECS. Карточка не наделена магией! Магия заключается в действиях педагогов и родителей, обучающих ребенка общаться с помощью карточек. Сейчас нередко мы наблюдаем путаницу в понятиях. Появилось даже самостоятельное слово «пексы», которым стали называть почти все, что связано с картинками. Но это не так. PECS – это методика обучения. Картинки же мы можем использовать и для визуальной поддержки ребенка: визуальные расписания, социальные истории.

Специалисты обращают внимание на заполнение карточками из расписания дня папки для общения с ребенком. Папка с карточками – это прежде всего СЛОВО ребенка. В ней должны быть карточки того, что он хотел бы попросить или рассказать вам. Для того чтобы мы могли донести более доступно информацию о том, как будет проходить день, существуют визуальные расписания. По сути, такое расписание – слово значимых взрослых, которые организуют день ребенка.

Одни родители отказались от использования PECS, потому что когда у ребенка появилась папка с карточками и он понял, что может просить с их помощью желаемое, то он стал будить родителей рано утром и давать карточку «гулять». Но ведь любой ребенок, владеющий речью, может сделать то же самое. Он может попросить. И тут уже нужно договариваться, объяснять ребенку, что не все, что ты сейчас хочешь, можно получить мгновенно. В методике PECS особое внимание уделено тому, как правильно отказывать ребенку и когда это можно начинать делать.

Не повод отказываться от использования альтернативной коммуникации только потому, что ребенок грызет или рвет карточки. Сейчас можно приобрести очень крепкие, антивандальные, карточки, которые прослужат долго. Также есть несколько способов изобразить то, что может попросить ребенок здесь и сейчас.

Наталья НИКУЛИНА, Петрозаводск

 

Мнение

Дарья, дефектолог и мама, ведущая канала «Мир твой» о развитии детей:

– Как понять ребенка, если он не говорит? Как узнать, что у него болит или что его тревожит? Это понятно, если он что-то хочет: он либо укажет вам на это, либо подведет к желаемому предмету. А если ваш малыш и этого делать не умеет? Последствием могут быть истерика, агрессия, самоагрессия. Все то, что приведет к формированию нежелательного поведения. С помощью карточек PECS ребенок учится просить, показывать, где у него болит и на чем бы он поехал с вами в магазин. Может составлять целые предложения, он начинает понимать, что от него хотят, и может с помощью карточек выразить свое мнение. Что касается речи, то ее запуск благодаря карточкам происходит быстрее. Мы комментируем то, что изображено на карточке, тем самым формируя и расширяя пассивный словарь ребенка. При правильной работе ребенок начинает повторять слова, действия, изображенные на карточках, за вами, а затем и сам.

Больше информации об альтернативной коммуникации, использовании визуальной поддержки вы можете найти на страницах в группе ВКонтакте https://vk.com/planikdetyam, в Фейсбуке https://www.facebook.com/planik2016.


Только факты

На сегодняшний день на территории русскоязычных стран система альтернативной и вспомогательной коммуникации PECS широко используется поведенческими специалистами в работе с детьми с РАС. Несмотря на полемику, существующую вокруг выбора того или иного метода альтернативной коммуникации (чаще PECS противопоставляется системе жестов), использование системы с помощью обмена карточками плотно укоренилось. Многие дети с РАС и другими нарушениями развития как младшего, так и школьного возраста пользуются карточками для общения. Система используется как в домашних условиях, так и в школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте