Аркадий Гайдар… Когда-то это имя было известно любому россиянину, любому жителю нашей огромной страны. Его произведения изучались в школе, его биографию знал каждый, о нем пели песни, снимали кинофильмы. Кто из людей старшего и среднего поколения не слышал и не напевал сам: «Гайдар шагает впереди?»… И вдруг с «легкой» руки Владимира Солоухина в 90-е годы ХХ века по стране покатилось: Гайдар – малолетний убийца, садист, алкоголик и чуть ли не сумасшедший.
рудно сказать, что двигало рукой Солоухина. Но после выхода в свет его «Соленого озера» посыпались газетные публикации, в том числе и тех, кто при советской власти восхвалял писателя, а теперь вдруг увидел некие «темные пятна». Как бы то ни было, результат известен: Аркадий Гайдар был ошельмован, его произведения были исключены почти из всех учебников по литературе как в начальном, так и в среднем звене школы, и за прошедшие более чем десять лет выросло поколение, которое никогда не слышало о «всаднике, скачущем впереди», и никогда не встречалось с его светлыми и романтическими героями. За одним (возможно, что и не одним?) исключением: в Арзамасе, который всегда считал себя городом Гайдара, как стояли, так и стоят памятники Гайдару, его имя по-прежнему носят и пединститут, и одна из школ города, и детская библиотека, и городской парк. По-прежнему работает Мемориальный дом-музей писателя. В пединституте по-прежнему проводятся Гайдаровские чтения. В 2004 году было торжественно отпраздновано 100-летие выдающегося земляка. Но главное другое: практически во всех школах города и района если уж не на уроках литературы, то на уроках внеклассного чтения изучаются произведения Гайдара: и «Чук и Гек», и «Совесть», и «Тимур и его команда», и «Дальние страны», и «Школа». Старшеклассники пишут исследовательские работы по биографии писателя. Не исчезло совсем и тимуровское движение. Дети посильно помогают престарелым и инвалидам: ходят в магазин за продуктами, помогают по дому, дают концерты, а на селе – еще и ходят на колодец за водой, помогают на подворье летом, расчищают дорожки от снега зимой.
Все это дает нам право инициировать процесс восстановления доброго имени Аркадия Гайдара и изучения его произведений в школе.
И даже если в биографии писателя и есть «темные пятна», это еще не основание для отказа от изучения его произведений в школе. Годы «без Гайдара» показали, что его рассказы и повести являлись одним из самых действенных средств духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и юношества, учили добру, коллективизму, помощи людям, стойкости в преодолении трудных жизненных ситуаций, смелости, совестливости. Могут они послужить и в воспитании современных школьников. Не случайно из нескольких сотен анкет, в которых мы спрашивали учителей Арзамаса и Арзамасского района, стоит или не стоит изучать Гайдара в школе, только в одной (!) содержался отрицательный ответ по причине этих самых «темных пятен».
Наиболее полно выразила отношение к классику детской литературы учитель высшей категории, отличник народного просвещения К.А.Коршунова: «Считаю обязательным введение произведений А.П.Гайдара в программу литературного чтения начальных классов. Эти произведения воспитывают патриотизм, доброту, сострадание, уважение к старшим людям. Они написаны доступным языком, понятным для детей, поэтому предложения из произведений Гайдара с успехом можно применять на уроках русского языка. Тимуровское движение не нашло замены в воспитательной работе наших школ, а жаль. Все произведения или отрывки из книг этого писателя должны изучаться детьми начальной школы»
Как и у всякого классика, в одни периоды развития государства актуальны одни произведения Аркадия Гайдара, а в другие периоды – совсем иные. Такие повести, как «Р.В.С.», «Военная тайна», «Пусть светит», «Школа», имеют сегодня, пожалуй, чисто историческое значение. Поэтому многие из опрошенных нами учителей литературы предлагают изучать их в старших классах в качестве произведений, рисующих влияние исторических событий ХХ века на судьбы и характеры детей.
А вот «Судьба барабанщика»… История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но иногда думается, сколько детских судеб не было бы сломано, если бы эта повесть изучалась в 90-е годы ХХ века в 5-6-х классах школы, и скольким детям судьба Сергея Щербачева может помочь выстоять в трудных жизненных ситуациях, если начать изучать ее сейчас.
Тимуровское движение в 70-80-е годы ХХ века было настолько заформализовано, что из стремления самих детей помочь тем, кто нуждается в их помощи, превратилось в «обязаловку», в графу отчета по воспитательной работе и начало вызывать аллергию и у самих детей, и у учителей. Но ведь сейчас, в начале XXI века, актуальность повести «Тимур и его команда» и самого тимуровского движения как никогда велики. Десятки, сотни тысяч не только ветеранов Великой Отечественной войны, но и молодых ветеранов локальных конфликтов нуждаются не только в помощи (много ли дети могут?), а в общении с детьми, в их внимании. И еще не ясно, кто кому будет более полезен, если в тимуровскую команду будут входить так называемые дети группы риска. Возможно, раненые души тех и других оттают от этой дружбы («Помоги тому, кому еще тяжелее, чем тебе, – и будешь счастлив» – старая, но от этого не менее верная мысль).
А «Чук и Гек» и «Голубая чашка», поднимающие проблемы взаимоотношений взрослых и детей, – разве это менее актуально?
И разве не современно звучат заключительные строки повести «Чук и Гек»: «Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной»? И оттого, что сейчас наша страна называется Россия, суть не меняется: это наша страна, и мы должны ее любить и беречь.
Наталья БЕЛЯНКОВА, директор научно-методического центра ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара», кандидат педагогических наук, доцент
Из досье «УГ»
26 октября исполняется 65 лет со дня гибели А.П.Гайдара, а 22 января 2009 г. – 105 лет со дня его рождения.
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П.Гайдара предлагает провести всероссийскую акцию с целью привлечения внимания педагогической общественности к изучению творчества писателя. Эта акция состоит из нескольких этапов:
2006 – 2009 гг. – публикация в педагогических журналах материалов о жизни и творчестве А.П.Гайдара, методических разработок уроков литературного чтения в начальных классах, уроков литературы в среднем и старшем звене, уроков внеклассного чтения, сценариев внеклассных мероприятий и т.д., посвященных творчеству классика детской литературы.
2007 г. – Всероссийская научно-практическая конференция «Роль произведений А.П.Гайдара в патриотическом воспитании детей и юношества» с изданием сборника статей. (На базе АГПИ им. А.П.Гайдара, организатор – научно-методический центр АГПИ.)
2008 г. – Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная творчеству писателя (на базе АГПИ, организатор – кафедра русской литературы).
Январь 2009 г. – проведение мероприятий, посвященных 105-летию А.П.Гайдара.
Для тех, кто хотел бы принять участие в акции, сообщаем e-mail: agpi@nts.ru (для Н.М.Белянковой).
Комментарии