search
main
0

Слово – мерило ума. Формула разрешения школьных конфликтов на основе лучших традиций и обычаев горских народов

Возраст: 7-9-е классы.Цели:- развивать у учащихся умение анализировать конфликтные ситуации, предупреждать и разрешать конфликты, опираясь на лучшие традиции и обычаи горских народов;- формировать толерантное сознание и поведение личности.

Задачи:- способствовать приобретению учащимися опыта составления индивидуальной программы выхода из конфликтных ситуаций;- пробудить в учащихся стремление и умение понимать другого человека;- формирование чувств, воли, культуры поведения, создание морального и эстетического фундамента.Форма проведения: практикум.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, слайды, тесты. На интерактивной доске: фотографии природы и населения Кавказа (звучит тихая мелодия). Ход мероприятияКлассный руководитель обращается к классу, знакомит с целью классного часа.Игра «Дружеское рукопожатие»Дети становятся в два круга лицом друг к другу. Двигаясь в разных направлениях, говорят слова приветствия друг другу и пожимают руки.Классный руководитель: Как прекрасен Северный Кавказ с голубыми небесами, густыми туманами над рекой, с заснеженными вершинами Кавказского хребта, бескрайними степными просторами! Многие поэты, писатели, художники разных национальностей восхищались его красотой. Многовековой совместной жизнью наших народов, и прежде всего старшим поколением, было создано ни с чем не сравнимое богатство: единство, братство, взаимопонимание, правила горского этикета. Ученик: Основным критерием настоящего горца, настоящей горянки считается наличие в характере такого качества, как намыс, что переводится на русский язык словосочетанием «честь и достоинство». В понятие «намыс» входят и другие качества достойного человека: человечность, справедливость, честность, верность долгу, преданность Родине, родному очагу, уважение к женщине. Все эти ценнейшие человеческие качества формируются благотворным, очеловечивающим воздействием народного традиционного воспитания, которое начинается с колыбели. У горцев говорят, что нравственности надо учиться дома, а потом идти в общество. Хорошая, мудрая культура, накопленная веками и отшлифованная старшими поколениями, живет в народе.Классный руководитель: Ребята, жизнь человека представляет череду всевозможных ситуаций, многие из которых могут привести к возникновению конфликтов. Это связано с тем, что мы недостаточно терпимы по отношению к другому человеку, легко задеваем чувство собственного достоинства и иные интересы окружающих, не всегда правильно ведем себя в соответствии с обычаями и традициями нашего народа. Сегодня мы с вами научимся анализировать, предупреждать и разрешать сложные проблемы взаимоотношений, выходить из конфликтных ситуаций, опираясь на лучшие традиции и красивые обычаи этикета горских народов. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Общение – основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь посмотрим, как бы вы поступили в следующей ситуации.Инсценировка ситуации на интерактивной доске:В школе произошел конфликт: две девочки ругались, старшеклассник проходил мимо и сделал замечание. Когда одна из девочек ответила ему грубо, он толкнул ее. Каждый считает виновным другого.1.    Опрос.Цель опроса: изучить позицию учащихся на различных этапах возникновения конфликта.1.    Кто виноват в возникновении конфликта?2.    Можно ли было предотвратить конфликт?3.    Как бы вы поступили на месте мальчика?4.    Ваше мнение с точки зрения этикета горских народов.Рассуждения учащихся. 2.    Анкетирование. Цель: выяснить степень взаимопонимания, сплоченности, уровень конфликтности в коллективе.Ваши действия:1.    Прошел бы мимо.2.    Вмешался бы в ссору.3.    Позвал бы преподавателя или омбудсмена.4.    Иные действия.Обработкой результатов занимается группа лидеров.Обработка полученных данных: выбираются наиболее часто повторяющиеся ответы и делаются выводы о ценностной ориентации класса или отдельного ученика.Результаты демонстрируются на экране.Результаты анкетирования:1. Прошел бы мимо, не обратив внимания, – 1%.2. Вмешался бы в ссору – 95%.3. Позвал бы преподавателя – 4%.4. Иные действия – 0%.Результаты опроса:1. Кто виноват в возникновении конфликта?1) девочки – 15%2) мальчик – 1%3) все – 84%2. Была ли возможность предотвратить конфликт?Да – 100%Нет – 0%3. Ваше мнение с точки зрения этикета горских народов.Ответ: Девочки и мальчики поступили не по правилам этикета горских народов.Ученик: Гор обычаи – жизни мудрость В нас впитались как в землю дожди.  Если сердцем ты их приемлешь, То по жизни смело иди.Ученик: Повседневный почет сединам -От признания седых вершин,От признания высот орлиных,Что сберег за отцом и сын.Ученик: Знает путник: у горца в домеОн найдет и приют, и еду,Горец сам поспит на соломе,Но разделит его беду.  Х. Джаубаев Классный руководитель: Ребята, каждому из нас присущи эмоции – душевные переживания (радость, горе, страх, злость). Чтобы суметь правильно выйти из конфликта и достичь успеха в жизни, необходимо управлять своими эмоциями.Ученик: «Сильнее всех владеющий собой», – говорил Сенека.Ученик: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием» (Конфуций).Ученик: Жан Лафонтен писал: «Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собою».Ученик: «А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению» (Коста Хетагуров).Классный руководитель: Для того чтобы продолжить обсуждение, нам нужно вспомнить значение слов: спор, противоречия, конфликтная ситуация, конфликт, инцидент.На интерактивной доске:Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Противоречия – это разногласия мотивов, потребностей; взглядов, убеждений; оценок, самооценок; знаний, умений, способностей; целей, средств, методов.Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться их разрешать.Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.Инцидент – действия участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.Из числа участников, ответивших на вопросы интервью и теста одинаково, составляются три команды. Каждая группа отстаивает свою точку зрения в соответствии с правилами горского этикета.После обсуждения в группах подростки дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают пути разрешения конфликта, используя правила этикета горских народов.Выводы: 1-я группа: Основной закон нравственного кодекса этикета горских народов – непререкаемый авторитет старшего. Старший сделал замечание – значит, девочки должны были разойтись.2-я группа: Девочки не должны громко разговаривать, ругаться. Не должны выяснять отношения на виду у всех. Девочкам нужно было разобраться, в чем дело, спокойно, без крика, ругани. Значит, виноваты девочки.3-я группа: Молодой человек ни в коем случае не должен был толкать девочку. Этот поступок недостоин мужчины – горца и настоящего мужчины в современном понимании. Это противоречит нормам и горской, и европейской морали. Он должен был сдержаться, ведь девочку нельзя трогать, обижать, оскорблять, причинять боль уже только потому, что она девочка. В народе говорят: «О достоинстве мужчины судят по отношению к женщине». Оцениваем все вместе грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.Классный руководитель: Громкое выяснение отношений между девочками прилюдно – нарушение канонов горского этикета. Девочкам, женщинам не пристало вообще громко разговаривать, тем более ругаться. Это некрасиво и с точки зрения современных норм этики. Девочки должны при общении соблюдать речевой этикет горских народов, главная идея которого заключается в том, чтобы люди при общении друг с другом чувствовали взаимную благорасположенность, доверительность, взаимопонимание, стремились установить доброжелательные, дружеские отношения, а не освободить негативную энергию. Да, молодой человек имел моральное право вмешаться в спор двух девочек. Если женщина (девочка) неправильно себя ведет, нарушает нормы общественного поведения, то мужчина имеет право и должен указывать на ее ошибки, но ни в коем случае по правилам горского этикета не имеет права прикасаться к ней. По нашим традициям уважение к женщине, матери граничит с благоговением перед ней. В горах считают позором, невоспитанностью сесть, прежде чем сядет женщина, закурить при ней, ругаться при ней. Отношение к женщине – это зеркало души, это мера нравственности. Мужчины (по горскому этикету) должны быть мужественными, полны внутреннего благородства, сосредоточенности, сдержанности. Это прекрасные, сильные люди, умеющие сдерживать свои эмоции при любых жизненных ситуациях. У горских народов авторитет мужчины всегда был очень высок.Девочки женственные, прекрасные существа. Девочки сильны своей слабостью.Звучит музыкальная заставка (песня «Мелодия гор»).Работа в группах Работают вместе, один из группы знакомит всех остальных с точкой зрения группы.Задание №1: Сформулируйте правила горского этикета.Задание №2: Сформулируйте заповеди поведения при конфликтных ситуациях.Задание №3: Какие качества надо развить в себе, чтобы добиться успеха, быть приятным окружающим?Ответы учащихся:1-я группа Правила горского этикета:- уважение мужчин, почитание женщин;- не стремитесь доминировать во что бы то ни стало; – чаще улыбайтесь;- быть справедливым и терпимым к людям;- проявлять выдержку, обладать умением сдерживать эмоции. 2-я группа- соблюдайте этикет горских народов;- не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком;- не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;- умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!3-я группа- внутренняя культура;- знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения, помогающие предотвратить ненужные конфликты;- способность контактировать с окружающими;- способность убеждать других.Разрешение конфликта (вы действуете в соответствии с этими правилами):1.    Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки.2.    Вспомните все обычаи и традиции этикета горских народов, которые соответствуют данной ситуации.3.    Используйте «я – сообщение» (ваше огорчение по поводу возникших противоречий).4.    Предлагайте ряд решения конфликта.5.    Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.6.    Не торопитесь: доброжелательный диалог обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.Классный руководитель: В народе говорят: «Мужчина – огонь, девушка – вода». Ваше мнение?Выслушиваются мнения учащихся. Все вместе делают вывод. Ученик: В горах джигиты ссорились, бывало Но женщина спешила к ним и вдруг Платок мужчинам под ноги бросала, И падало оружие из рук.  Р. ГамзатовУченица: Мужчины! Мир всегда у вас в руках, Так будьте вы самих себя достойны, Я умоляю вас, я повторяю, Платок мой, честь моя, у ваших ног. Такого нет народа, где мужчины Не вняли просьбе жен и матерей!  Назифа КагиеваКлассный руководитель: Речь – величайшее изобретение, результат проявления творческих возможностей человечества. Язык дан людям для достижения взаимопонимания, установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений. По мнению народа, речь человека – показатель ума, интеллектуального потенциала личности. О значении, которое придавал народ доброму, мудрому слову, говорят народные пословицы.На интерактивной доске пословицы:- мудрая речь заставляет врага опустить меч;- случается, что милосердие языка бывает полезнее милосердия руки;- умное слово стоит хорошего быка;- слово – мерило ума;- пословицы – соль речи;- слова, как и фрукты, бывают зрелые и незрелые.Учащиеся поясняют смысл пословиц и делают выводы:Слово, речь несут в себе великую силу воздействия на личность. Но это воздействие в зависимости от смысла слова может быть как позитивным, так и негативным. Мудрое, доброе слово окрыляет, исцеляет человека, поднимает его на подвиг. Соблюдение речевого этикета – это условие выхода из конфликтных ситуаций.Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего значимость для участников конфликта, и на этой основе происходит гармонизация их отношений.Классный руководитель: По мнению народа, речь человека – показатель его ума, интеллектуального потенциала личности.Ученик: Воистину тот славен и велик,Кто победил во гневе свой язык,И тот, кто самого себя сильнее,-Воистину сильнее всех владык. Ученик: Словом стреляй осмотрительно в споре, Не забывай, дорогой человек, Рана от пули – затянется вскоре, Рана от слова – пылает весь век.  Г. ЦадасаКлассный руководитель: Да, в данной конфликтной ситуации виноваты все – и девочки, и молодой человек. Но вина девочек сильнее, потому что они спровоцировали молодого человека на этот некрасивый поступок, что ни в коей мере не снимает вины с юноши.Ребята, теперь вы знаете, что разрешить конфликт – это проанализировать ситуацию, найти решение, приемлемое для всех конфликтующих сторон, уметь вовремя определить, что общение может вылиться в конфликт, научиться слушать оппонента, не перебивая его, стараться быть твердым в отстаивании своих позиций, но мягким по отношению к партнеру. Для этого нужно соблюдать кодекс чести кавказца, лучшие традиции и обычаи этикета горских народов, которые пропагандируют толерантные отношения.Вывод (на интерактивной доске).Толерантные взаимоотношения – это:- уважительное отношение к окружающим;- умение сопереживать;- снисходительность;- терпение;- чувство юмора;- чуткость;- умение владеть собой;- доброжелательность;- гуманизм;- умение слушать друг друга;- умение не осуждать других;- умение соблюдать речевой этикет;- бережное отношение к девочке.Мини-дискуссия:1.    Что нового я узнал на классном часе?2.    Какие выводы я сделал для себя?3.    Закончите фразу «Главным критерием настоящего горца (настоящей горянки) является…»4.    «Толерантные взаимоотношения – это…»На интерактивной доске изображения природы и населения Кавказа.Классный руководитель: Ребята, старайтесь быть терпимыми друг к другу, уважать друг друга. Умение понять друг друга независимо от цвета кожи, национальности – это великое искусство. Конфликты стары как мир. Люди всегда стремились понять мир и друг друга. Старайтесь жить так, чтобы приносить людям свет и радость. Они вам ответят тем же.Игра «Альтруист на минуту». Выразите свое доброе отношение к присутствующим.Прощание с добрыми пожеланиями.​Разият УЗДЕНОВА, учитель биологии, классный руководитель 11-го «А» класса гимназии №6 села Первомайское Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте