Такого большого количества солидного взрослого населения детский оздоровительный лагерь «Юность», что расположился на берегу реки Черемшан близ Димитровграда, давно не видел. Здесь обычно проводят свои смены ульяновские школьники. С 1 февраля 2005 года на целых три дня лагерь стал «вотчиной» педагогов. Они собрались сюда со всех районов Ульяновской области, чтобы больше узнать о технологии социального проектирования, о проекте «Гражданин».
Малознакомые или вовсе не знакомые друг с другом люди входили в актовый зал неуверенно… У них разный возраст и жизненный опыт, они преподают разные предметы… Не возникнет ли между ними стена непонимания?
Уже первое знакомство, организованное психологами Л.Боговой и Е.Асеевой в интерактивном режиме, через несколько минут позволило снять напряжение с лиц участников семинара, и вскоре взгляды потеплели, стали открытыми, заинтересованными. Учителя приехали сюда учиться с тем, чтобы в ребячью жизнь привнести новое, научить их вдумчиво, вопросительно всматриваться в окружающую жизнь, видеть ее проблемы и, главное, самостоятельно, шаг за шагом преодолевая разного рода сложности и препятствия, решать их.
Опыт участия области во Всероссийской акции «Я – Гражданин России» очень ярко продемонстрировал нам, взрослым, – педагогам, родителям, общественности, что наши дети намного зорче оценивают действительность, что в них живут внутренняя потребность и готовность к созидательной общественно полезной деятельности.
Лет 12 назад, въезжая в новый дом, я организовала своих домочадцев на субботник по озеленению двора. Мы копали, сажали деревья. Взрослые равнодушно ныряли в подъезд, а дети – сначала как-то робко, по одному, по двое – подходили, присматривались. Через полчаса у нас уже кипела совместная работа.
Пролетели годы. Деревья, посаженные нами когда-то, вновь совсем скоро зашумят своими кронами, приветствуя весну, символизируя жизнь.
Потом после этого субботника мы все вместе сажали цветы возле подъезда, красили стены лестничных площадок, сооружали скамейки. Это было замечательной альтернативой пустому времяпрепровождению в подворотнях. Ребята взрослели, они учились быть хозяевами пространства собственного подъезда, двора. И расширять это пространство до уровня улицы, микрорайона было уже легче, как-то увереннее.
Задача участников семинара – научиться быть рядом с нашими мальчишками и девчонками и грамотно, незримо для них научить их влиять, создавать и контролировать общественную политику, развить умение и навыки, необходимые для ответственных и активных граждан.
Мы десятилетиями готовили детей быть потребителями, сегодня время взращивать созидателей, понимающих, что общее благо прямо пропорционально вкладу каждого из нас.
В ходе учебы шаг за шагом учителя знакомились с технологией разработки и реализации проекта «Гражданин». Хорошим методическим подспорьем в освоении технологии был видеофильм и мультимедийная презентация, созданные коллегами из Самарского регионального Центра гражданского образования, возглавляемого В.П.Пахомовым.
На этом этапе работы семинара педагоги были примерными учениками. Они записывали каждое слово тренеров, задавали вопросы, внимали разъяснениям. Тренеры, работающие с педагогами, очень часто апеллировали к собственному опыту организации проектной деятельности. Так, Л. Макарова, учитель истории и граждановедения Силикатненской школы Сенгилеевского района, человек очень неравнодушный, увлеченный, взялась с ребятами за разработку проекта сразу же, как только побывала в 1999 году на мобильном семинаре, который партнерство «Сивитас-Россия» проводило в нашем регионе на базе ИПКПРО. В 2001 г. ее ребята уже представляли область на заключительном этапе I Всероссийской акции «Я – гражданин России» в «Орленке». Все последующие годы силикатненские школьники – самые активные участники акции. Сегодня ребята, разработавшие и осуществившие проект «Поселковая милиция», – уже студенты. Приезжая на выходные дни в родной поселок, они с гордостью могут сказать, что благодаря их стараниям, настойчивости был открыт пункт милиции, сотрудники которого оберегают покой местных жителей и по сей день. А ведь пришлось переступать порог даже начальника УВД области.
Практическая часть, которой были посвящены 4 часа учебного времени, вмиг перенесла учителей в позицию школьников. Началось оживление, споры. Выбирали проблему. Каждая из четырех творческих групп стремилась выбрать такую, которая была бы не только актуальной, но и оригинальной, с изюминкой. Удивлению обслуживающего персонала лагеря, случайных прохожих не было предела. Их интервьюировали, расспрашивали.
В преддверии 60-летия Великой Победы одна из групп взялась за разработку проекта «Аллея памяти». Видимо, наступило время собирать камни. Мы, взрослые, и, что очень отрадно, – дети, наши ученики, вдруг остро стали ощущать собственную эмоциональную глухоту, преступное равнодушие к своему прошлому, к людям, которые ценой нечеловеческих усилий оберегали, отвоевывали право быть России. Пусть никогда не умрет память о людях, служивших своей стране, отдававших за нее свои жизни. Темы трех остальных проектов звучали так: «Информационно-компьютерный центр на селе», «Спортивный городок», «Телефон-автомат в областном спортивно-оздоровительном лагере «Юность».
Определились с проблематикой и – завертелось! Рисовали, вырезали, клеили, собирали материал и систематизировали, мозговым штурмом разрабатывали план действий…Совсем забыли, что приехали сюда Ольгами Николаевнами, Сергеями Петровичами… Сейчас мы были Олями, Сережами, Танями – ребятами, которые все вместе взялись за нужное, значимое, очень важное для общего блага дело.
Я очень была удивлена, когда один из участников семинара – Ильдар – серьезно, дотошно беседовал с начальником, справлялся о ценах на установку телефонной связи, о технических возможностях установки телефона-автомата в вестибюле административно-учебного корпуса. «Увлеклись», – подумала я.
Наступил момент кульминации семинара – презентация проектов. Они, все четыре, были очень разные как по тематике, так и по способу оформления и подачи. Но они были способом выражения искреннего, заинтересованного желания что-то изменить в самих себе, в своих детях, изменить нашу общую жизнь.
И тот разговор Ильдара по телефону не оказался игрой. Он был одним из разработчиков проекта «Телефон». В лагере не было телефона общего пользования. А ведь порой так хочется позвонить домой маме и отцу, рассказать, как мы здесь обретаем жизненный опыт, становимся самостоятельными и взрослыми людьми. И так здорово, что наше обучение социальному проектированию вылилось в реальное, конкретное дело, полезное для всех. Сумели-таки в условиях ослепительной природной красоты, отлаженного бытового уюта, найти «проблемку» и разрешить ее.
Нас было 54 участника семинара. Из городов, сел, поселков. Большая часть – заместители директоров школ по воспитательной работе, учителя истории и граждановедения, литературы и географии, математики и музыки, педагоги дополнительного образования. И если каждый из нас разработает со своими учениками хотя бы один проект – будет сделано 54 значимых, реальных дела.
Ирина СКВОРЦОВА, координатор проекта, методист кафедры исторического и социально-политического образования Ульяновского ИПКПРО
Комментарии