search
main
0

Слово «должен» антигуманно

Может быть, перед нами – будущий председатель Центральной избирательной комиссии? Не удивляйтесь, у Николая Сафронова, учителя истории школы №1 села Троицкое, есть для этого все шансы: ведь уже сегодня он член территориальной избирательной комиссии Нанайского района. А может, он будущий преподаватель вуза. В этом направлении первый шаг уже тоже сделан: Николай Геннадьевич преподает теорию государства и права и основы конституционного права в филиале промышленно-экономического техникума в селе Троицкое. Но какие бы планы ни строили на его счет звезды, Николай Геннадьевич все равно будет верен своим принципам, мечтам и идеалам: ученики должны уметь отвечать за свои поступки, законы должны исполняться, но главное – его сын Илья должен вырасти хорошим, честным человеком.

Нам часто кажется, что мы знаем все о себе, о деле, которым занимаемся. Но наступают моменты, когда все идет прахом и то, в чем ты был убежден, о чем ты имел четкие представления, становится неактуальным, потерявшим смысл и ценность. Камень, который ты, как мифический герой Сизиф, затащил наверх, вдруг катится вниз, сминая все на своем пути, а тебе самому удается спастись лишь чудом. Человек встает перед выбором: отказаться, бросить все или снова начинать все сначала. Сизиф свой выбор сделал: он каждый раз после очередной неудачи начинал все сначала. Почему? Наверное, потому, что его стремление ввысь было сильней всего остального: разочарований, боли, досады от неудачи.

Так и учитель: часто в своей работе он сталкивается с ситуациями, которые кажутся неразрешимыми. Наступает так называемый кризис профессионализма. И только любовь к своему делу, детям заставляет педагога начинать все сначала.

Сегодня в образовании приветствуется все, что отличается новизной. Для меня в широком спектре инновационного поля наиболее близкой является область философии образования. Философия образования помогает учителю прежде всего определить отношение к тому, чем он занимается, увидеть ориентиры, заглянуть вперед. Как известно, философской основой гуманистического образования является экзистенциальная философия с ее интересом к миру человеческой личности, смыслу бытия, представленная созвездием выдающихся мыслителей XX века: Ж.П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса, М.Бубера, М.Хайдеггера.

Преподавая историю и обществознание в школе, более остро понимаешь проблемы, которые существуют в обществе. И появляется естественное желание защитить, уберечь своих учеников от «странностей общественного бытия»: когда провозглашается одно, а на деле реализуется совсем другое. Стараюсь выстраивать свою систему воззрений на основах гуманизма. «Ну и что, – могут мне возразить оппоненты, – что здесь можно сказать или найти нового? Эти идеи прошли свой путь от зарождения и развития до становления. Сегодня этим никого не удивишь. Сегодня все – гуманисты». Обратить внимание на некоторые аспекты гуманистического образования, выделить главное – путь, которым иду я. Свобода и ответственность – вот что важно, вот те гуманистические ценности, которые определяют, на мой взгляд, отношение человека к жизни. Воспитание в учениках именно этих качеств я считаю главным в моей работе. Ценностной установкой для меня как педагога является то, что человек – не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного самосозидания.

Решение этой проблемы зависит, на мой взгляд, от отношения учителя к ученику, от содержания и от организации урока. Традиционное «должностное» отношение учителя к ученику по формуле: «ученик должен знать, должен уметь и т.д.» – в указанной выше системе приоритетов вряд ли может сработать, потому как само слово «должен» по своей сути антигуманно, от него веет насилием и подавлением. И поэтому, чтобы решать эти задачи, перехожу из плоскости «должностных» отношений в плоскость отношений соучастия и сотрудничества, когда объектом взаимодействия учителя и ученика выступает учебный предмет, а учитель и ученик выступают в роли субъектов совместной образовательной деятельности. Именно эта установка и обеспечивает реализацию гуманистических принципов образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте