search
main
0

Слово членам предметных жюри

В конце 2003 года были подведены итоги Шестого Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей». Названы победители, лучшие материалы опубликованы в журнале «Учитель года: лучшее от лучших». Теперь мы даем слово членам предметных жюри. Наши эксперты расскажут, как и что они оценивали, какие недочеты увидели, что порадовало, дадут советы конкурсантам на будущее.

Думается, что умение выразить себя в слове отличает и учеников наших конкурсантов. Что может быть приятнее – замереть перед чистым листом бумаги, на минуту задержать дыхание и окунуться в океан слов, чувствуя, как мир подчиняется твоей мысли. Занятие «Венский листопад» Людмилы ЭТЕМЕЗ (СШ №24, г. Удачный, Якутия) проводится в форме музыкального лектория на русском и немецком языке. Используются аудио- и видеозаписи, ребята исполняют «» на синтезаторе.

Начальная школа

Ярмарка сценариев

В конкурсе «Сто друзей» принимали участие 11 учителей начальной школы, но работ было представлено намного больше – каждый прислал целый сборник сценариев. Здесь и творческие формы проведения уроков, и групповые формы работы, и опережающие задания, дифференцированные «самостоятельные».

Урок учителя начальных классов Сайгинской СШ Томской области Ольги КУДРЯШОВОЙ четко спланирован и, на мой взгляд, позволяет детям получить конкретное представление о долях как о результате деления на равные части. Педагог ставит перед собой задачу – сформировать понятийный аппарат младших школьников.

Урок-праздник Ольги Валерьевны – итоговый урок по русскому языку в 1-м классе. Задания, подобранные с учетом возрастных особенностей детей, позволяют проверить основные знания пропедевтического курса русского языка. Игровые моменты, награждение лучших учеников способствуют развитию интереса к предмету. Физкультминутки, необходимые для снятия напряжения, органично вписаны в канву урока.

В форме «Заседания клуба знатоков» построила урок природоведения учитель СШ №58 г. Липецка Татьяна БУРКОВА. Повторение, изучение и закрепление материала четко распределено по турам. Выставка ископаемых, схемы, таблицы, карты России и Липецкой области – все это помогает ребятам ответить на вопросы учителя, выделить главное из потока информации, закрепить полученные знания, лучше узнать свой край.

Несколько замечаний общего характера. Мне кажется, проводя викторины, конкурсы и другие мероприятия, нужно помнить, что задания должны быть не только познавательными, но и соответствовать цели урока. После каждого конкурса учитель подводит итог, делает вывод о необходимости изучения предмета.

Екатерина ПОЛОГУТИНА, учитель начальных классов, учитель года Новгородской области-2001, лауреат конкурса «Учитель года России-2001»

Математика

Не пора ли всем стать толмачами?

В средние века алхимики говорили: «Микрокосм отражает макрокосм». Как конкурсный микрокосм отразил положение дел в школьной математике?

Прежде всего: увы, в этом году всего 8 математиков присоединились к «Ста друзьям».

Удивительно, но почти нет дидактических игр. Зато отчетливо видна тенденция использования синестезии на уроке, т.е. соединение образного и формального мышления.

Например, Наталия ВДОВИНА (СШ №4, г. Удачный, Якутия) в конце зачетного урока просит детей нарисовать «портрет» заданной тригонометрической функции. Не график, а именно портрет. Тем самым она перекидывает мостик от знаков к чувствам.

Любовь ИВАНОВА (СШ №68, г. Липецк) предлагает ученикам написать эссе на тему урока «Лишние корни в решении тригонометрических уравнений». Девочка написала, что на нашу территорию вторглись оккупанты – лишние корни, и весь класс во главе с учительницей вышел на борьбу с ужасным врагом. А мальчик нашел другой образ: необходимо установить связь с космическим кораблем, но мешают посторонние сигналы (те самые корни). Нужно обязательно сделать проверку, иначе кораблю не вернуться на Землю.

Вы спросите, при чем тут математика? Отвечу: математическое творчество целостно, формулы – только окончательный результат, в процесс включается весь мозг, в том числе и эмоциональный разум.

Лучшим мне кажется исследование Наталии МОГИЛЬНОЙ (СШ №1, г. Норильск). Работа посвящена технике составления уравнений в текстовых задачах и достойна, на мой взгляд, перекочевать на страницы учебника по частной методике математики (опубликована в журнале «Учитель года» №7, 2003 г.).

Традиционно сначала задача формулируется в задачнике, затем ее переводят в уравнение. Считается, что только после этого начинается математика. Наталия Викторовна доказывает: чтобы решить задачу, нужно уметь составить уравнение, перевести с «русского» языка на «математический». И это тоже математика!

В наше время почти все проблемы (не только в математике) сводятся к поиску «общего языка», то есть «перевода» из одной системы в другую. Поэтому желаю участникам конкурса стать хорошими переводчиками во всех смыслах.

Евгений БЕЛЯКОВ

Русский язык и литература

Давайте учиться плавать!

Умеете ли вы плавать? Не только в бассейне под внимательным взглядом тренера, но и в открытом водном пространстве – реке, озере, море? Там, где нет спасательных кругов.

Да, в классе под руководством учителя наши ученики видят и орфограммы, и пунктограммы, и синтаксический разбор выполняют, и в стихотворении метафоры с эпитетами находят. Образно говоря, в бассейне плавать мы их учим! Только вот, оставаясь один на один с листом бумаги, они «тонут», не зная, как «мыслью выразить себя».

Анализируя присланные материалы, к сожалению, убеждаюсь, что преподавание русского языка по-прежнему имеет преимущественно орфографическую и пунктуационную направленность. Но исследователи приходят к выводу, что абсолютная грамотность большинству людей не нужна (за исключением корректоров, редакторов).

На уроках русского языка и литературы важно не только научить правильно писать и говорить, но и научить думать.

Так, материалы учителя русского языка и литературы НОУ гимназии «Мастер-класс» г. Москвы Татьяны МУСАТОВОЙ (урок опубликован в журнале «Учитель года», №7, 2003 г.) подкупают прекрасно аргументированным обоснованием используемого методического приема (работа с текстом стихотворений, выбор ключевых слов). Учитель объясняет выбор форм работы не только с позиций преподавателя, но и с позиций ученика.

Учитель русского языка и литературы поселково-воротынской средней школы №2 Бобынинского района Калужской области Ирина САЩЕНКО на примере урока «Знакомство со стихотворными формами» показывает, как непростая литературоведческая тема может стать предметом исследования.

Учитель русского языка и литературы средней школы №17 г. Мончегорска Мурманской области Елена ЧИКИРИСОВА продемонстрировала, как отобранное содержание урока вписывается в рамки регионального компонента. На близком детям материале (названия рек и городов родного края) объясняются серьезные аспекты топонимики – происхождение слов, способ их образования.

Урок литературы в 10-м классе учителя русского языка и литературы средней школы №11 г. Зеленодольска Республики Татарстан Татьяны ЦВЕТКОВОЙ (опубликован в журнале «Учитель года», №7, 2003 г.) отвечает требованиям к современному уроку. Его основа – комплексный анализ текста, используются различные формы работы (рефлексия – составление синквейна, прогнозирование содержания по названию, анализ художественных особенностей произведения).

Названные работы отличает не только понимание сверхзадачи предметов русский язык и литература – научить критически воспринимать информацию, перерабатывать ее, выражать собственное мнение по проблеме, но и умение учителя подать этот материал, представить его в рамках конкурса – объяснить цели и задачи, структурировать так, чтобы коллеги могли его использовать.

Думается, что умение выразить себя в слове отличает и учеников наших конкурсантов. Что может быть приятнее – замереть перед чистым листом бумаги, на минуту задержать дыхание и окунуться в океан слов, чувствуя, как мир подчиняется твоей мысли. Давайте учиться плавать!

Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка и литературы НОУ «Надежда+Вика» г. Москвы, учитель года Ивановской области-2002, лауреат конкурса «Учитель года России-2002»

Физическая культура

Логика прежде всего

В работах, присланных на конкурс, раскрыта актуальность и социальная значимость предмета.

Учитель Железногорского педагогического центра по работе с одаренными детьми «Школа Космонавтики» Светлана КИМЯЕВА представила программу именно для талантливых ребят. Она предлагает проводить занятия по физической культуре в лабораторно-практическом стиле, подобно урокам физики, химии, чтобы ребенок мог прежде всего познать самого себя. Светлана Игоревна вводит специальные таблицы. Заполняя их, ребята исследуют влияние физических упражнений на сосудистую, дыхательную, нервную систему, опорно-двигательный аппарат.

В основе работы Оксаны ЖАРОВОЙ (СШ №68, г. Липецк) лежит идея физкультурного фестиваля. Выбор именно этой формы работы объясняется отсутствием строго регламентированной спортивной деятельности, что позволяет участникам заниматься в меру физических возможностей. К сожалению, не хватает сведений о количестве и возрасте участников.

Хочу посоветовать педагогам в своих материалах четко прописывать ход занятия, последовательность заданий. Часто не понятно, кто, что и когда должен делать и как правильно организовать предложенный урок или мероприятие.

Григорий ПОГАДАЕВ, эксперт Минобразования РФ и Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России, кандидат педагогических наук

Музыка

Ave Maria

Всего две конкурсные работы посвящены музыке. Но и по ним видно, насколько творчески стали подходить учителя к подготовке урока. Хотя иногда они слишком увлекаются его внешней формой и совсем забывают о теме.

На одном из уроков прекрасно организована игровая деятельность детей: рассказывается сказка, объясняющая, по мнению учителя, что такое интонация, проводятся психологические тесты Люшера, Роржеха, дается домашнее задание – нарисовать фрагмент урока. Но заявленная тема совершенно не раскрывается.

Занятие «Венский листопад» Людмилы ЭТЕМЕЗ (СШ №24, г. Удачный, Якутия) проводится в форме музыкального лектория на русском и немецком языке. Используются аудио- и видеозаписи, ребята исполняют «Ave Maria» на синтезаторе.

Можно с уверенностью сказать, что этот урок будет интересен детям.

Артур ЗАРУБА, доцент кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла ИПК и ПРНО МО, кандидат педагогических наук

Английский язык

Авторитеты свергнуты

Диапазон присланных уроков и авторских программ чрезвычайно велик – они предназначены и для обычных школ, и для классов с углубленным изучением предмета. Так, педагоги СШ №32 г. Уссурийска Приморского края создали целую серию занятий. Темы стандартные («Времена года», «Книги – наши друзья и помощники», «Конституция США»), но тщательно проработаны и подробно прописаны.

Программа «Лингвист» (опубликована в журнале «Учитель года», №7, 2003 г.) учителя английского языка СШ №24 г. Удачный Республики Саха (Якутия) Ольги КОЛЯДОВОЙ адресована ученикам 9-11-х классов, которые хотят усовершенствовать навыки устной и письменной речи, чтения. Программа позволяет дать углубленные знания по грамматике английского языка, развивать умение слушать и понимать на слух иноязычную речь, опосредованно общаться, читая и обсуждая современные аутентичные тексты.

Несмотря на то что многие участники нашего конкурса пользуются общепризнанными методиками, учебниками и программами, они не боятся относиться критически даже к авторитетам. Это новая конкурсная тенденция – предлагать авторский подход к известным методикам, а также собственные разработки в качестве дополнения к популярным учебникам. Так, учитель английского языка, директор СШ №5 г. Канаш Чувашской республики Анатолий АЙНУТДИНОВ, посчитав, что упражнения в «Книге для чтения» к учебнику «Счастливый английский. Книга 1» Т.Б.Климентьевой и Б.Монка составлены формально, создал пособие – сборник упражнений игрового и творческого характера, направленных на формирование лексико-грамматических знаний, речевых навыков.

К «сливкам» конкурса можно отнести работы, которые отличаются оригинальностью замысла, актуальностью подходов и содержат анализ собственного опыта. Учитель английского языка СШ №20 г. Удачный Республики Саха (Якутия) Виктория ШАБАЛА рассказала о своей системе внедрения игр на уроках, а кроме того прислала целую энциклопедию игр, которую от начала до конца придумала сама (опубликовано в журнале «Учитель года», №1, 2004 г.).

Постоянная участница конкурса «Сто друзей», неоднократный их лауреат, учитель английского языка школы-лицея №130 г. Новосибирска Нина КОПТЮГ, как всегда, порадовала целой серией не только интересных, но и просто жизненно необходимых разработок. Это «Информационно-коммуникационные технологии в классе: обучаем учителя», материал, посвященный формированию и развитию навыков владения ИКТ у преподавателей английского яхыка 1-11-х классов. А также занятие на тему «Тайна Янтарной комнаты. Поиск сокровищ», которое помогает предметнику подготовить детей к сдаче выпускного экзамена (опубликовано в журнале «Учитель года», №3, 2004 г.).

Оксана РОДИОНОВА

История

Творчество

без амбиций

На мой взгляд, настоящая конкурсная работа – план-конспект интегрированного урока истории и химии на тему «Смутное время» историка Татьяны ЧЕЛНОКОВОЙ и химика Маргариты АБДУЛИНОЙ (СШ №11 г. Зеленодольск, Татарстан). В нем органично представлено целеполагание, логично обосновано использование метода сенектики (сравнения несравнимого) в рамках II концентра. Методически грамотно построена структура урока, удачно использованы индивидуально-групповые задания с элементами эвристической беседы.

Понравилась работа преподавателя истории СШ № 1 г. Зверево Ростовской области Людмилы КОЖУХОВОЙ (опубликована в журнале «Учитель года» №7, 2003 г.) – реализация технологии укрупнения дидактических единиц Эрдниева на основе опорных конспектов и технологии интенсификации Шаталова. Здесь результаты исследования психологов и дидактов прекрасно сочетаются с задачами исторического образования. Несомненная заслуга автора – обобщение опыта работы как по форме, так и по содержанию, логика структурного построения.

В работах учителя СШ №7 г. Набережные Челны Гузалии ПАВЛОВОЙ чувствуется мощный опыт. Сценарии уроков и внеклассных мероприятий грамотны, насыщенны, методологически идеальны. Формы традиционны, но структура и логика построения соответствуют целям и проблематике уроков.

Учитель Скворцовской СШ Курманаевского района Оренбургской области Марина ЩЕГЛОВА попыталась раскрыть связь материальной культуры XVII века и наших дней на основе краеведческого материала. Согласен, что экскурсия по родному селу делает материал более доступным для ребят.

Игра-состязание «В истории глубокий след оставили» историка Батуровской СШ Оренбургской области Любови СИРКОВСКОЙ интересна, проста, конкретна. Стихи к сценарию написаны самим учителем. Виден творческий подход без каких-либо амбиций.

Преподаватель истории Сургутского профессионального колледжа Мария СТАРЦЕВА предложила игру «О, счастливчик» для эрудитов в области исторических дисциплин. Открытые тесты разделены по степени сложности на 7 блоков и направлены на развитие интереса к предмету в целом.

Сценарий интегрированного урока обществознания и биологии «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» учителя Кильмезской СШ Республики Удмуртия Надежды ДРОВОСЕКОВОЙ привлек неформальностью. Автор применяет различные формы контрольно-оценочной деятельности детей.

Хотелось бы попросить участников тщательнее редактировать свои материалы, обращать внимание на логичность структуры урока, четче формулировать цель, задачи и обязательно прикладывать список использованной литературы и источников.

Дмитрий ДЯДЮКОВ, учитель истории, директор СШ №2 г. Чайковского Пермской области, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года – 2000»

География

Риф или миф?

Разработки учителей географии можно разделить на два направления: проекты игровых уроков-путешествий и методики использования «логико-смысловой модели В.Э. Штейнберга» и «рефлексивной педагогики сотворчества».

Последнее, возможно, интересно, но в работах чувствуется оторванность от практики. Разъясняются прописные истины преподавания и цитируется литература. Уроки же строятся по традиционной логической системе, тому типовому плану, которым пользуются опытные учителя.

На уроке-проекте Ольги КУЛЬКОВОЙ (СШ №68 г. Липецка) ребята создают карту пищевой промышленности и дают подробную схему «потребительской корзины». Чрезвычайно полезный материал!

Морское путешествие по странам Океании проводит на своем уроке Тамара ШУСТОВА (СШ №32 г. Братска). Одновременно формируется представление о регионе «индустрии туризма» с неповторимой экзотической природой, народами, обладающими особым менталитетом.

Географ СШ №29 п. Бикей Братского района Республики Башкортостан Надежда РОГАЛЕВА путешествует на своем уроке по Бразилии. Все просто: пять гидов проводят экскурсии по своим темам, звучит латинская музыка.

Путешествие по морям, океанам предлагает и учитель Кильмезской СШ Сюмсинского района Республики Удмуртия Зинаида ПОЛЯНСКИХ. Ее ролевая игра включает в себя поэтапное выполнение практических заданий всеми учениками, активные формы контроля: цифровые и «немые» диктанты, викторины.

В 9-м классе Зинаида Федоровна проводит обобщающий урок по важной, актуальной, базовой теме «Население России» тоже в форме игры из девяти заданий. Это урок систематизации знаний, что обязывает к глубоким обобщениям и выводам, мотивации детей на «сквозной» интерес к теме, без которой сложно понять последующие закономерности развития хозяйства России.

Игра «Юниор-банк» учителя СШ №24 г. Братска Татьяны МАШКИНОЙ помогает закрепить представление о странах мира, особенностях их географического положения, проверить знание терминов.

Совет на будущее. Обязательно проверяйте информацию, которую используете на уроках! Например, «пугать» юных путешественников подводными рифами правильнее не на пути от Мадагаскара к Сиднею, а около восточного побережья Австралии.

Маргарита СМИРНОВА, методист по географии Северного округа г. Москвы, заслуженный учитель РФ

Химия

Цель плюс техника безопасности

Нетрадиционные методики в рамках элективных курсов используют на своих уроках-практикумах для 9, 11-х классов учителя СШ №11 г. Зеленогорска Ирина ТЯПКОВА и Маргарита АБДУЛИНА. Опираясь на идею конструкторско-технологического моделирования Штейнберга, они начинают занятия с построения логико-смысловой модели. Опережающее обучение, сотрудничество разновозрастных групп, сочетание расчетных и экспериментальных задач, составление схематичных алгоритмов их решения – несомненные достоинства уроков.

Учитель «Школы космонавтики» г. Железногорска Екатерина КОЖУРА на обобщающем уроке по органической химии применяет игровые технологии. Ребята разрабатывают технологический проект производства любого органического вещества, рекламируют свою продукцию.

Проработав шесть литературных источников по химическому эксперименту, учителя СШ №32 г. Уссурийска Нелли Громова и Ольга ЖУРАВЛЕВА включили в сценарий школьного химического вечера многочисленные яркие, нетривиальные опыты. Высокий творческий потенциал Нелли Анатольевны подтверждает и материал «Посвящение в химики». Это мероприятие наполнено театральными сценками, опытами фокусника из Египта, танцами змей, извержением мини-вулкана, загадками о веществах. Даже правила техники безопасности написаны в стихах.

В качестве недостатков представленных уроков я бы отметила, что поставленные цели не всегда были достигнуты. К формулировке цели нужно относиться предельно аккуратно, учитывая возможности урока.

Надеюсь, что данные замечания будут учтены и помогут учителям в дальнейшей работе.

Ирина ХАЧАТРЯН, учитель химии СШ №1927 г. Москвы, лауреат конкурса «Учитель года России-2000»

Биология

Шесть миллиардов родственников

Работы биологов отличает научность содержания и доступность изложения материала.

Урок-лекторий учителя биологии и географии СШ №20 г. Удачный, Республики Саха (Якутия) Анны ШЕЛЕСТОВОЙ на тему «Профилактика гриппа» весьма актуален в свете ежегодных эпидемий. В занятие органически включен исторический материал, народный опыт. Разнообразны виды деятельности детей: песни, частушки, решение кроссворда, просмотр видеофрагмента, конкурс плакатов и многое другое. Знания обобщены и систематизированы в виде памятки.

Биолог «Школы космонавтики» (г. Железногорск, Красноярский край) Юрий ПРОКОФЬЕВ разработал уроки по темам, пожалуй, наиболее трудным для понимания – «Иммунитет» (9-й кл.), «Человеческие расы» (10-й кл.), «Генетический код» (11-й кл.). Занятия построены так, что ребята постоянно что-то сравнивают, анализируют. Активно используются схемы, инструктивные карточки-алгоритмы, проблемные вопросы. Интересный «ход» – математическое доказательство генетического родства всех жителей Земли.

Прекрасно разработан урок «Птицы» учителя биологии Мирнинской СШ Уйского района Челябинской области Татьяны КРУПИНОЙ (опубликован в журнале «Учитель года», №7, 2003 г.). Он совмещает в себе получение и обобщение знаний, элементы интеллектуальной игры и творческий процесс создания мини-проекта с использованием групповых форм обучения.

Хочу посоветовать педагогам не строить уроки исключительно на репродуктивных методах изучения материала, так как они не предполагают мыслительную работу детей. Мало иметь интересную идею, надо ее методически разработать.

Василий ВАШКОВ, учитель биологии и химии, завуч СШ №1004 г. Москвы

Физика

Игра – и труд, и забава

Учителя представили на суд жюри разработки уроков, на которых дети учатся видеть физику в повседневной жизни и применять полученные знания. Формы внеклассных мероприятий не новы, но в них удачно чередуются объяснение, занимательные эксперименты и проблемный материал.

Сценка «В гостях у шестиклассников» учителя Кривчиковской СШ Орловской области Сергея МАКАРОВА оригинальна во всем: в постановке проблемы, ее решении, экспериментах. Предложенное им театрализованное представление «Здравствуй, НЛО» активизирует учеников, облегчает восприятие материала.

Очень интересна и легко повторяема обучающая игра «Спасательная шлюпка» преподавателя «Школы космонавтики» (г. Железногорск, Красноярский край) Виктора ФИЛИПОВА. Не нужно забывать, что любая игра – это и учеба, и труд, и забава. Задача учителя – найти золотую середину.

Учебно-наглядные пособия «Диод» и «Колебательный контур», разработанные физиком Ефимовской СШ Курманаевского района Оренбургской области Геннадием КУТУЗОВЫМ, уникальны (материалы опубликованы в журнале «Учитель года»№7, 2003 г.). Приборы, созданные руками учителя-практика, позволяют наглядно показать сложные процессы, происходящие в вакуумном диоде и колебательном контуре. Я бы посоветовал, используя компьютерную технику, анимировать данные процессы.

Хочется, чтобы конкурсанты больше обращали внимание на соответствие формы урока возрасту учеников, не забывали формулировать развивающие цели и итог мероприятия, а также представлять «уникальный иллюстративный материал», о котором говорится в тексте.

Андрей СЕМКЕ, учитель физики, зам. начальника Управления образования Ейского района Краснодарского края, учитель года Кубани-2000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте