Не за горами первое сентября. В жизни каждого человека этот день прежде всего связан со школой. В моей вдвойне. Я учитель. А это значит, что каждый год приходишь в класс, как в первый раз…
По болезни в этом году я рассталась со школой. Ком в горле…
Почему учитель так прикипает к школе? Казалось бы, немыслимые нагрузки, ежедневное перенапряжение, трудности, маленькая зарплата, для многих учитель – профессия непрестижная. И, несмотря на это, школа, словно магнит, притягивает сердце. Всегда чувствовала и понимала – школа не просто источник знаний, передающий их детям. Школа – это опыт жизни. Ты раскрываешь детям великую книгу мудрости.
Сейчас, когда бури житейские высоки и многие вопросы семье решать не под силу, школа, как и всегда бывает в переломные моменты жизни общества, приходит на помощь детям. Она адаптирует, защищает ребят от той подчас суровой жизни, которая шумит за окнами класса.
С возрастом, прожитыми годами сознаю, что школа учит человека многому, но главное – любви. Той любви, которая долго терпит, милосердствует.
У моей близкой подруги заболевает маленький внук. Приговор врачей жесток – саркома. Пытаюсь подруге чем-то помочь. Знаю, что у моего ученика Антона отец работает в Морозовской детской больнице. Через Антона прошу его о помощи. Антон становится нашим посредником в преодолении этой беды, и вот уже в течение двух лет почти каждую неделю Антон подходит ко мне и спрашивает: ╚Как наш малыш?╩.
На одном из уроков попросила ребят написать письмо президенту. Мне казалось важным для себя узнать, что волнует подростков в нашей новой действительности. Из сочинения в сочинение переходили одни и те же темы – война в Чечне, бомжи, маленькие зарплаты родителей. ╚Мы такая огромная, богатая ресурсами страна, а живем очень бедно. Стыдно!╩, ╚Мне очень жалко бомжей. Давайте что-нибудь для них сделаем!╩, ╚Неправда, что мы стали жить хуже. Мы живем лучше. Можно путешествовать в разные страны, открыто писать и говорить. Господин президент! Родители голосовали за вас, а значит, за наше будущее. Не подведите!╩. Читая сочинения ребят, радовалась добру и искренности, которые часто нас поражают в детях.
Быть учителем – счастье! Кто из нас не помнит тех своих уроков, на которых класс, словно большой симфонический оркестр, слаженно ╚играет╩ мелодию урока, словно говоря ╚и мы, мы тоже любим, понимаем тебя╩. Это незабываемые часы жизни, это великие часы.
Я ухожу из школы. Это больно. Но недавно прочитала замечательные слова: ╚Эта жизнь стоит того, чтобы стать когда-нибудь объектом героической биографии, не героической в старом военном смысле, но в новом смысле морального героизма╩. Так написал Стефан Цвейг об Альберте Швейцере. Думаю, что эти слова могут стать эпиграфом к жизни учителя, книгу о котором когда-нибудь напишут…
Тамара ЗАЙЧИКОВА,
кандидат педагогических наук
Москва
Комментарии