Оборудование. Видеокассета с мультфильмом “Незнайка на Луне”;
аудиокассета “Стопроцентные инструментальные хиты”;
открытки, иллюстрации, репродукции картин с изображениями Луны; книги “Луна” и “Звезды” из серии “Что есть что”.
Цели урока. Пополнить интеллектуальные копилки учеников “лунными словечками” и энциклопедическими знаниями о Луне; развивать творческое воображение на основе зрительских, музыкальных и читательских ассоциаций; воспитывать любознательность, интерес к астрономическим загадкам.
Часть первая. “Настроение”.
Просмотр видеофрагмента из мультфильма “Незнайка на Луне”.
Вступительное слово учителя. Многие из вас, наблюдая, как Незнайка и Пончик совершали первые робкие шаги по лунной поверхности, мечтали бы оказаться на их месте. Я бы тоже хотела попробовать на вкус “крошечные, величиной с горошину, зеленые яблочки”, карликовые лунные груши и мельчайшие ягодки лунной малины. Я бы очень желала побывать в подлунном гроте, в котором можно было любоваться радужными ледяными сосульками и разгадывать секреты фантастических морозных узоров. Я бы с огромным удовольствием познакомилась с лунными человечками.
А кто сказал, что такое путешествие невозможно осуществить?! Если мы с вами выдержим лунные испытания (космонавты перед полетом их тоже проходят), то совершим увлекательное путешествие в Луна-парк. А для этого мы должны включать “образные экраны”, записывать на них словесными карандашами лунные выражения и мечтать, мечтать, мечтать!
Часть вторая.
Морфемная разминка с лексическим обоснованием.
Луна, лунный, луноход, лунник, прилуниться.
Словарь
Луна. Небесное тело, естественный спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом.
Луна-парк. Общественный сад, парк с разного рода увеселениями и зрелищами.
Лунник. Космический летательный аппарат, направленный в сторону Луны или для посадки на Луне.
Луноход. Автомат, самоходный аппарат, передвигающийся по поверхности Луны.
Часть третья.
Сообщение юного астронома о Луне. (По книге “Звезды” из серии “Что есть что?”) и выступление Незнайки (по отдельным главам книги Носова).
Часть четвертая. Советы улетающим на Луну.
Чтение учителем шутливых пожеланий:
зонтик тебе не пригодится – на Луне нет воды, нет облаков, туманов, радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные;
компас брать не нужно – все равно он там не работает. Лучше возьми карту звездного неба – будешь определять направление по звездам;
если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы;
подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до 150 градусов, а за длинную ночь охлаждается до минус 120;
если на Луне тебе захочется немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А все почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле;
не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях и прозеваешь обратную ракету. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две недели наступает ночь.
Часть пятая. Самодиктант.
Написание по памяти одного из шутливых советов.
Часть шестая. Ассоциации.
Детские представления о лунных человечках.
Просмотр фрагмента мультфильма “Незнайка на Луне”. Сравнение собственных представлений о луночеловечках с представлениями писателя Н. Носова и автора мультверсии.
Чтение стихотворения И. Жукова “Лунатики”.
– А какое другое лексическое значение слова “лунатик” вам знакомо?
Словарь
Лунатик – тот, кто совершает во сне автоматически привычные действия (перекладывает вещи и т.д.).
Часть седьмая. Эвритмическая разминка.
Ученики под инструментальную композицию пародируют с помощью забавных танцевальных движений лунатиков. (Снова обращаемся к словарю: Луна-парк – общественный сад, парк с разного рода увеселениями и зрелищами…).
Часть восьмая. Напутственное слово учителя перед фантастическим путешествием.
Оказавшись в гостях у лунных жителей, Незнайка побывал и в Луна-парке. Он увидел в нем “различные аттракционы”. Особенно поразило его огромнейшее чертово колесо.
А теперь, мои милые лунатики, внимание: включаем наше лунное воображение (надеюсь, оно стало таким в течение урока) и отправляемся кататься на лунных аттракционах.
Написание сочинений “Путешествие по Луна-парку” (может идти как домашнее задание).
Наталья НЕМЫКИНА,
учитель русского языка и литературы НОУ-школы “Искорка”
Белгород
Комментарии