search
main
0

Словесность

Русское слово

Конкурс для учащихся ПТУ и профессиональных лицеев

Дни русского языка и литературы стали для нашего лицея традиционными. Это обширная программа, которая включает в себя беседы, конкурсы, контрольные задания, экскурсии и тесты. Дни русского языка проводятся среди учащихся I курса во втором полугодии, сразу после зимних каникул.

В кабинете литературы и библиотеке лицея вывешивается программа, в которой подробно рассказывается об этапах и условиях конкурсов, указаны сроки проведения.

Сотрудники библиотеки – первые помощники преподавателя. Именно они проводят с учащимися I этап: беседу с элементами анализа на тему “Библиотека и твой читательский формуляр”. Ребята узнают, кто в их группе самый частый гость в библиотеке, а кто не знает туда дороги; кто берет только учебную литературу, а кто настоящий книгочей.

II этап – проверка скорости чтения и усвояемости прочитанного. Серьезный и важный этап, результат которого часто шокирует учащихся. Скорость чтения определяется по формуле: количество слов /время (сек.) х 60.

III этап – тест “Круг чтения – книги из Золотого фонда”.

I. Назвать автора.

“Семнадцать мгновений весны”

“Чайка”

“Дети Арбата”

“Анна Каренина”

“Смерть Вазир-Мухтара”

“Красное и черное”

“Американская трагедия”

“Белая гвардия”

“Унесенные ветром”

“Трое в лодке, не считая собаки”.

II. Назвать любое знакомое вам произведение данного писателя.

М.Шолохов

А.Толстой

А.Беляев

Б.Васильев

А.Островский.

Примечание: тестирование проходит анонимно и быстро. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл, суммируется и выводится общий, который идет в “зачет”. По результатам и материалам теста ОБЯЗАТЕЛЬНО в каждой учебной группе проводится беседа, в которой предусмотрены обзор книг и информация об авторах этих книг.

IV этап – конкурсное задание по русскому языку. Проводится на уроках и имеет два варианта. Оценка индивидуальная ставится в журнал, оценка групповая (в баллах) идет в общий зачет.

Вариант N 1

1. Выделить слова, в которых количество звуков превышает количество букв.

а) елка, б) просьба, в) Яна, г) лошадка.

2. Подставить, где нужно, Ь.

1). Муж_

2). Луч_

3). Вещ_

4). Брош_

5). Нож_

6). Товарищ_

7). Шалаш_

8). Полноч_

9). Этаж_

10). Страж_

3. Выделить в словосочетаниях такое, в котором главное слово обозначает “признак”.

а) грустный от скуки, б) покраснел по причине восторга, в) заплакал с горя, г) бледный от гнева.

4. Указать сложные предложения.

1). Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык.

2). Хаджи Мурат слез с лошади и, слегка прихрамывая, вошел под навес.

3). В одиннадцать часов гудел свисток, и рабочие шли домой обедать.

5. Указать слова, в корне которых пишется “А”.

1). Распол_жить 2). Распол_гать 3). Раск_лоть 4). Приб_влять 5). Доск_кать 6). Дог_нять 7). Пол_скать (кошку) 8). Пол_скать (белье) 9). Выр_щенный 10). Досм_треть.

Вариант N 2

1. Указать слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв.

а) воз б)вез в)цепь г) честный.

2. Подставить, где нужно, Ь.

1). Глуш_

2). Нож_

3). Этаж_

4). Луч_

5). Сторож_

6). Гуж_

7). Брош_

8). Товарищ_

9). Дрож_

10). Шалаш_

3. Выделить словосочетания, в которых главное слово обозначает действие.

а) похорошел от радости, б) бледный от гнева, в) остановился вследствие ремонта, г) грустный от дум.

4. Указать простые предложения.

1). Это их дела молчаливо живут рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках.

2). На следующий день в синем зимнем небе летели облака, которые уже подрумянивал закат.

3). Устроители встречали на лестнице знаменитого писателя, профессора Сорбонны.

5. Указать слова, в корне которых пишется “О”.

1). Распол_жить 2). Распол_гать 3). Раск_лоть 4). Приб_влять 5). Доск_кать 6). Дог_нять 7). Пол_скать (кошку) 8). Пол_скать (белье) 9). Выр_щенный 10). Досм_треть.

V этап – итоговый конкурс “Русское слово”.

Для этого конкурса каждая учебная группа выбирает команду в составе 10 человек (7 активных участников, 3 запасных). Они должны выполнить ряд заданий и представить творческую домашнюю работу.

Памятка для жюри

и участников конкурса

I. “Грамотей”. 16 баллов + 4 балла за скорость выполнения.

Задание: выставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки.

Тр-пинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величестве(н, нн)ый как собор стоял дуб. К_залось, деревья почтительно ра_ступились чтобы дать старшему собрату разверну(ться,тся) во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над головой. Снег набился в глубокие м_рщины коры и толстый, в три обхвата, ствол к_зался прошитым серебр(ян,янн)ыми нитями. Листва, усохнув по осени, почти (не) облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

(Из рассказа Ю.Нагибина “Зимний дуб”)

Время – 5 минут.

II. “ЭКО”

Задание: определить значение экономических терминов

I. Акция. Дилер. Маркетинг.

II. Валюта. Инвестиция. Рантье.

III. Бартер. Вексель. Индексация.

IV. Аудит. Банкнота. Конверсия.

Придумать три предложения (с каждым словом по одному предложению). Термины можно использовать в любой форме (существительного, прилагательного и т.д.)

Время – 10 минут.

III. “Обзор журнала”

Задание: дать бизнес-рекламу журналу, ярко, красочно, неожиданно, весело и обьемно.

Время – 15 минут.

IV. “Заморочка”

20 баллов (за каждую ошибку минус I балл).

Задание: прочитать текст. Определить автора, название произведения, кто говорит, кому говорят или о ком говорят.

Родители о своих детях:

“…я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! – но я не смею при нем высказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул со своих родителей; а у нас, поверите ли, он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!”

“Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать сынка. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант, Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамович Вральман… Правду сказать, мы им довольны. Он робенка не неволит. Вить пока сынок еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится”.

“До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием. Я знаю, что я всегда буду первою советницей моих дочерей и что сынок, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то все не так, как эти петербургские господа”.

“Уж об твоем ли не радели

Об воспитанье! с колыбели!

Мать умерла: умел я принанять

В мадам Розье вторую мать.

Старушку-золото в надзор

к тебе приставил:

Умна была, нрав тихий,

редких правил.

Одно не к чести служит ей:

За лишних в год пятьсот

рублей

Сманить себя другими

допустила.

Да не в мадаме сила.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца”.

Дети о своих родителях:

“Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отьезда моему был назначен. Накануне батюшка обьявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги. Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня? Я не сводил глаз с пера батюшки, которое двигалось довольно медленно. …Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной”.

“Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. Придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать…”

“Разве можно судить об отце? Да ежели бы возможно было, какое другое чувство, кроме обожания, может возбудить такой человек, как отец? И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я. Одно, что тяжело для меня, это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться?.. Я знаю, ты такой же, как и папа. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… Я тебя благословляю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать”.

“Где, укажите нам, отечества

отцы,

Которых мы должны принять

за образцы?

Не эти ли, грабительством

богаты?

Защиту от суда в друзьях

нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и

мотовстве?

И где не воскресят

клиенты-иностранцы

Прошедшего житья

подлейшие черты?

Да и кому в Москве

не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?”

Время – 10 минут.

V. “Литературный перевод”

Задание: прочитать текст стихотворения на английском языке, сделать литературный перевод.

I

There was an OldMan of Peru,

Who never Knew what

heshould do;

So he tore off his hair,

and behaved like a bear.

That intrinsic OldMan of Peru.

II

There was an OldMan of

Moldavia,

Who had the most curious

behaviour;

For while he was able,

He slept on a table.

That funny OldMan of Moldavia.

Время – 10 минут.

VI. “Москва литературная”

Необходимо представить домашнее задание.

Время для подготовки – 5 минут.

За время конкурса команда должна определить самого эрудированного члена и самого активного, а также самого обаятельного из команды соперников (девушку и юношу).

Во время последнего конкурса домашняя работа была посвящена литературной Москве. Для того чтобы ее приготовить, в каждой учебной группе были проведены экскурсии по улицам Москвы; затем в ходе обсуждения была выбрана одна (для каждой группы своя), о которой решено было говорить. Результат: два видеофильма “Тверская” и “Поварская”, один большой проспект “Арбат” и красочный плакат-маршрут “Улица Пречистенка”.

Жюри конкурса – преподаватели, сотрудники библиотеки, учащиеся II курса и представители играющих команд (из числа запасных) – делится на три группы: “Жюри мудрейших”, имеющих каждый свой голос; “Жюри присяжных”, которые имеют один голос на всех, и “Независимый эксперт”, подсчитывающий голоса и решающий спорные вопросы конкурса.

К тому же каждая команда имеет право голоса при оценке некоторых заданий. Для этого раздаются комплекты цветных карточек: красная – 5 баллов, синяя – 4 балла, желтая – 3 балла.

Выбор очередности решается через жребий – это начало, далее – по кругу.

Победителей и участников ждет награда. Это могут быть билеты в театр (для группы и для команды), книги, ватман, фломастеры, конверты-сюрпризы с наклейками и т.д. Подарки должны быть полезны и иметь целевое назначение. Только приз “Самый, самый, самый” может быть сувенирным, т.к. его дарят от имени всех участников самому обаятельному, эрудированному и остроумному.

Валентина ШАХМАТОВА

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте