search
main
0

Словесники – непростые учителя

Как методисты берегут традиции и память

Ирбулат Джуламанович ТАУМОВ, учитель русского языка Академии для одаренных детей (Наяновой) из Самары, человек более чем увлеченный. Он готов часами рассказывать об Академии одаренных детей, коллегах, радостях. Это совершенно не значит, что проблем нет. Важно воспринимать их как вызовы, и стратегически верные решения найдутся! Для понимания ситуации в историческом контексте: Самарский муниципальный университет Наяновой, ровесник перестройки, в 2019 году реорганизован в ГБНОУ «Академия для одаренных детей (Наяновой)». Кафедра русского языка получила статус методического объединения учителей русского языка. В материале использованы оба обозначения команды словесников-наяновцев.

Учителя-словесники Академии Наяновой радостно приветствуют учеников, коллег и читателей «Учительской»

– Ирбулат Джуламанович, работа словесника невероятно сложна. Что помогает выстоять и не выгореть?

– «Если с другом вышел в путь, веселей дорога» – поется в детской песне. А если этот путь – преподавание главного предмета, русского языка, в инновационном учебном заведении, школе – вузе, комплексе непрерывного образования, где ребята от предшколы до аспирантуры могли бы учиться с увлечением? Тогда вдвойне. Если работаешь в команде единомышленников, когда все вокруг заинтересованы в общем деле и увлечены, когда можешь получить поддержку в трудной жизненной или рабочей ситуации, благодаришь Бога за команду. Такая команда сложилась, долгие годы трудилась и продолжает здравствовать, вдохновляя все новые и новые поколения школьников на осмысленное и глубокое изучение русского языка. Ведь в какой отрасли ни окажись, искусство владения устной и письменной речью становится непременным условием успеха личности.

– О концепции личности в истории можно спорить до хрипоты. А кто повлиял на вас, Ирбулат?

– Людмила Михайловна Кузнецова (1929‑2008 гг.) – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка, литературы и спецметодики их преподавания Самарского государственного педагогического университета. 54 года Людмила Михайловна трудилась на ниве просвещения, помимо СамГПУ преподавала русский язык и стилистику русской речи в Университете Наяновой. Людмила Кузнецова автор более 90 научных работ и учебных пособий.

В 1981 году Министерство просвещения СССР издало разработанную Кузнецовой государственную программу «Основы методики стилистики в средней школе», утвердившую стилистику как учебный предмет в средних общеобразовательных учреждениях.

Людмила Михайловна впервые в Самаре основала научную школу методики стилистики в аспекте гуманизации образования на базе диалога культур, деятельность которой вошла в организацию образовательного процесса в школе и вузе.

Ее проспект учебника для школ «Стилистика русской речи» удостоен гранта Сороса. Итогом большой исследовательской работы в области стилистики и методики ее преподавания в школе и вузе явилась защита докторской диссертации.

– Какие задачи, на ваш взгляд, ставила перед собой Людмила Михайловна, работая в Университете Наяновой?

– Получив приглашение преподавать русский язык в открывшемся комплексе непрерывного образования «Университет Наяновой», Людмила Михайловна постаралась привлечь к работе неординарно мыслящих, творчески подходящих к работе коллег. При этом сама взяла классы, чтобы, с одной стороны, воплощать на практике свои научно-методические идеи, с другой – демонстрировать членам кафедры образец работы с детьми.

Стремление не только обучить одаренных школьников грамоте, но и привить желание углубленно изучать русский язык, осуществляя научные проекты, – вот задача, которую ставила Кузнецова перед собой и кафедрой. В этой связи она понимала, что и учителя должны получить научную степень. Ведь как вести детей в научную жизнь, не будучи самим ориентированными на исследовательскую деятельность? И заведующая кафедрой берет научное руководство над молодыми специалистами Татьяной Геннадьевной Никулиной (Чернышевой) и Юлией Владимировной Комаровой (Царевой). Впоследствии обе станут кандидатами педагогических наук, осуществив научные разработки в области изучения экспрессивного синтаксиса в средней школе.

– В команде единомышленников всегда есть тот, кто не только чтит, но и бережет традиции…

– В 1996 году руководство кафедрой переходит Ирине Аркадьевне Горшеневой, кандидату филологических наук, доценту Самарского государственного социально-педагогического университета, дочери Людмилы Михайловны. Многие годы Ирина Аркадьевна, так же как и мама, совмещала руководство методическим объединением с учительством, и несколько поколений выпускников с благодарностью вспоминают ее безупречные с методической точки зрения уроки.

Мудрое администрирование Ирины Горшеневой – в гармоничном сочетании плодотворного труда и полноценного отдыха. На Новый год и в конце учебного года – заседания, где сначала подводят итоги и дают ценные указания, а затем под ароматный чай с пирогами и плюшками коллеги поздравляют друг друга и дарят милые подарочки. Ирина Аркадьевна умеет вдохновить коллег на ударный труд, выводит их на профессиональные конкурсы, помогает достичь результатов, а потом искренне радуется чужому успеху.

В течение всех лет, когда ввели обязательные ЕГЭ и ОГЭ, в академии не было случаев отрицательного результата. Более того, по сравнению с окружными, региональными и федеральными показателями средний балл наяновцев неизменно на 10 и более процентов выше.

– А можно ли назвать вашу образовательную организацию школой личности?

– Безусловно! За годы существования методического объединения здесь вдохновенно и эффективно трудились преданные науке и ученикам личности.

Антонина Ивановна Голованова (1930‑2006 гг.) – почетный работник народного образования РСФСР, учитель кафедры русского языка Университета Наяновой. Ее ученики стали победителями и призерами городских, областных и всероссийских олимпиад и конференций. Она еще до войны выехала на телеге из родного села Грачевского района Оренбургской области в Бузулук. Затем педагогическое училище, институт, переезд в Самару, замужество. Долгие годы работала учителем. Заслуги, любовь учеников и коллег. В Университете Наяновой работала в гуманитарных классах. Июнь 2006 года. С экзамена увозят на скорой помощи. Операция. 1 сентября 2006 года. Учителя с цветами идут к наставнику и коллеге. Антонина Ивановна похожа на раненую птицу. Все улетели на юг, а у нее крылышко сломано – не в силах лететь. Она не может ходить, но вокруг нее горы конспектов, книг, журналов. Она готовится к урокам, которых больше не будет. В преддверии Нового года ее не стало. Только полгода человек не стоял у доски, все остальное время – служение людям и миру.

Шамиль Ахмедович Махмудов (1950‑2021 гг.) – доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания СГСПУ, продолжатель научной школы Н.М.Шанского, специалист в области филологического анализа текста. Совмещал работу в СГПУ и СамГУ с преподаванием русского языка наяновцам-гуманитариям. Как учил! Песня. Ироничный, умный, глубокий, по-восточному мудрый, он всегда умел найти подход к детям, которые его очень любили.

– Нередко в профессиональной жизни сталкиваюсь с тем, что смена коллективов происходит очень часто. Приходит один, уходят другие. Кажется, так может происходить бесконечно…

– На мой взгляд, один из показателей качества работы методического объединения – стабильность состава. Более 20 лет не менялся костяк кафедры, тех, кто работал на полную учительскую ставку.

Татьяна Геннадьевна Чернышева – кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, почетный работник общего образования РФ, победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2011 и 2017 гг., победитель конкурса педагогических работников образовательных учреждений Самарской области, наиболее успешно реализующих долгосрочные воспитательные проекты особой педагогической и общественной значимости. Татьяна Геннадьевна автор уникальной методики. Ей удобно работать с папками методических материалов. Летом учитель трудится над их составлением, а потом в течение года использует в учебном процессе. Все классные и домашние работы пронумерованы, пропущенный материал легко восстанавливается. Данный метод приводит к колоссальным результатам. Например, в 2019 году, когда Татьяна Геннадьевна выпускала параллель (4 класса), средний балл ее учеников составил 4,93 балла. Академия Наяновой заняла по этому показателю первое место в регионе.

В последние годы Чернышева активно занялась руководством исследовательской деятельностью обучающихся. В рамках единой областной системы мер по выявлению и развитию творчески одаренной молодежи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области проводится конференция «Взлет». За последние три учебных года более 10 учеников Чернышевой стали призерами, а Яна Воскресенская и Олег Боронин – победителями.

Ольга Вячеславовна Чиликина – учитель высшей квалификационной категории, награждена почетной грамотой Министерства науки и образования Самарской области в 2014 году, Министерства науки и высшего образования РФ в 2018 году. Отличный методист. Ее открытые уроки лучшие в академии, поскольку Ольга Вячеславовна творческий учитель, всегда горазда на выдумки, чтобы по-настоящему увлечь обучающихся. Они с удовольствием бегут на уроки к любимому учителю. Иметь в своих рядах профессионала такого высочайшего уровня – честь для любого учебного заведения.

Юлия Владимировна Царева – кандидат педагогических наук, учитель высшей категории, победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2009 года. Первый стобалльник-наяновец – ее ученик. В 2005 году выпускник физико-математического класса Антон Ананьев получает на едином государственном экзамене по русскому языку 100 баллов, став первым в большом ряду последователей. Сама увлеченная научной деятельностью, Юлия Владимировна осуществляла с ребятами настолько интересные исследования, что они всегда поражали жюри различных конференций и форумов.

– Расскажите хоть немного о себе!

– И ваш покорный слуга – Таумов Ирбулат Джуламанович – кандидат филологических наук, учитель ЮНЕСКО, почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Самарской области, победитель конкурса лучших учителей РФ ПНПО 2009, 2011 и 2017 гг., учитель года Самары-2011, победитель Международного конкурса «Уроки Победы»-2020 в номинации «Лучший урок русского языка».

Кстати, самый значимый в школьном мире конкурс «Учитель года», созданный «Учительской газетой», и Университет Наяновой – ровесники. Уже две звездочки, получившие боевое крещение на кафедре русского языка Академии Наяновой, побеждали на конкурсе «Учитель года Самарской области». В 2019 году – Ольга Вячеславовна Трошинская, в 2022 году – Сания Ибрагимовна Айтасова. Обе очень достойно представили Самарскую область на заключительном этапе конкурса. Обе поддерживают связь с коллегами из Академии Наяновой и благодарят за добрый опыт пребывания в легендарном методическом объединении учителей русского языка.

Мария ГОЛУБЕВА, Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте