Ни для кого не секрет, что в последнее время интерес к русскому языку и литературе, особенно среди школьников, снизился. Объем чтения сильно сократился, с развитием технологий резко уменьшился и уровень общения между людьми.
При этом мы, педагоги, стоя у школьной доски, продолжаем утверждать, что быть грамотным в наше время – это все равно что быть сытым или хорошо одетым. По сути, это неотъемлемая часть нашей жизни.Большинство детей не могут написать Тотальный диктант без единой ошибки. По опыту знаю, что даже обыкновенный словарный или проверочный диктант вызывает немало сложностей. Перед преподавателями встают все те же задачи: как в изменившихся условиях научить детей писать грамотно, при этом не пользуясь Интернетом, а проверяя себя в словарях? Одно из предлагаемых решений – составление детьми своих собственных словарей.«Сделай сам», «Играй и понимай» – лишь некоторые названия подобной методической игры, связанной с написанием и запоминанием многих слов, идущей рука об руку с полезным творческим трудом.Словарь-гармошкаЗапомнить правописание таких слов, как «эпиграмма», «поэтесса», «приоритет», «инцидент», и множества других трудно даже взрослому человеку, а тем более ребенку. Процесс может стать гораздо интереснее, если учащийся сделает книжку-гармошку, ведь само выполнение этого задания не сможет оставить его равнодушным.Для ее изготовления необходимо взять простой лист формата А4, разделить его на три части и разрезать. После этого нужно будет сложить каждую часть в своеобразную гармошку, и словарь собственного изготовления готов! Конечно, еще нужно будет вписать на каждом изгибе сложные слова, что-то проиллюстрировать. Возможность едва ли не ежедневно пополнять свой словарь интригует ребят. Тем более что его удобно носить с собой, демонстрировать одноклассникам и учителям, сверяться на диктантах.Словарь-закладкаБесспорно, что закладка в книге – полезная вещь. Ее можно не только приобрести в ближайшем магазине, но и сделать самостоятельно. Учебников много, закладок может быть еще больше.На каждой такой закладке можно написать по десять – пятнадцать слов, в правописании которых есть сомнения. Кроме того, можно придумать и нарисовать на каждой такой закладке рисунки или даже комиксы.Для каждого предмета должна быть отдельная закладка. Помочь ребенку распределить слова по темам – задача преподавателей или родителей. Эти закладки можно регулярно обновлять, вписывая в них все новые слова. Нехитрая, по сути своей, вещь может привлечь внимание и помочь запомнить по-настоящему сложные слова.Словарь-альбомЕще одна хорошая возможность запомнить сложные слова – смастерить словарь-альбом. Для этого нужно будет взять обычную ученическую тетрадь и аккуратно вклеить на каждую страницу свои любимые фотографии. Это не должно вызвать проблем, ведь в каждой семье все еще можно найти распечатанные снимки.Можно вклеить, к примеру, фотографию с катка и написать слова «состязание», «хоккей», «олимпиада», «препятствие» и др. Когда ребенок подготовит такой альбом, у него будет желание заглянуть в него снова и снова.Если учащийся старше, то можно использовать не столь очевидные параллели и вклеить, к примеру, фотографию с прогулки в лесу. В таком случае на этой странице тетради стоит написать целые предложения, связанные с этой прогулкой. Например, «прекрасная рыбалка», «много грибов», «печеный картофель» и так далее.А вот, к примеру, фотография любимого домашнего животного. Поскорее надо вклеить и эту фотографию и подписать: «обаятельный малыш», «желтое ушко», «коричневые лапки» и др.По опыту знаю, что дети с удовольствием работают с такими словарями, ведь здесь большое поле для их творческой деятельности. Можно не ограничиваться лишь сложными терминами, а составлять словосочетания, предложения и даже рассказы. Главное в этом занятии – работать с удовольствием и таким образом запоминать правописание тех или иных слов.Словарь-магнитКаждый день дети, как и взрослые, открывают дверцу холодильника и смотрят, есть ли там что-то стоящее внимания. Это хорошая возможность для родителей прикрепить к дверце холодильника записки с трудными в правописании для их детей словами. К этому также стоит подойти творчески – записки могут быть выполнены на цветных листочках в форме сердечка или автомобиля.Во время очередного приема пищи ребенок наверняка невольно обратит внимание на слова, написанные ярким фломастером.Можно писать на этих листочках и небольшие веселые стихи. Это станет для ребенка дополнительным подспорьем.Например: «Биссектриса, параллелограмм. Это геометрия. Знакома она нам».Словарь-письмоРодителям также будет полезно писать ребенку хотя бы одно маленькое письмо в неделю. Содержание и оформление этих писем должно быть веселым и доброжелательным. Утром предложите ребенку заглянуть в почтовый ящик, а когда тот достанет красочный конвертик, сможет прочитать: «Я не забуду купить сегодня твой любимый шоколад. Ты, конечно, будешь рад!»***Подобные методы изучения правописания сложных слов не раз показали свою эффективность. Дети, которые могут даже не очень интересоваться русским языком, не любить читать художественную литературу, с большим удовольствием включаются в работу по созданию подобных словарей. Это развивает не только творческое мышление, но и способствует повышению уровня грамотности.Сомневаетесь? Попробуйте сами, и, убеждена, вы довольно быстро заметите результаты. Алла ТРЕТЬЯКОВА, учитель русского языка и литературы школы «Технологии обучения», почетный работник общего образования Российской Федерации
Комментарии