Начинающего журналиста на каждом шагу поджидают необычные слова: «рыба», «удочка», «петля», «колотушка», «мохнатка» или, к примеру, «наговор». Думаете, мы что-то напутали или ударились в мистику? Нет, наговор, о котором идет речь, не имеет никакого отношения ни к заклинаниям, ни к клевете.
Отправляясь на съемку не забудьте взять колотушку или петлю, для съемок на улице не забудьте взять мохнатку. Не поняли, о чем это мы? Тогда давайте разбираться.Наговор, или начитка, – это закадровый голос в видеосюжетах, а точнее, заранее подготовленный текст, который корреспондент за кадром «наговаривает» на «картинку». Главный секрет заключается в том, что не стоит читать по бумажке. Перед тем как записывать свой голос, нужно несколько раз вслух прочитать написанное, вникнуть в содержание, пропустить текст через себя, прочувствовать каждое слово. Это поможет подобрать правильную интонацию и темп.
Колотушка – ручной микрофон корреспондента. Вещь первой необходимости для репортера на съемках. Именно с ней вы можете быть уверены в том, что звук на стендапе или синхроне будет отличным, так как этот микрофон – направленный, то есть не записывает все звуки вокруг, а фокусируется именно на человека, который говорит.
Мохнатка – меховая насадка, которая защищает микрофон от ветра.
Петля – маленький микрофон, который крепится на одежду. Отлично подходит, когда вам необходимо записать стендап в движении.
Что такое стендап знает любой юнкор. Это когда журналист в кадре о чем-то рассказывает. Особое мастерство, когда корреспондент еще и участвует в окружающих его событиях. Такой стендап в движении – главная составляющая жанра лайф–ту–тейп. Он, кстати, сейчас стал очень популярен на ТВ. В этом жанре работают журналисты большинства федеральных и региональных телеканалов, хотя среди исследователей пока нет единого определения, что это такое. Одни пишут, что лайф-ту-тейп – это особый вид съемки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и что-то делает вместе с героями репортажа. Другие сокращают это понятие до аббревиатуры L2T и считают его частью такого стиля, как инфотейнмент, когда корреспондент не только информирует зрителя, но и развлекает.
Кстати, возвращаясь к теме микрофонов: есть еще один, который устанавливается на саму камеру и называется «пушка». Он необходим для того, чтобы записывать во время съемки интершум. Проще говоря, это фоновый шум. Это может быть шум волн или крики чаек, если вы снимаете море, удары клюшкой по шайбе или скрип коньков по льду, если вы снимаете хоккейный матч. При монтаже интершум полностью убирать не надо, так как он создает эффект присутствия.
В большом потоке информации можно или утонуть, или чувствовать себя как рыба в воде. А знаете ли вы, что рыба может быть разной и далеко не всякая рыба плавает? Так, в реках, морях и океанах телевизионных кадров рыбой принято называть заготовку или же каркас видеосюжета. А собрать рыбу на ТВ вовсе не означает отправиться на рыбалку. Смысл этого выражения – сделать черновой монтаж, то есть поставить на тайм–линию в нужной последовательности все аудиофайлы с закадровым текстом, стендапы, синхроны и лайфы. После того как рыба готова, голос за кадром «перекрывают» картинкой, то есть добавляют видеоряд, который был снят оператором на месте событий.
Дарья БЕЛЕНКОВА, Рамиль АЛЯТУДИНОВ, Влада КУШНЕР, юнкоры детской студии «ТелеИдея» школы №1329
Комментарии