search
main
0

Словарь – помощник педагога. Победители и лауреаты конкурса провели незабываемую неделю в Москве

В мире существует множество интересных и полезных словарей, их чтение обогащает, как, пожалуй, никакое другое. Но, к сожалению, не только современные школьники, но даже и учителя русского языка пользуются словарями не так часто, предпочитая обращаться к Интернету. Для того чтобы привить школьникам интерес к русским словарям, а также вовлечь учителей в активный процесс их использования, культурно-просветительская программа «СЛОВАРИ ХХI ВЕКА» и «Учительская газета» организовали I Всероссийский конкурс «Словарь – помощник педагога». Этот конкурс – один из ключевых проектов направления культурно-просветительской программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА» по разработке инновационных методик преподавания русского языка с помощью словарей, справочников и энциклопедий нового поколения. Цель конкурса – выявление неординарных методических разработок, уроков учителей русского языка и литературы по использованию словарей в образовательном процессе. Кроме того, конкурс призван способствовать развитию культуры пользования словарями, повышать престиж и значимость словарей и русского языка как школьного предмета в целом.

Учителя-словесники активно откликнулись на объявление о конкурсе. Мы получили более 80 работ, присланных в редакцию «Учительской газеты» из более чем 50 регионов нашей страны – из больших городов и маленьких поселков, из гимназий, профессиональных лицеев и школ, от преподавателей младших и старших классов. Работы оценивались высокопрофессиональной конкурсной комиссией, в которую вошли сотрудники Московского института открытого образования: доктора и кандидаты наук, известные преподаватели и методисты. Руководителем проекта заключительного этапа конкурса стала заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования (МИОО), кандидат филологических наук, профессор Людмила Дудова, председатель конкурсного жюри – доктор педагогических наук, профессор кафедры филологического образования МИОО Лариса Новикова. Члены конкурсной комиссии разработали объективную пятидесятибалльную систему оценок работ. Но работы, присланные на конкурс, были так разнообразны и интересны, что даже с помощью дифференцированной системы оценок не удалось сразу выявить победителя! По 50 баллов получили сразу четыре работы, посвященные возможностям использования словарей на уроках.

Из-за недостатка места расскажем лишь о нескольких интересных находках лауреатов конкурса. Обещаем, что в дальнейшем мы найдем возможность с разрешения авторов опубликовать работы целиком. Татьяна Шебурова, учитель начальных классов средней школы села Пушанина Белинского района Пензенской области, считает, что знакомство со словарями надо начинать прямо с первого класса. Еще в начальной школе нужно усвоить, что словарь – это друг и помощник на всю жизнь и называется так потому, что в нем живут слова, а толковый словарь толкует, объясняет значения слов. Маленькие дети легко и быстро осваивают принципы работы со словарем, запоминают, что слова в словаре располагаются в алфавитном порядке, чтобы легче было найти нужное слово.

Наталья Танкова, учитель русского языка и литературы средней школы №1 села Мамонтова Алтайского края, предлагает проводить в 6-м классе урок-путешествие «Русские словари». Дети работают группами, переходя от станции к станции. На каждой станции идет работа с определенными словарями, в зависимости от того, на какой вопрос требуется дать ответ. Например, если ученикам дается список слов свекла, щавель, опоить, новорожденный, козлы, хвоя, бюрократия, каталог, ворожея, верхом, взашей, избалованны, иконопись, из которого надо выписать только те слова, в которых возможно вариативное ударение, они должны отправиться на станцию «Орфоэпическая» и выписать нужные слова. А если дается список слов пр…образ, пр…бабушка, пр…кламация, пр…лог, пр…родитель, из которого нужно выписать только те слова, в которых пишется ПРА-, ученики отправляются на станцию «Орфографическая». Ответ на вопрос, одинаковые ли суффиксы в словах учительство и строительство, можно найти на станции «Словообразовательная», а ответ на вопрос о возможном историческом родстве слов мысль, мускул и мышца – на станции «Этимологическая».

Алексей Дунев, учитель средней школы «Ново-Девяткинская №1» Всеволожского района Ленинградской области, предлагает десятиклассникам практическое применение полученных ими в школе знаний синтаксических конструкций русского языка. Так, с помощью «Лексико-синтаксического словаря русского языка» С.Г.Ильенко и И.Н.Левиной ученики находят ошибки в употреблении сложноподчиненных предложений изъяснительного типа в речи политиков, теле- и радиоведущих, в школьных сочинениях и газетных статьях.

Такие живые и интересные задания наглядно показывают учащимся, как использование словарей повышает культуру речи, помогает избежать ошибок.

Все одиннадцать победителей и лауреатов конкурса были приглашены в Москву, где провели неделю. За это время педагоги познакомились с московскими коллегами и финалистами конкурса «Словарь – помощник педагога». А в издательстве «АСТ-ПРЕСС» их ждала встреча с авторами и создателями «СЛОВАРЕЙ ХХI ВЕКА». Кроме того, учителя – победители конкурса за несколько дней прошли серьезный курс повышения профессиональной квалификации. Под руководством ответственной за методическую и опытную экспериментальную работу кафедры филологического образования МИОО Натальи Транковой для учителей были организованы семинары, встречи с профессионалами, «круглые столы», практикумы. Активное участие в подготовке и проведении этих интереснейших семинаров и «круглых столов» принимали также научно-методические центры Юго-Западного и Северного округов Москвы и педагогические коллективы московских школ. Так, например, финалисты побывали в школе №1825 Юго-Западного округа, где методическое объединение словесников работает в тесном контакте со школьным театром «Наследие» и школьным музеем «Русь времен «Слова о полку Игореве». Но самым главным событием недели и завершающим этапом семинаров по повышению квалификации педагогов стали открытые уроки, которые авторы четырех лучших разработок дали в Центре образования №1631 Северного округа Москвы. Открытые уроки были разными по теме, манере и темпераменту учителя, но очень интересными и полезными. Поэтому жюри было совсем не просто выбрать победителя. Как сказала, обращаясь к финалистам конкурса, председатель жюри Лариса Ивановна Новикова: «В каждом уроке, который мы увидели, свои плюсы и минусы. Конкурсанты все с честью выдержали это испытание. А главное, не противостояли друг другу, а были командой единомышленников. Поэтому в нашем конкурсе нет проигравших. Ведь даже когда мы допускаем ошибки, мы учимся!».

Подведение итогов I Всероссийского конкурса «Словарь – помощник педагога» состоялось в «Учительской газете».

Принимая гостей из разных уголков страны, члены редакционной коллегии, конечно же, не могли не поинтересоваться их мнением о газете. Оказалось, филологи с удовольствием читают «Методическую кухню», статьи Льва Айзермана, «Первые сто строк», рубрику «Клуб ценителей русского языка». Педагоги отметили, что в «УГ» появляется все больше практических материалов, которые учителя могут использовать в своей работе, и пожелали видеть на страницах газеты еще больше публикаций, посвященных проблемам филологии. Заместитель главного редактора Ольга Максимович в свою очередь призвала учителей становиться не только читателями, но и авторами газеты, например, попробовать свои силы в роли ведущих колонки в «Клубе ценителей русского языка».

Наконец настал торжественный момент. Руководитель культурно-просветительской программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА» Константин Деревянко вручил сертификаты на получение четырех словарей, включенных приказом Минобрнауки России в список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, всем лауреатам и призерам конкурса и объявил имя победителя. Им стала Светлана Руднева, учитель русского языка и литературы Нижневартовской гимназии Ханты-Мансийского АО – Югры, представившая в финале интегрированный урок русского и иностранного языков, посвященный заимствованным словам. Кроме комплекта из 20 словарей, в награду победительнице достался сборник Омара Хайяма – уникальное издание из цикла «Шедевры поэзии и живописи», над которым 3 года работал коллектив художников и составителей издательства «АСТ-ПРЕСС». Светлана Федоровна, получившая в 2008 году президентскую премию в рамках национального проекта, поблагодарила организаторов конкурса, жюри и библиотекарей своей школы, которые не пропустили объявление в «Учительской газете» и уговорили ее отправить работу на конкурс.

После подведения итогов конкурса и завершения процесса обучения под руководством кафедры МИОО финалисты приняли участие в ключевых мероприятиях финала Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009». В том числе посетили мероприятие в Фундаментальной библиотеке МГУ, на котором была объявлена пятерка финалистов, и побывали в «Форум холле», где в присутствии Президента РФ Дмитрия Медведева состоялось торжественное объявление победителя конкурса. Особым событием для учителей-финалистов было посещение торжественного вечера, посвященного Дню учителя, в Московском доме музыки.

По единодушному решению всех организаторов и участников конкурс «Словарь – помощник педагога» следует сделать ежегодным. Так что ждем вашего участия во II Всероссийском конкурсе в 2010 году!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте