search
main
0

Слон, или Феномен современной школы

Почему фраза «Осторожно, дети!» воспринимается двояко

Это хобот? Это змея? Это сосна? Это… Как в той притче о «Слепых и слоне»: мы можем до бесконечности подбирать определения современной школе и нынешнему подростку, и все же…

Конференция вызвала у ребят настоящий энтузиазм

Да, дать четкое окончательное определение (если таковое вообще существует) современной школе, как и подростку XXI века, мягко говоря, сложно. В нынешнем многополярном, многоконфессиональном, много-много чего еще мире прежние устойчивые привычные дефиниции, словарные статьи и т. д. не вполне работают: запросы общества или трансформировались, или умножились/увеличились, время (сегодняшний ход времени) заставляет пересматривать систему ценностей – искать новое или возвращаться к старому, хорошо известному. И в этом контексте как исчерпывающе охарактеризовать школьника, подростка? Как описать слона? Отталкиваться от возрастных и прочих периодов, пубертата, феномена молодежного сознания? Да, и это тоже, но…

Конечно, в советское время также много рассуждали о феномене школы. (И не только в советское, вспомним рассказы Чехова.) И если в плоскости искусства, например в кинематографе, то, как правило, в романтически-юмористическом ключе. «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Дикая собака динго», «Первая любовь», «Школьный вальс», «Вам и не снилось». Более серьезно к триаде «школа – педагог – подросток» подошла Динара Асанова: «Ключ без права передачи», «Никудышная», «Пацаны». Тогда, сорок лет назад, это был прорыв. Сегодня, на фоне буллинга, расстрелов одноклассников и учителей (вспомним отечественные интерпретации «Боулинга для Колумбины»), наркотиков, курения в школьном умывальнике и т. д. эти картины Асановой воспринимаются ушедшей натурой, с чувством нежной меланхолии. И мы озадачиваемся: возможно ли все эти реалии преодолеть и выстроить диалог с учеником/современным подростком?

Ну как вариант: «надо углублять консолидацию» – известная фраза известного главреда Виталия Озерова. Кстати, весьма актуальная для нынешней многонациональной, многоконфессиональной отечественной школы. Но как быть с не менее известной сентенцией Киплинга из концовки романа «Ким»?

Для построения диалога современные школы ищут новые если не формы, то модели взаимодействия в рамках учебного процесса. Сейчас уже мало организовать кружок, семинар, поход в кино или предоставить московский «джентльменский набор»: сертификат МЦКО, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и т. д. Требуется нечто более знаковое и масштабное, что-то не меньше всероссийской олимпиады, конференции, четырехполосной школьной газеты, постановки Чехова и Ибсена. Да, Ибсена. Потому что сегодня школа, российская школа, приближается по требованиям и сверху, и извне практически к вузу. Время, весьма для нас непростое, диктует такое приближение.

Наверное, многие учреждения стараются соответствовать перечисленному. (Хотя это и непросто.) Но если говорить о конкретном примере, то должно отметить экспериментальную подмосковную школу №1 в Котельниках.

Это новая, современная и модернизированная школа, отвечающая последним запросам, и не только в плане интерьера. Так, недавно здесь проходила IV научно-практическая конференция «В науку первые шаги. Устремим ум на пользу людям». При всей ожидаемости и ежегодности конференция впервые была столь масштабна и по уровню (региональному), и по количеству участников (более трехсот учащихся начиная с первого(!) класса), и по количеству секций (девятнадцать), и по красочности, обстоятельности организационного момента (концерт, программный комитет, организационный комитет, пленарное заседание, почетные гости, работа секций, подведение итогов, награды победителям).

Объяснение всему было в приветственном слове директора школы Татьяны Николаевны Барановой:

– Добрый день, дорогие гости, уважаемые коллеги, друзья! Я рада приветствовать всех вас на очередной, четырнадцатой, научно-практической региональной конференции школьников «В науку первые шаги». В четырнадцатый раз гостеприимные двери нашей школы распахнулись для всего самого нового, смелого, креативного, инновационного, – всего того, что смогли предложить наши юные, а порой даже слишком юные, мыслители и творцы, делающие свои в науку первые шаги.

Для нас это стало уже традицией. Почетной традицией. Особенно сейчас, в такие непростые для нашей Родины дни. Но, возможно, поэтому, сознавая всю степень нынешней нагрузки и ответственности, возложенной на школу – колыбель воспитания и образования, мы сегодня постарались предложить вам что-то совершенно особенное, соединяющее в себе и национальный колорит, и национальную память, и инновационный полет мысли. Уверена, вы сможете оценить все это в рамках наших секций и всех одиннадцати классов, присутствующих здесь. Да, в школе к гармоничному воспитанию подростка всегда было пристальное внимание в нашей стране. Но роли и акценты поменялись. Их поменяло, трансформировало время. Сегодня школа наравне с вузами позиционируется, воспринимается не только как воспитательно-образовательная матрица, но и как научный, культурный центр, и мы, наша школа всегда в центре событий, внимания, в контексте времени. Название секций и докладов скажут сами за себя.

Приглашаю всех не только прослушать доклады, но и принять самое живое участие в работе секций. В спорах действительно рождается если не истина, то что-то интересное и оригинальное. А наши школьники большие оригиналы. Добро пожаловать на конференцию. Уверена, сегодняшняя встреча подарит вам бодрость, вдохновение и теплоту, столь присущие такому родному и теплому слову «школа».

Что ж, вполне справедливо и обнадеживающе: возможно, именно научные конференции с их эвристическими проектами смогут стать той углубляющей консолидацию моделью, исключающей сентенцию Киплинга. Помогут описать слона.

Судите сами, названия секций начальной школы: «Удивительное рядом», «Мои первые открытия», «Я познаю мир», «Тайны природы», «Это интересно», «Творческая мастерская». Названия некоторых проектов: «Вторая жизнь пластиковых отходов», «Как поймать облако?», «Выращивание кристаллов в домашних условиях», «Шум в школе и его влияние на самочувствие», «Кукольный театр из носка», «Почему люди не летают?», «Украшения своими руками», «Военная техника», «Герб моей семьи», «Кукольный домик из подручных средств», «Хоббихорсинг – спорт или хобби?».

Неплохо для «началки»?

Группа маленьких (или немаленьких) ученых из 2‑го «Б» класса (Лейла Вергунова, Артем Вранчан, Роман Донодин, Виктория Кукота) предлагает для решения проблемы пластиковых отходов свой наглядный вариант популяризации открытых на территории Котельников площадок «Мегабак» по раздельному сбору отходов. (К сожалению, до сих пор не все об этом знают.) А как альтернативу – мастерить из пластика забавные поделки. (Судя по фото презентации, у них это отлично получается.)

Что такое хоббихорсинг? Игрушка для маленьких детей? Василиса Коржакова из 3‑го «Г» класса, профессиональная наездница, уверяет: это вариант нового, по-настоящему необычного вида спорта для молодежи – езда на игрушечных лошадях. Сложность хоббихорсинга заключается в том, что спортсмен выполняет сразу две роли: наездника и лошади. Ноги спортсмена должны выполнять движения, как если бы это делала настоящая лошадь. А вот торс должен копировать всадника. Интересно, что у этого вида спорта есть и своя история, и даже соревнования на Кубок федерации! Кроме того, это и увлекательное рукоделие: в «конюшне» нашей призерши-конкуристки уже пять титулованных хорсов, сделанных/сшитых ее руками.

Как вырастить кристаллы в домашних условиях, расскажут ученицы 4‑го «Ж» класса Рита Хечоян, Элина Драгнева, Айсу Джаруллаева. Оказывается, кристаллы можно вырастить в домашних условиях из вполне привычных нам веществ (соли, сахара, лимонной кислоты) путем выпаривания воды, в которой находится вещество, или путем изменения температуры воды, охлаждения.

Кому-то это может показаться давно известным и наивным. Но давайте не будем забывать о возрасте наших ученых.

Названия секций средней и старшей школы притягивали не меньше: «Созидательная сила открытий (секция естествознания)», «Смотри в корень (секция точных наук и информационных технологий)», «Язык – наш дар бесценный», «Быть здоровым, жить активно», «Укрепляй корабль двумя якорями (секция обществоведческих дисциплин)», «Творчество как образ жизни (секция технологий и эстетических дисциплин)». Названия некоторых проектов: «ГМО в нашей жизни», «Добыча энергии из черных дыр», «Киберпреступления и как им противостоять», «Исследование применения математических софизмов и парадоксов», «Стратегии запоминания иностранных слов», «Подвиги женщин-фронтовиков Великой Отечественной войны на примере 17‑й гвардейской механизированной бригады».

Проект «Добыча энергии из черных дыр» Александра Архипкина из 8‑го «В» класса или «Чудеса электричества. Создание прибора. Электроскоп» Полины Пуртовой и Дмитрия Маликова из 8‑го «Б» класса – практически работы в духе Сколково.

Так, Александр Архипкин, придерживаясь «гипотезы о планете Х», предлагает «построить сферу Дайсона, кольцо Нивена. Сфера Дайсона – это гипотетическая мегаструктура, которая полностью охватывает звезду и захватывает большой процент ее выходной мощности». Также он считает, что «мы можем разместить на орбите черной дыры приборы по преобразованию света в энергию, так как на краях червоточины идет высокая концентрация остатков звезд и планет, что излучает большое количество света».

Банка, фольга, медная проволока, знание законов физики – и электроскоп от Полины Пуртовой и Дмитрия Маликова готов.

Фетробуки (книги из фетра) от Мунисы Шариповой из 9‑го «Б» класса – это нетрадиционное многофункциональное игровое пособие из фетра с интересными съемными элементами, позволяющее решать задачи развития ребенка. Возможно, что-то подобное есть и в магазине, но сделанная своими руками книжка – это и бюджетнее (Муниса прилагает подробную калькуляцию), и интереснее.

Разумеется, у всех авторов были руководители. Но также были и оппоненты, и жюри, и критерии оценки, и элемент состязательности/конкуренции. Высоких наград в контексте диалога, дополнительных и прочих вопросов к авторам надо было достичь. То есть все происходило как на самой настоящей защите.

Невозможно перечислить и рассказать обо всех проектах данной конференции. Но понять вектор интересов, вектор развития современного подростка, принять конференцию как модус жизни/описания школы можно.

А каковы мнения гостей?

Михаил Набокин, депутат Совета депутатов г. о. Котельники, председатель городского Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов имени Л.И.Кананиной, почетный гражданин города:

– Я просто в восторге от конференции. Уверен, что запомню это на долгое время. Ребята настолько подготовились, что от их детища невозможно было оторваться. Только подумайте, если они сейчас так хорошо прорабатывают проекты, то сколько же дорог и возможностей откроется им в будущем!

Анатолий Бондаренко, председатель Совета депутатов г. о. Котельники:

– Именно к этому событию подойдет фраза «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать». Потрясающее мероприятие. Никаких слов не хватит, чтобы описать красочность и масштабность этого дня. Здесь очень эмоционально. Именно школьники создают удивительное, а школа помогает им сделать первые шаги в науке, раскрыть таланты и продолжить движение, чтобы в дальнейшем они делали все на благо страны!

Нина Еремина, ребенок войны, ветеран труда, заслуженный работник пищевой промышленности РФ и Московской области, член Совета ветеранов 4‑й гвардейской танковой армии, куратор школьного музея:

– Мне все очень понравилось. Я видела у ребят неимоверное стремление, они действительно старались грамотно и скрупулезно изучить тему и доступно ее объяснить. Это дорогого стоит. Думаю, что их труды не пройдут зря, а помогут им в дальнейшем.

На закрытии конференции после оглашения победителей и призеров (а их было предостаточно) Анатолий Бондаренко вручил директору школы Татьяне Барановой символический дар – золотую сову. Да, эти мудрые подростки прекрасно понимают, что сегодня мало получить хорошие экзаменационные оценки и достойный аттестат. Нужно иметь и портфолио, и социальное, общественное лицо. Чтобы стать достойными гражданами своей страны, нашей Родины.

Конечно, сейчас непростое для школы и учителей время. И фраза «Осторожно, дети!» порой воспринимается двояко. Но когда ты становишься свидетелем подобных мероприятий, то оптимизм переполняет и хочется сказать: «Слон – это нечто прекрасное».

Жанна ГОЛЕНКО, литературовед, кандидат филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте