Объединение учебных заведений сегодня во многих случаях проходит непросто. Так нужно ли такое объединение и кому: той школе, к которой присоединяют, или той школе, которую присоединяют? В начале нового учебного года мы решили задать директорам Центрального округа несколько вопросов на эту тему. Согласны ли вы с такой трактовкой процесса слияния образовательных учреждений: «Слияние школ – сохранение образовательного ресурса (ресурса в образовании)»? Сложно ли проходил процесс слияния, в чем состояла основная сложность, как вы решали возникающие проблемы, остались ли нерешенные? В чем для вас лично был главный результат слияния? Что бы вы хотели сказать руководителям образовательных учреждений, которым еще предстоит пройти через процесс слияния школ?
Татьяна РОДИОНОВА, директор Центра образования №354:- Интересная ситуация сложилась при слиянии нашей школы с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла №354 и очень интересной школы №27 – одной из старейших школ Москвы, школы открытого образования, которая работала по индивидуальным проектам. С одной стороны, наши школы были очень разнохарактерными, с другой стороны, наши педагогические коллективы были едины в том, что индивидуализация образовательных программ и образовательных траекторий присуща обеим школам. Разница лишь в том, что наша школа осуществляла индивидуальный подход с первого класса как мультипрофильная, а в школе №27 были ребята только старшего звена, которые имели более свободное расписание, большую свободу в выборе учебных планов и учебной траектории. Наша школа №354 всегда выгодно отличалась мультипрофильностью, то есть мы отталкивались от социального заказа в интересах ребенка, школа №27 тоже всегда развивала, поддерживала и защищала интересы ребенка. Уверена, что слияние двух разнохарактерных школ даже при определенных проблемах идет нам на пользу. Теперь, воссоединившись, мы начинаем работать как единый Центр образования. Думаю, что сохранение образовательного ресурса состоялось – в обеих школах хорошая материальная база, отвечающая требованиям всех современных образовательных технологий, которые могут быть применимы и дать конкретный результат.Процесс проходил очень непросто именно потому, что школа №27 одна из старейших школ в городе, ее педагогам было страшно потерять наработанные традиции, утратить или изменить стиль своей работы.Что касается образовательной среды, она полностью сохранена, единственное, в чем расходились наши точки зрения, – построение образовательной системы. Школа №27 предполагала свободное передвижение детей, то есть они ходили в школу по желанию, и педагоги никак не хотели регламентировать жизнь своих ребят. В школе же №354 ребенок в соответствии с выбранным и заданным учебным планом шел по индивидуальной траектории. В наших позициях было определенное расхождение, но мы провели встречу с очень серьезными специалистами из юридических компаний, они помогали нам, неоднократно встречались с родителями, учителями. Так постепенно путем убеждения мы пришли к выводу, что закон есть закон, что Закон РФ «Об образовании» должен исполняться полностью, что детей нужно обучать в рамках и в стенах школы, которая открыта и работает полный день.Сегодня процесс слияния завершен, решен вопрос с педагогическими кадрами, нерешенных проблем практически нет, потому что единый учебный план устраивает коллективы как двадцать седьмой, так и триста пятьдесят четвертой школы.Несмотря на то что слияние – процесс непростой, мы его завершили к февралю 2011 года, нам пришлось параллельно готовиться к сдаче ЕГЭ, однако результат мы получили неплохой – ни одной неудовлетворительной оценки ребята не получили. Это говорит о том, что качество обучения ни та, ни другая школа не снизили, мы шли правильным путем.Получив два здания, мы можем теперь создать сильнейшую академическую школу старшего звена и школу инновационных технологий младшего звена, это облегчит путь развития каждого ребенка от первого класса до выбора профессионального пути. Более того, получив второе здание, мы привлекли ресурс колледжей, где ребята (более ста человек) могут получить диплом по конкретной профессии – оператор ЭВМ, автодело, ландшафтный дизайн, то есть наши ребята получат в руки профессию, не выходя из стен школы. Я думаю, что это тоже очень удобно и правильно.Считаю, что бояться объединения не нужно, тут все зависит от того, как формируется управленческий и хозяйственный аппарат школы. Если создается мощное управленческое поле, то проблем и боязни быть не должно. Если ребенку гарантировано индивидуальное развитие и созданы условия для развития всей школы после слияния, то не важно, будет ли это Центр образования или другая структура. И какая тут может быть боязнь? Следует следить только, чтобы ребенок не потерялся в этом большом пространстве, чтобы каждому была оказана помощь, необходимая для его индивидуального развития.Владимир КОВШОВ, директор школы №2048:- Система образования столицы переходит к новой системе оплаты труда. Поскольку рассчитан новый норматив, который впрямую увязывает заработную плату педагогов с количеством учащихся, малокомплектные школы (с учетом затрат на коммунальные услуги) имеют минимальные шансы выжить, они просто не справятся с качественной работой, имея маленький фонд оплаты труда. Если учитывать количество выделяемых субвенций, то малокомплектные школы всегда будут уступать тем, в которых большая по наполняемости старшая школа. Сейчас норматив в старших классах – сто двадцать тысяч рублей – дает возможность (будем надеяться) полноценно обеспечивать качество образования нашим детям.В нашем конкретном случае в Центральном округе, где коммерческая застройка просто вытеснила реальный жилищный фонд из центра столицы, наполняемость школ упала. Если раньше школы ЦАО выходили из ситуации за счет того, что переходили к профильному образованию, ради него дети тянулись в эти школы даже из других округов, то сейчас профильное образование предлагают многие школы Москвы, для этого ездить на другой конец города уже никто не будет, поэтому слияние в данном случае неизбежно.Слияние школ не должно быть каким-то механическим слиянием, должна быть совершенно очевидная перспектива развития, ученики и родители, педагоги должны увидеть, что от этой реорганизации выигрывают все.Наша школа – это район Шелепихинской набережной, граница ЦАО с Западным округом, отсутствие элитного жилья, отсутствие среднего класса. Все это отражает ситуацию в Москве, мы видим детей мигрантов из республик бывшего СССР. Кроме того, в последние 15 лет (не хочу никого критиковать, времена были тяжелые) руководители наших двух образовательных учреждений не выбрали правильную перспективу развития, в результате ОУ оказались приблизительно в одинаковом положении, когда налицо полное отсутствие материальной базы и несоответствие современным требованиям к школе. Это была чисто советская школа, причем не в самых лучших ее проявлениях, поэтому уже давно начался отток детей, обе школы с трудностями как при формировании начальной школы (хотя по одному первому классу набирали), так и в работе со старшим звеном. Например, в свое время так и не был выбран профиль, тут сказалась и географическая отдаленность ОУ. Можно сказать, что эти школы были обречены, без реорганизации (слияния) ни у той, ни у другой школы не было шансов. Сейчас же мы надеемся успешно пройти аккредитацию в соответствии с новыми требованиями.Конечно, наш процесс слияния был болезненным и в бюрократическом плане, и при получении документов, и в работе с налоговой инспекцией, повлияла реорганизация самого Департамента образования, смена его руководства, требования к доработке устава, слияние бухгалтерских балансов. В остальном здоровые силы двух коллективов объединились, хотя, как мне кажется, у педагогов был определенный момент конкуренции, но это было и в течение многих лет (знаете, жили как две деревни рядом – верхняя Шелепиха и нижняя Шелепиха). На самом деле дети из двух школ уже давно дружили. Де-юре мы проводили объединение, де-факто мы давно уже были вместе.С детьми не было никаких проблем, мы сразу укомплектовали десятый и одиннадцатый классы, нам удалось даже сохранить профиль и педагогов, хотя это было сложно для меня, обошлось без массового увольнения.Но процесс не завершен, потому что, скажем, когда мы праздновали юбилей школы, то рассадка в зале и за столами показала: люди держались своих кругов. Но сейчас ситуация будет меняться, ведь юридически мы одно целое – школа №2048.Для меня процесс слияния был сложным моментом, мне приходилось сидеть меж двух стульев и вести достаточно гибкую политику, связанную только с одним – не потерять учащихся! Хочу сказать, что эту задачу мне решить удалось. Стала развиваться школьная среда, потому что школьное сообщество связано с количеством детей, дети обучаются и в общении, а во-вторых, у нас сегодня учатся 470 человек, почти никто из ребят не ушел из среднего звена.Мы сейчас все работаем над повышением качества образования, реорганизация даст нам возможность закрепить квалифицированные кадры и, имея правильную стратегию развития, выйти на совершенно другой уровень образования. Это для меня основной результат.Татьяна АРХИПОВА, директор школы №110:- Я согласна с такой трактовкой, что слияние как сохранение образовательного ресурса, потенциала школы, накапливаемого десятилетиями, – одна из главных задач столичного образования в рамках современных тенденций. Слияние в ракурсе именно сохранения потенциала выступает и как инструмент поддержки талантливых педагогов и детей, дает возможность для использования иных механизмов, в том числе и финансовых, для сохранения и укрепления образовательного ресурса, а значит, и будущего нашей Родины.На мой взгляд, наш процесс слияния проходил несложно, коллектив нашей школы принял эту идею с большим энтузиазмом, не было никаких сомнений. Дело в том, что в последние годы наш контингент – учащиеся и педагоги, родительская общественность – очень расширился, нам было необходимо иметь больший материальный ресурс, поэтому мы были заинтересованы в расширении площадей. Нам важно было иметь два работающих здания, которые позволили бы создать для каждой ступени образования уникальную, необходимую нам образовательную среду.Процесс слияния проходил не очень сложно еще и потому, что существовало обоюдное стремление педагогов, детей и родителей двух школ найти некие общие точки соприкосновения.Сложность была в том, что при слиянии детских коллективов мы, как школа с углубленным изучением испанского языка, не сразу получили понимание со стороны детей, раньше не изучавших испанский язык. Кто-то из них испытывал боязнь, недоверие: «Зачем нам это нужно?» Наша задача была такой – переубедить, объяснить, что знание еще одного иностранного языка, тем более испанского, приобретающего все большую значимость в мире, совсем не повредит, более того, будет способствовать успеху ребенка в жизни. Сам процесс постижения другой культуры, расширение кругозора – все это залог жизненного успеха, преимущество! Сегодня все учащиеся, которые влились в коллектив, приняли эту сторону нашей жизни, мотивированы, им нравится учить испанский к обоюдному удовольствию учителей, родителей и самих детей. Что касается педагогов, то после слияния не все остались работать, но те, кто сделал выбор в пользу нашей новой школы, влились в коллектив успешно.На сегодняшний день процесс слияния не только юридически, но и психологически действительно завершен. У нас не осталось нерешенных проблем, скорее, перед нами стоит новая задача. Получив два здания, мы постарались создать новую образовательную среду, теперь ставим задачу не получить два разных коллектива. Мы должны сохранить общность, традиции обеих школ и приумножить все то хорошее, что было, развиваться дальше! То есть общий результат слияния положительный, плюсов много, минусов я пока не вижу.Процесс слияния нами завершен, но мы не хотим на этом останавливаться, впереди много планов и задач. Очень часто под слиянием мы подразумеваем расформирование, разгон, поглощение одного учреждения другим, но на самом деле это не так! Это действительно слияние, бояться этого не надо, надо просто работать, творить и приложить максимум усилий для сохранения традиций, передаваемых из поколения в поколение в наших московских школах!
Комментарии