В Московском музее современного искусства проходит выставка одной из ярких художниц Великобритании Сэм Тэйлор-Вуд.
Показ работ видео- и фотохудожницы Сэм Тэйлор-Вуд, организованный Британским советом, начался в Санкт-Петербурге. Организаторы сначала не думали привозить выставку в Москву, но после ее успеха решили, что было бы несправедливо не познакомить столицу с лидером поколения «Молодых британских художников» (YBA). Сэм Тэйлор-Вуд недалеко ушла от своих собратьев по творчеству, которые превращали самих себя в знаменитостей, а значит и в объект искусства. Ее личная жизнь – неблагополучное детство, учеба в Годсмит-колледже, превращение из радикальной Bad Girl в светскую даму лондонской арт-сцены, болезни и выздоровления – Сэм Тейлор-Вуд дважды пережила ужасы рака – стали достоянием прессы. Работы художницы показывают ее эмоции, чувства, мысли. Например, серия «Автопортретов в свободном падении» выполнена в самый тяжелый период жизни Тейлор-Вуд. На фотографиях художница парит в воздухе в пустой светлой комнате. Работа показывает, что, летая, она освободилась от боли, но в то же время эта боль осталась с ней, потому как веревки, которые обвивали ее тело, причиняли боль. В другом проекте – «В падении» – наоборот, показано, как трудно оторваться от земли, как сложно остаться в воздухе. Чтобы летать, как птица, надо освободиться от бремени всех забот, оставить насущные мысли. Только так возможен полет. Однако не каждому под силу отказаться от земного.
Особое внимание посетителей привлекает серия «Плачущие». Прежде всего потому, что на фотографиях – знакомые все лица: известные актеры. Уилем Дефо, Роберт Дауни младший, Бенисио Дель Торо, Сэм Шепард, Дастин Хофман, Пол Ньюмен, Тим Рот, Шон Пен, Джуд Ло и другие представители актерской профессии предстают перед зрителями в неожиданных образах. Они плачут. Эти портреты впечатляют в первую очередь не потому, что плачут знаменитые актеры. Вся суть этих фоторабот заключается в том, что плачут мужчины. На снимках они лишены голливудского лоска, изящества и бахвальства. Это просто беззащитные, открытые, ранимые люди, которых по-матерински хочется пожалеть.
Интересно, что снимать этих актеров Сэм Тэйлор-Вуд заказал глянцевый журнал. Она решила не делать стандартных фотографий, что противоречило бы ее принципам. И нашла подход, и знаменитости избавились от голливудского клише и стали реальными живыми людьми. А зрители теперь волнуются вопросом: их слезы – хорошая актерская игра или настоящие человеческие эмоции.
– Часто художник сам не понимает, почему он сделал ту или иную работу. Это знание приходит позже, – объяснила Сэм. – Когда я болела раком, то старалась быть сильной и почти не плакала. Поэтому в этой работе заставила других плакать за себя. Или для меня.
По всей видимости, страдание не совсем еще отпустило художницу. Складывается впечатление, что при любой возможности она старается, чтобы ту боль, которую ей пришлось испытать во время болезни, хоть как-то почувствовали другие. По ее словам, в ее доме висит всего одна фотография – обнаженный мужчина. Эту фотографию она не снимает специально для мамы, которая живет в Австралии. Нечастые визиты родительницы всегда сопровождаются страданием: маме не очень нравится, что в гостиной висит голый мужчина.
Комментарии