Вулканы издревле навевали страх из-за их неукротимой испепеляющей и разрушительной силы. Однако это не смогло остановить людей в их бесконечном интересе к этим мощным горным монстрам и в стремлении больше узнать о капризах и непредсказуемости кратеров. Человек продолжает покорять вершины вулканов, он тянется к этой невероятной красоте, его манит романтика следов вулканической активности.
И нас, приглашенных на региональный форум «Камчатка встречает «пеликанов», совсем не насторожил факт, что самый опасный в России вулкан Шивелуч находится именно на этом полуострове. Не остановила накануне отъезда весть, что проснулся один из действующих вулканов – Безымянный, расположенный рядом с Ключевской сопкой, примерно в 40 километрах от поселка Ключи Усть-Камчатского района.
Большой, дружной «пеликаньей» стаей, кто-то впервые, а некоторые уже во второй и третий раз, мы полетели в этот далекий сказочный край, омываемый с запада Охотским морем, а с востока Тихим океаном. И не только потому, что мечтали увидеть уникальные природные ландшафты, горячие источники, неповторимые по красоте озера, чистые камчатские реки, берущие начало у подножия гор в ледниках, и хотели насладиться красотой и величием вулканов, которые составляют 40% территории края. Нас ждали здесь единомышленники – увлеченные педагоги Николаевской сельской школы, которые, представьте себе, уже второй раз стали не только инициаторами, но и главными организаторами солидного форума «Камчатка встречает «пеликанов». И случилось это в год празднования столетия образовательного учреждения, во многом уникального и неповторимого, за плечами которого особая вековая история и невероятно активная, творческая, плодотворная и кипучая жизнь сегодня.
«Вулканическая педагогика»-2
Небольшая школа в сельском поселении Николаевка расположена если и не в шаговой доступности, но точно у подножия действующего Авачинского вулкана. В его кратере находятся мощные фумаролы (трещины, отверстия, являющиеся источниками горячих газов), и даже издалека видно, как Авач «курит». Начиная с 1737 года было зафиксировано 18 его извержений. В ХХ веке это происходило шесть раз, последний – в 1991 году, после чего осталась лавовая пробка, которую можно видеть и сегодня. Но камчатцы гости продолжают восходить на его вершину. Для этого существуют специальные туристические маршруты, зимние и летние экскурсии. Есть даже такой праздник – День вулкана, который проходит в августе, на него стремятся попасть многие. А для учителей Николаевской школы, как они говорят сами, восхождение к его вершине вулкана каждый раз становится чем-то большим, чем необходимая для здоровья физическая тренировка. Всегда это особое чувство победы над собой.
Ровно пять лет назад, когда Николаевская школа отмечала свое 95‑летие, мы рассказали об этом, а также о том, благодаря чему коллективу удается достичь впечатляющих успехов по многим направлениям (Ирина Димова «Вулканическая педагогика», «Учительская газета» №52 от 25 декабря 2018 года). Педагоги Николаевской школы неукоснительно следуют своему кредо: успехи и профессиональное развитие учителей стимулируют социализацию учеников. Истина проста. Развивается педагог, будет развиваться ученик.
Николаевская средняя школа одна из старейших на Камчатке. Она появилась в Елизовском районе ровно 100 лет назад. Помещения для нее не было, но на сельском сходе решили все-таки начать обучение детей. Тогда дом Герасима Яковлева на улице Советской, который он сдал в аренду, стал школой, и, таким образом, в 1923 году в поселке Николаевка родилось учебное заведение I ступени. В начальной школе было всего 16 учеников, а первой учительнице Г.П.Курищенко, как свидетельствуют госархивы, было на тот момент 40 лет. Но через год Яковлев перевез свой дом в село Паратунка. Под школу было сдано в аренду уже другое жилище.
Также известно, что в 1924 году Петропавловский окружной Совет депутатов трудящихся принял решение передать в село Николаевку для школы… собор, который стоял на месте теперешней площади Свободы в городе Петропавловске-Камчатском. Этот собор был построен еще в 1885 году. Весной его перевезли в разобранном виде через бухту в Николаевку. Шли по большой воде по реке Быстрой на двадцатичетырехтонном кунгасе. Еще один любопытный факт: от берега до места, где установили здание школы, бревна собора помогли доставить на лошадях шефы окружного финотдела.
В 1925 году собор был собран в таком виде, в каком он стоял в городе, только без крестов. За лето здание построили, а в сентябре школа приняла первых учеников. Старожилы рассказывают, что это стало событием для селян и вызвало у них огромную радость, ведь появилось специальное здание для школы. Днем занимались дети, а вечером взрослые. В школе проводились собрания, показывали кино, так как клуба в селе не было. Здание сохранилось до наших дней. Теперь это памятник старины. И далее история школы изобилует впечатляющими фактами и сюжетами.
Да и поселение имеет давнее и интересное прошлое. Николаевка основана русскими переселенцами, прибывшими на Камчатку в середине ХIХ века по указу царя Николая I. Основателями села считаются семьи Черноноговых и Брикаловских, потомки известных фамилий и ныне живут и трудятся на благо родного поселка. Здесь расположен один из старейших храмов Камчатского края постройки конца XIX века.
Сама территория Елизовского района Камчатского края, на которой находится Николаевка, удивительна по красоте и разнообразию географического ландшафта. Здесь расположены 20 из 29 действующих вулканов Камчатки. А их всего в крае, по разным источникам, около 300. Характерные пейзажи рельефа поражают воображение: глубокие каньонообразные долины рек с большим количеством порогов и водопадов. Крутые, почти отвесные склоны гор, горячие источники и кипящие гейзеры, ледники. Бок о бок лед и пламя, рядом такие разные и такие близкие. На Камчатке кажется особенным все, даже малкинская минеральная вода здешнего месторождения, не уступающая по всем параметрам грузинскому боржоми. Не говоря уже об икре разных сортов и видов, о тихоокеанском лососе, его разновидности – чавыче, самой крупной рыбе, средний размер которой доходит до метра, о крабах и других морепродуктах.
Меняющие мир
Сегодняшняя Николаевская сельская школа – современное учебное заведение. В ней 14 учебных кабинетов, прекрасная библиотека, столовая, спортивный и актовый залы, современный компьютерный класс, столярная мастерская, кабинеты психологической, логопедической и медицинской служб. За эти годы в ней сложились свои традиции, сформирован стабильный педагогический коллектив. Николаевская школа имеет статус региональной инновационной площадки и стала аналогичной, но уже на федеральном уровне, организованной на базе Московского городского педагогического университета.
За счет средств гранта, а это свыше пяти миллионов рублей, в школе оборудованы кабинеты естественно-научной и технологической тематики. В 2021 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» появилась «Точка роста». Исследовательские проекты школьников получали высокую оценку на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Неоднократно администрация школы приглашала на семинары для учителей школы ведущих экспертов, ученых, методистов федерального уровня. Не случайно за пять прошедших лет николаевские учителя – представители «вулканической педагогики» опубликовали более 20 статей и издали своими силами четыре сборника методических материалов. Среди них пособия «Семья и школа: опыт сотрудничества и взаимодействия», сборники «Развитие нелинейного мышления педагогов», «Меняющие мир: от идеи к проекту. Опыт проектной деятельности», «Учитель будущего: инновационный опыт и успешные практики».
К вершинам мастерства
Активно вовлекая николаевских учителей в систему повышения квалификации без отрыва от производства, администрации удалось наладить внутри самой школы процесс их профессионального и творческого роста – и коллектива в целом, и каждого отдельного его представителя.
Вероятно, и этот фактор сыграл роль в том, что градус интереса педагогов школы к участию в самых разных профессиональных конкурсах постоянно повышается. Примечательно и другое: они, как правило, побеждают, получают призовые места и высокие награды.
Ольга Муравьева, директор Николаевской школы, стала в 2021 году финалистом Всероссийского конкурса «Директор года». За пять прошедших лет в школе появились еще два победителя и шесть лауреатов конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями общеобразовательных организаций, реализующих программы начального, общего, основного общего и среднего общего образования. За разработку и внедрение инновационных технологий, проектов, способствующих развитию образования в Камчатском крае, в 2022 и 2023 годах премии получили Виктория Скрипникова, Алена Минина, Юлия Скиданова. А в 2019 году Светлана Луденкова победила на краевом конкурсе среди логопедов Камчатского края.
В 2022 году в номинации «Взаимодействие образовательной организации и семьи» Татьяна Ревенок и Виктория Скрипникова одержали победу на Всероссийском конкурсе «Воспитать человека». Директор школы, ее заместители, группа учителей были отмечены наградами на конкурсе «Флагманы образования. Школа». Полуфиналистами стали Ольга Муравьева, Светлана Локтева, Анна Саватеева, Алена Давиденко, а в число лидеров финала вошли Инна Соколова, Татьяна Ревенок, Виктория Скрипникова и Алена Минина. И в том же году Николаевская школа снова отличилась на многих региональных конкурсах, таких как «Год учителя закончился, век учителя настал» (инициатор – партия «Единая Россия»), «Хранители русского языка», «Команда большой страны».
Надо отметить, что николаевские учителя не только сами успешно соревнуются в профессиональных состязаниях, но и проявляют неуемный интерес к главному конкурсу страны – «Учитель года России» – и ко всему тому, что происходит после него. Заместитель директора школы Инна Соколова на протяжении многих лет входит в состав жюри федерального этапа конкурса, а Виктория Скрипникова, его лауреат в 2019 году, возглавила региональное отделение Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года».
Мощный конкурсный запал николаевских педагогов, постоянная потребность обращаться к высоким образцам в профессии привели их к мысли пригласить на Камчатку абсолютных победителей, лауреатов, одним словом, талантливых учителей и провести с их участием форум для учителей края. Им это удалось. И уже дважды. Три года назад благодаря финансированию со стороны администрации Елизовского района Камчатского края, на сей раз за счет средств гранта, полученного от Росмолодежи.
Первый форум прошел весной 2020 года, когда мы наблюдали, как «…над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея бирюзой и аквамарином, кроткое вечернее весеннее небо» (Александр Куприн). Осенняя палитра живописных подножий сопок, вулканов, Авачинской бухты оказалась не менее прекрасной и волнующей, чем все то, что происходило с нами в течение всех дней пребывания здесь.
На Камчатке насчитывается более 240 видов птиц, но среди них нет пеликанов, что и понятно, ведь они водятся в умеренных тропических поясах на всех континентах, кроме Антарктиды. Но благодаря коллективу и организаторскому таланту Ольги Владимировны Муравьевой, директора Николаевской сельской школы, на полуостров стали прилетать учителя, именуемые «пеликанами». На этом форуме они представляли разные российские города и села – от Москвы до Хабаровска. «Пеликанья» стая состояла из молодых и зрелых учителей, которые участвовали и побеждали на конкурсах «Учитель года» начиная с 90‑годов и по сей день: Артур Заруба (1992), Олег Парамонов (1993), Екатерина Филиппова (1996), Елена Букша (1996), Елена Давыдова (2001), Алексей Овчинников (2011), Ирина Филиппова (2013), Рима Ронжина (2015), Ирина Васильева (2016), Виктория Скрипникова (2019), Светлана Видакас (2019), Алена Минина (2020), Михаил Гуров (2020), Антон Гомозов (2020), Аслан Кашежев (2022), Сергей Валюгин (2023) и другие… Их выступления по самым разным темам – от Пушкина до цифровых технологий, от Отечественной войны 1812 года до эмоционального интеллекта – вызвали у зрителей-коллег живую и благодарную реакцию. Каждый мастер-класс был похож на мини-спектакль, сценаристом, режиссером, актером которого становился высокопрофессиональный педагог, наделенный множественными талантами и способностями.
На круглом столе с участием министра образования Камчатского края Александры Юрьевны Коротковой мы не просто говорили о конкурсном движении и о том, как оно влияет на привлекательность профессии учителя, но попытались обозначить ключевые стимулы и мотивы участия в нем, механизмы активизации интереса учителей Камчатки к конкурсу как важному педагогическому явлению. На этой встрече были приятные сюрпризы – Александра Юрьевна вручила спикерам форума благодарственные письма.
Помимо мастер-классов и методических мастерских у «пеликанов» было немного времени для знакомства не только с педагогическим сообществом Камчатки, но и с удивительным краем. Нам удалось посетить Халактырский пляж с черным вулканическим песком, где каждый смог прочувствовать мощь и силу Тихого океана, а также отправиться на морскую прогулку по Авачинской бухте, одной из крупнейших бухт планеты, способной вместить в себя весь мировой торговый флот.
Участники форума полюбовались визитной карточкой Петропавловска-Камчатского – скалами Три брата, а также увидели лежбище сивучей, морских львов Стеллера, которым пришлась по вкусу игра на трубе главного редактора сетевого издания «Учительская газета» Никиты Чудина.
Послесловие
Все-таки правильно говорят, что ничего не бывает случайным. Вот и эти два события – второй форум «Камчатка встречает «пеликанов» и празднование столетия Николаевской школы – тому подтверждение. Они совпали по важным ценностным параметрам и проходили в одном знаковом по времени пространстве – в Год педагога и наставника. Уже скоро, 1 января наступающего года, эстафета перейдет к недавно объявленному Президентом РФ Году семьи.
Через несколько дней в Николаевской сельской школе состоится большой праздничный концерт, посвященный юбилею. Здесь соберутся учителя, ученики, родители, коллеги из других школ, жители села. Некоторые моменты подготовки к нему, будучи на форуме и посетив школу, мы застали: услышали музыку, доносящуюся из актового зала. Репетиции учителей продолжаются и сменяются репетициями детей, рассказала мне несколько дней назад по телефону Инна Анатольевна Соколова, заместитель директора школы. В коридорах детвора оттачивает танцевальные номера, а из кабинетов слышны звуки юбилейных песен. Вечером подключаются мамы и папы, бабушки и дедушки, они придумывают оригинальные мастерские, новый репертуар осваивают вокальные группы выпускников.
Юбилейный, 2023, год для всех николаевцев стал большим праздником. По заранее составленному учителями, учениками и родителями плану работает школьная ассамблея. Важные события – день здоровья – 100‑метровка, юбилейная осенняя ярмарка, акция «100 пятерок» и другие – проходят, разумеется, под знаком столетия школы. И шоколадки изготовили с логотипом «Нам 100 лет!». А сколько сюрпризов приготовлено для торжества!
С праздником, с вековым юбилеем вас, дорогие друзья! Живите долго! Творите, созидайте, умножайте добро, несите свет и радость вашим ученикам. Это делали ваши предшественники, а вы, достойно храня лучшие традиции, предложили свою современную модель успешной школы. Идите вперед, достигайте новых вершин! Пусть в этом помогают сила духа и величие вулканов, у подножия которых вы живете и трудитесь, а также мощь самого глубокого на планете Тихого океана. И конечно же, пусть чаще на Камчатку прилетают «пеликаны» – наши самые лучшие и самые одаренные учителя России. Мечтаю продолжить серию статей о «вулканической педагогике» и вместе с вами встретить грядущие юбилеи, форумы, фестивали. До новых встреч!
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, президент Общероссийской организации лидеров образования «Учитель года»
Комментарии