Дагестан, особенно горная его часть, – уникальный уголок Северного Кавказа, вызывающий огромный интерес у историков, археологов и этнографов. На сегодняшний день в республике насчитывается около 350 исторических и культурных памятников, охраняемых государством, и не менее 300, охраняемых по местным обычаям и традициям. Высоко в горах сохранились развалины средневековых мечетей, древних крепостей, сторожевых и боевых башен. До сих пор археологи находят здесь редчайшие экземпляры оружия, предметы быта и украшения, изготовленные еще до нашей эры.
Нестандартные уроки
На учебно-методических сборах в Кидиринской школе Цунтинского района, прошедших в рамках межведомственной гуманитарной акции «Добрая воля», организованной Пограничной службой ФСБ России, я познакомился с очень интересным человеком, увлеченным своим делом. Роза Мусаевна Магомедова – бывший учитель истории Тлядальской средней школы, ныне сотрудник кафедры «История Дагестана» Дагестанского государственного педагогического университета.
В свое время многие дагестанские ученые интересовались нестандартными уроками Розы Мусаевны. Роза Магомедова работает над кандидатской диссертацией на тему «Капучинское вольное общество», посвященной истории капучинской народности. Кроме этого, Роза Магомедова – непосредственный участник археологических раскопок в районе Бежтинского могильника, что в нескольких километрах от ее родного села. Кстати сказать, местонахождение могильника установлено в 1956 году. Когда-то профессор, академик Гаджи-Али Даниялов, написавший много научных трудов, сказал Розе Магомедовой, что она потомок амазонок. Роза Мусаевна подумала, что академик шутит. Но в каждой шутке, как известно, есть доля истины.
– Мы вели раскопки с учениками и собрали достаточно богатый археологический материал, – рассказывает Роза Мусаевна. – Нашли захоронение. Что любопытно, захоронение не горизонтальное, а вертикальное. На женском скелете были бусы, датируемые первым веком нашей эры. К сожалению, бусинки сохранились не в очень хорошем состоянии. Рядом с останками мы нашли меч. В древности в горах Дагестана обитали отряды воинственных женщин, их приглашали на службу грузинские цари. Это подтверждают и древние исторические документы. У каждой женщины было свое боевое оружие, это говорит о том, что Грузия вела постоянную войну с другими племенами и народами. В Бежтинском могильнике находили наконечники копий и стрел, нагрудные балдахины, нагрудники лошадей с различными изображениями.
Легенда или быль?
В Дагестане распространена легенда о всаднике, который вез народам мира языки. В его мешке их было множество. Перескакивая через горы, усталый конь споткнулся, а мешок случайно зацепился за скалу. Вниз по каменистым склонам и уступам покатились языки и достались местным жителям, каждому селению – свой. Дагестан можно назвать не только страною гор, но и страною языков, ведь народности Дагестана насчитывают более 70 наречий.
Роза Магомедова, как драгоценные находки, собирает народные песни, обряды и легенды.
– В прошлом году в наших краях работали специалисты Московского института лингвистики, – рассказывает она. – Не знаю почему, но их очень заинтересовала легенда о снежном человеке. Ее несколько раз рассказывала моя бабушка, которой сейчас 109 лет. Свой рассказ она подтверждала фактами, называла конкретные имена. Бабушкина история мне долго казалась сказкой. Но однажды я купила книгу известного историка-краеведа, заслуженного учителя России Булача Гаджиева, в прошлом году ушедшего из жизни. В его трудах я нашла описание снежного, или, по-другому, острогрудого, человека, совпадающее с описанием моей бабушки. Бабушка мне показывала горы, где нашли снежного человека.
Роза Мусаевна бывала на тех вершинах, фотографировала местность, сегодня там проходит летняя дойка коров и готовится сыр. Я с неподдельным интересом слушал историю, которая произошла в здешних краях в самом начале XX века.
Однажды две женщины пошли в горы за хворостом. Когда они уже собирались домой, та, что шла впереди, услышала крик подруги. Обернулась – ее уже нет. Женщина звала ее, искала, но все напрасно. Вернулась в аул и рассказала о том, что случилось. Все селение поднялось на поиски пропавшей женщины, но несчастную так и не нашли.
…Через два года трое охотников пошли охотиться на горных козлов. Чтобы попасть в место охоты, нужно было два дня добираться на лошадях. Охота прошла удачно, мужчины подстрелили горного козла, но возвращаться домой было уже поздно, они развели костер, устроились на ночлег. По очереди сторожили добычу. Один из охотников обомлел, когда среди ночи увидел, что к костру приближается что-то похожее на медведя, но стоящее на двух ногах. Не успел охотник опомниться, как существо взвалило на себя охотничью добычу и исчезло во тьме. Охотник выстрелил вслед. Утром, когда рассвело, охотники увидели на снегу кровавые следы и пошли по ним. Следы заканчивались у обрыва. Один из охотников заметил внизу у речки силуэт женщины. Стали кричать, звать ее, но женщина не услышала. Тогда один из мужчин достал осколок зеркала и стал пускать солнечные зайчики ей в глаза. Женщина увидела людей. «Смотрите, это же моя пропавшая двоюродная сестра», – воскликнул один из горцев. Охотники спустились, женщина пошла им навстречу. Она рассказала о том, что ее похитил снежный человек, весь заросший густой шерстью, длиннорукий и острогрудый, что недавно он уснул в пещере, раненный в ногу. Охотники пошли по узкой тропинке за женщиной. То, что они увидели в огромной пещере, потрясло их. В полумраке шевелились два маленьких детеныша, они были похожи на отца, тоже заросшие густой шерстью. Снежный человек лежал на шкурах, рядом с ним – куски мяса, оставшиеся от горного козла. Охотники сказали женщине, что пристрелят этого «монстра». Она взмолилась, чтобы не убивали детей. Охотники залпом выстрелили в голову снежному человеку и убили его. Забрали детей и стали возвращаться в аул. По мере того как они спускались с гор, маленьким «снежным человечкам» становилось плохо, они сильно потели, им было трудно дышать.
Бабушка Розы Мусаевны помнит, хотя и была в то время еще очень маленькой, как в тот день собрались все жители аула, в арбу положили два волосатых комочка и увезли в неизвестном направлении, а потом дошел слух, что детеныши умерли в дороге…
Люди разделились на «своих» и «чужих»
Но вернемся в день нынешний. Интересуюсь у Розы Магомедовой, как обстоят школьные дела в ее родных краях, как живут люди. По словам учителя истории, Тлядальская школа в плачевном состоянии, то же самое можно сказать и о материально-технической базе. В этом году на ремонт школы выделили всего пять тысяч рублей. Роза Магомедова, когда работала в школе, оформляла кабинет истории на свои средства, создавала музей. Беда в том, что сегодня не чувствуется поддержки со стороны властей всех уровней. Некогда единое селение, в котором жили пять тухумов, то есть родов, постепенно превратилось в населенный пункт, где главенствует единственный тухум, в переводе с местного наречия означающий «возвышенный». Одна половина села не разговаривает с другой его половиной, отец с матерью не разговаривает, брат – с братом. Люди разделились на «своих» и «чужих». Из-за чего? В основном, конечно, из-за низкого социально-экономического положения отдаленных районов. Достойной работы найти невозможно, все рвутся занять высокую должность, чтобы обеспечить семью. В маленькой сельской библиотеке три работника, а читателей днем с огнем поискать. Неугодных людей, в том числе и учителей, стараются уволить, понизить в должности. Ничего не могут с этим сделать даже имамы, старейшины. Духовных лидеров нет, традиции нарушены. Люди стали жить по принципу «это мой человек, это – твой».
С грустью покидал я Кидиринскую школу. Прощаясь с Розой Магомедовой, пожелал ей успешной защиты кандидатской диссертации, посвященной истории родного народа, и всего самого наилучшего.
Фото автора
Цунтинский район, Республика Дагестан
Комментарии