Творчество. Оно удивительно и разнообразно. Многогранно, оригинально, искусно. Доступно и просто, ведь творить могут все.
Творит природа, создавая самые немыслимые формы, расцветки, вкусы и запахи. Творят насекомые, возводя дворцы из миллионов частиц-кирпичиков. Творят животные и птицы, обустраивая жилище для себя и своего потомства. Творит человек, часто даже не понимая всей полноты значения такой деятельности.
Сама наша жизнь – это акт творчества, а смыслом этой жизни выступает постоянное движение человека по лестнице самопознания и самовыражения. Все мы учимся отражать себя в объектах окружающего мира. Ребенок, играющий в песочнице, лепит постигаемые сознанием формы; подросток, расписывающий стены граффити, отражает на них часть своего «я»; молодой программист с помощью компьютера моделирует свою реальность, успешный экономист планирует будущее финансовой империи, опытный политик воспитывает команду молодых единомышленников – все это способы самовыражения, меняются только средства. Создавая, человек учится беречь и уважать созданное другими, работать сообща, слышать чужое мнение. На этом пути компьютер для человека становится многофункциональным средством самовыражения, позволяющим преобразовать свою энергию в творчество с существенной экономией ресурсов. А тот, для кого работа и творчество слились в одно, может чувствовать себя действительно счастливым человеком.
Я не открою Америку, если скажу, что работа в школе предоставляет большой простор для творчества. Однако сегодня, в нашу перенасыщенную информацией эпоху, оно может стать просто спасением для тех учителей, которые хотят сохранить любимую работу и идти в ногу со временем. Применение компьютерных технологий на уроке может вскоре стать необходимостью, особенно для сельских школ, доступ которых к информации ограничен. Я работаю в такой школе четвертый год и все это время рассматриваю различные способы использования ИКТ в образовательной и воспитательной деятельности. Два года назад у нас появилось необходимое оборудование (ноутбук, проектор, экран), а вместе с ним и возможность активного применения ИКТ. Наиболее часто используются программы для создания презентаций, фильмов, мультфильмов и сайтов, работа над которыми одинаково интересна учителю и ученику. Такая форма взаимодействия очень полезна для обеих сторон образовательного процесса, она позволяет найти новые точки соприкосновения, повышает взаимопонимание, учит взаимопомощи.
С курсами Microsoft серии «Партнерство в образовании» я познакомилась недавно и считаю их большим подспорьем для любого учителя, в особенности для того, у кого нет информационного профиля. Я, например, наиболее комфортно чувствую себя в теме «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», поскольку занимаюсь ими с учениками на спецкурсе «Интернет-технологии в проектной деятельности». Кроме того, я осуществляю руководство информационным центром нашей школы, который выпускает школьную газету, разрабатывает информационные материалы для уроков и мероприятий – в общем, занимается творчеством с помощью компьютера. Темы «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка» и «Основы компьютерных сетей» просто необходимы педагогу, если он собирается работать в компьютерном классе, поскольку администраторы имеют свойство со временем становиться виртуальными или недоступными. Следующим шагом для себя ставлю освоение Visual Basic и других способов программирования, поскольку отстаю в этом плане от своих учеников. Все материалы курса доступно изложены, информативны и функциональны, очень удобны приложения на дисках, поэтому я считаю очень полезным их использование в своей работе. Было бы хорошо, если бы подобный курс был разработан для учеников начальной школы, поскольку, работая с такой группой, я столкнулась с нехваткой методических пособий.
Многие учителя считают, что значение применения ИКТ в школе сегодня сильно преувеличивают, но о причине и необходимости этого я сказала в самом начале. И учитель, и ученик стремятся к самовыражению, а лучший способ сделать это вместе – это творчество. Спасибо за еще одну возможность творить!
Марина НИКОАРЭ, учитель экономики, педагог-организатор Федотовской школы, Волгоградский район, Волгоградская область
Комментарии