search
main
0

Следующая планка – народный учитель. Когда директор нацелен на успех, коллектив просто обязан стать успешным

Жариковский сквер – известное место во Владивостоке. В самом, считай, центре города и одновременно в очень тихом уголке стоит стела в память о пассажирах и экипаже советского самолета, сбитого американским истребителем в 1953 году. Чисто, зелено… Жильцы соседних домов хорошо знают: над сквером шефствуют ученики средней школы №28, расположенной совсем рядом. И не номинально – раз в год субботник и линейку провести, а всерьез, несколько лет назад даже добились проведения благоустройства: здесь восстановили тротуарную плитку, поставили скамейки и ограждения от автомобилей. Активные, любящие свой город ученики в 28‑й школе. А по-другому и быть не может. Светлана СОКОЛОВА, 16 лет руководящая этим учебным заведением, своим стремлением к развитию, к совершенствованию давно зара­зила и педагогический коллектив, и учеников.

Когда-то очень давно школьница Света сказала своим родителям, немало их изумив: «Я вырасту и буду народным учителем и директором школы!» Ну высокое звание у Светланы Викторовны еще впереди, а вот директором, говоря официально, Центра образования с углубленным изучением иностранных языков она уже является.- К тому моменту, когда я оканчивала школу, у меня был большой выбор: я могла стать учителем математики, учителем русского языка и литературы, но я хорошо знала английский и поехала из родного Бийска в университет Кемерова на факультет романо-германской филологии, – рассказывает Светлана Соколова. – А диплом получила уже во Владивостоке, сюда я приехала вместе с мужем и доучивалась в ДВГУ. После окончания учебы мне как краснодипломнице предложили преподавательскую работу в Комсомольске-на-Амуре, но я предпочла работу в школе во Владивостоке. И ни о чем не жалею.- Реальная работа учителем вас не испугала?- Нет. У меня и практика была очень удачной, проходила в школе №17. Кстати, моя завуч в школе №28 была семиклассницей в школе №17 как раз в ту пору, когда я проходила там практику! Представляете?В профессии Светлана Соколова реализовалась на все сто: победила в городском конкурсе «Учитель года», дошла до финала в краевом… И ученики уважали, и коллеги. А в начале нулевых в Ленинском районе Владивостока объявили конкурс «Хочу быть руководителем».- Я приняла участие, – говорит Светлана Викторовна, – представила свой проект работы школы… Заняла первое место! И через некоторое время мне в июне 2002года позвонили и предложили стать директором школы №28. Я сначала сказала да, потом засомневалась и сказала нет, потом опять согласилась, словом, металась, что было, то было. Но в итоге решила: надо попробовать создать ту школу, о которой я мечтаю. Меня поддержали муж, дочь, близкие люди. Да, директор – это гораздо меньше свободного времени и гораздо больше ответственности. Но мы это хорошо понимали и были уверены, что наша семья выдержит. Так оно и получилось.- Директор школы – это все же определенная свобода в том, что ты делаешь. Разумеется, в своей правоте тебе еще нужно убедить коллектив, с которым ты работаешь. Вам было сложно?- Мне было 40, когда я пришла директором в эту школу. И да, мне пришлось и себя доказывать, и свою правоту… Ушло на это примерно полгода. Хотя я никого не увольняла, кулаком не стучала, но вносила новшества, доказывала их необходимость. Кто-то принял, кто-то понял, кто-то потом просто привык. Сегодня коллектив школы – это единомышленники. И никак иначе.Школа №28 в 2002году была самым обычным муниципальным образовательным учреждением. Как говорится, ни рыба ни мясо. Сегодня это одна из самых престижных школ Владивостока и, по сути, единственная в Приморье, где изучают корейский язык как обязательный предмет.- Как только я пришла в школу, мы стали искать свою нишу, – вспоминает Светлана Соколова. – Я много перебрала: может быть, сделать упор на информационные технологии? Даже сходила в ДВПИ, вела переговоры… Потом мы думали начать преподавать экономику. Но все оказалось не то. А затем подумала про английский, ведь это же мое, это понятно и всегда актуально. Сначала в 2005году мы открыли три класса, а в 2007‑м прошли аккредитацию и стали школой с углубленным изучением английского.А потом в эту самую дверь моего кабинета в один осенний день постучался мужчина, кореец, который сказал, что хотел бы в нашем актовом зале вести кружок игры на корейских барабанах для студентов ДВГУ. И нам от этого будет польза – они организуют кружок по изучению корейского языка. Я дала согласие. Вот так и началось в нашей школе изучение корейского, и сегодня мы (с 2015года) уже стали Центром образования с углубленным изучением иностранных языков.- Вам ведь пришлось решать не только стратегические вопросы, такие как поиск ниши для школы, но и тактические, самые бытовые, ведь здание школы отнюдь не новое, ему уже чуть ли не полвека…- Да. Я как-то в начале директорства подумала, что если бы пришла в эту школу до того, как дала согласие ее возглавить, просто зашла бы посмотреть, какое хозяйство мне попадет в руки, то вряд ли бы согласилась стать ее директором, – смеется Светлана Викторовна. – Приводить в порядок просто с точки зрения хозяйственной пришлось многое. Мы даже своими руками вместе с учениками, родителями, нашими партнерами построили спортзал на месте бывших мастерских. Большой, красивый!В 2008году мы заключили первый договор с двумя школами Республики Корея – сначала для ребят старших классов, а потом и для средних. И когда мы впервые поехали в Корею (а до этого я уже побывала в школах США), стало понятно, что менять надо в инфраструктуре очень многое… В общем, занялись всерьез. А когда в 2013‑м я стала победителем конкурса «Директор школы», то побывала и во многих регионах России, посмотрела… Да, главное, что не только я ездила! Своих педагогов направляла в Калининград, в Санкт-Петербург, в Самару – к тем директорам, с которыми участвовала в конкурсе. И везде мы замечали какие-то идеи для интерьера, для наполнения школы, которые пытались применить у себя. Вот у нас в коридорах стоят диванчики. Удобные, приятные, чуть домашние даже. На стенах – полочки с книгами. По-моему, ни в одной школе такого больше нет.Конкурсы – это для Светланы Соколовой «наше все». Она, как уже упоминалось, победила в 2013году во Всероссийском конкурсе «Директор школы». В 2017году школа завоевала «серебро» во II Всероссийском конкурсе «Успешная школа». И еще, и еще…- Я считаю, что учитель не имеет права просто отсиживать часы, он должен постоянно расти и достигать неких высот, а значит, участвовать в конкурсах, – говорит Светлана Викторовна. – Конкурс дает развитие, обогащает педагогический опыт так, как и годы работы порой не смогут. Я не заставляю, не настаиваю, но просто за 16лет сложился у нас такой коллектив, каждому члену которого интересно развиваться! Можно сказать, буквально заразила свой коллектив участием в разных конкурсах. Кстати, в этом году в рамках конкурса «Директор школы» были организованы как бы мини-конкурсы для старых участников. И мы победили в одном из них, в итоге заключив договор с фондом «Интеркультура». И уже в этом году во Владивосток приехал и жил две недели в семье нашего ученика и учился в нашей школе мальчик из Италии. А в будущем учебном году на более длительный срок, на три месяца, приедут три ученика из Боснии, Словении и Италии. Как интересно! Возможно, мы и на год будем принимать студентов из других стран.- Участие в конкурсах вас окрыляет?- Конечно! Столько общения с коллегами по всей стране! А самое главное – на конкурсы я везу своих учителей, завучей… Они побывали даже в разных странах – в Швеции, Эстонии, про российские школы и не говорю. Да мы без такого общения уже жить не можем, поэтому и пригласили к себе в этом году Лилию Мухаметшину из компании Educare, которая очень много рассказала нам о сингапурских технологиях образования. Они отлично ложатся на преподавание иностранных языков! Кстати, с этой методикой наш учитель Юлия Крутько стала финалистом конкурса «Учитель года».- Вы многое из этого внедряете в своей школе?- Да, иногда мне даже говорят, что, мол, к чему вся эта иностранщина, у нас своих методик достаточно… Но я уверена, что лучшее надо обязательно впитывать и использовать! Вот у нас в школе каждый понедельник общая линейка, мы поем – все! – гимн, объявляем слово недели: «доброта», «патриотизм», «гордость за школу», «уважение»… Эту идею я подсмотрела в США. А кстати, в основе своей сингапурские методики опираются на разработки Льва Выготского…В начале учебного года на стене школы – на втором этаже – появятся четкие формулировки: миссия школы, цель школы, девиз школы. Это тоже было подмечено в одной из поездок. По-моему, очень правильно. Знаете, там будут такие слова: «Мы еще не совершенство, но мы к нему стремимся», и это вот очень в точку. Про нас – про мою школу и про меня.- У вас очень интересные программы социального партнерства, уникальные.- Да, мы тесно работаем с компанией «Тойота Саммит Моторс». Мы очень гордимся теми уроками технологии, которые эта компания проводит для наших мальчиков. Знаете, когда с ребятами работают бизнес-тренеры из такой серьезной компании, когда они проходят настоящую практику на этом предприятии, получают сертификаты, это повод для гордости.И с попечительским советом у нас полное взаимопонимание. В нашей школе в конце года вручаются именные стипендии, подать на нее заявку может любой, хоть первоклашка, равно как и выиграть, если предложенный учеником проект окажется интересным. Так вот, эти стипендии – идея, которую придумали члены попечительского совета и воплощают в жизнь, с каждым годом увеличивая количество стипендиатов. 5000рублей получает единовременно ученик, и знаете, как такой наградой гордятся? А когда председатель нашего попечительского совета идет по школе, на нее не смотрят недоуменно, мол, кто это, а, наоборот, бегут навстречу со всех ног, рассказывают, что нового… Мы развиваемся, стараемся. Что еще придумаем, не знаю, но уверена, что придумаем.Работа учителя – это не просто дать знания, это ведь еще и воспитание. С этим утверждением Светлана Викторовна согласна на все сто. Знания – это обязательно, но далеко не только процессом учебы жива и сильна школа, уверена она. Именно поэтому всегда охотно разговаривает со своими учениками на классных часах, да и просто во внеурочное время, на отвлеченные темы.

– В прошлом году я выпустила 11‑й класс, взяла пятиклашек, в этом году беру и начальную школу. И чем взрослее становятся ребята, тем чаще я беседую с ними именно на философские темы. В прошлом учебном году мы участвовали в конкурсе «Успешная школа», и я провела среди ребят анкетирование, считают ли они себя успешными учениками, какой будет школа будущего, чего им не хватает в школе сегодня… И многие отмечали, что им нужны беседы на философские темы. «Мало с нами учителя разговаривают!» – отмечали ребята. Так что я стараюсь никогда не забывать о воспитании. В этом году на выпускном я сказала своим одиннадцатиклас­сникам: «Любите жизнь, как люблю ее я, любите английский, как люблю его я, потому что он открывает горизонты, любите путешествовать, любите свою семью и дорожите ею. И будете счастливы…»

«Принципы успеха» от Светланы СоколовойВыбирая школу для первоклассника, мамы и папы, во-первых, интересуются педагогическим коллективом. У нас стабильный, молодой, хорошо подготовленный коллектив. Во-вторых, безопасные, комфортные условия пребывания в школе. У нас они тоже есть. Мои принципы подбора кадров просты. Я считаю, что в школу должны идти в первую очередь люди творческие, способные, как бы высокопарно это ни звучало, на подвиг (потому что не так быстро и не так просто в школе достигается материальный комфорт, заработная плата прямо пропорциональна желанию работать и активности педагога). Чего я не признаю в педагогической работе? Лень, опоздания и прогулы, а также равнодушие к жизни школы.

Только на сайте «УГ»!

Об опыте достижения успеха центром образования №28 с углуб­ленным изучением иностранных языков Владивостока читайте в рубрике «Технологии «Успешной школы»: http://www.ug.ru/method_category/243.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте