“Жизнь и роли”. Таков подзаголовок книги “Иннокентий Смоктуновский” (“Искусство”, 2001 г., автор-составитель Виктор Дубровский). Книга построена как “документальное повествование о жизни артиста, рассказанное им самим, его друзьями и коллегами”. В издании широко используются документы из государственных и личных архивов, воспоминания о И.М.Смоктуновском, взятые из разных публикаций, а также написанные специально для книги.
Масштаб личности актера, которому посвящена книга, не нуждается в комментариях. Тем сложнее, конфликтнее была задача, стоявшая перед создателями книги: составить целостный портрет актера из фрагментов множества высказываний о нем. Выбор способа повествования – одна из притягательных особенностей этого издания. Разнообразные, часто контрастные по смыслу впечатления, оценки того или иного события, факты в творческой жизни Смоктуновского соединены автором книги В. Дубровским в своеобразном “монтаже”. Это открывает, помимо общей, хронологической канвы рассказа, еще один его план: желание предложить читателю возможность самому проанализировать и ощутить судьбу незаурядного человека, необыкновенного артиста, во времени и среди людей.
Традиционный способ монографического исследования был бы менее убедителен, менее выразителен. И.М.Смоктуновский в необычной степени глубок, неожиданен, гениален. Дать читателю понять, в чем и как это проявлялось, лучше всего из столкновения точек зрения тех, кто окружал Смоктуновского, тех, кто с ним работал. Так обнаруживается естественное разнообразие в восприятии сложной личности артиста, в реакциях других на его характер, образ мышления, представления о творчестве.
Необходимое равновесие в композицию рассказа о И.М.Смоктуновском вносит звучание “голоса” самого артиста, возникающего из его размышлений, бесед, интервью, статей. Как всякая крупная, одаренная личность, И.М.Смоктуновский в большей степени сам формировал жизненное и творческое пространство вокруг себя, “достраивая” объективно существующее своей необыкновенной индивидуальностью. Помимо внешних проблем, его настигали и внутренние кризисы, он сам себя временами не узнавал и не однажды задавал себе вопрос: “Кто ты?”
Не менее интересно, что в книге В. Дубровского действует и другое коллективное “лицо” – факты и обстоятельства судьбы Смоктуновского. В последовательном чередовании этапов биографии артиста (“Военная юность”, “Театральные странствия”, “Время поисков самого себя”…) выражено содержание целой эпохи в истории страны. Проступают краски и подробности тяжелой, остро драматичной судьбы Смоктуновского, которая пощадила в главном – не погиб на войне, а в остальном терзала и мучила, не считаясь ни с чем. Из сопоставления различных событий, от скрещения многих измерений жизни складывается облик артиста, живой, противоречивый, исполненный движения. Автор книги “Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли” сумел избежать искушения впасть в однообразную восторженность.
Елена ЮСИМ,
кандидат искусствоведения
Комментарии