Представители Совета молодых педагогов Санкт-Петербурга и Ленинградской области стали участниками творческого вечера «Урок длиною в жизнь» заслуженного учителя Российской Федерации и почетного гражданина Санкт-Петербурга Ларисы ЛИСТОВОЙ.
«Антракт – это антракт!» – звучит голос президента фонда «Петербургское наследие и перспектива» Галины Александровны Ефимовой в Театре юного зрителя имени А.А.Брянцева. Через несколько секунд в зале зажигается свет, и десятки людей начинают двигаться, но не в сторону буфета, а к первому ряду, где сидит главная героиня сегодняшнего вечера – учитель начальных классов Второй Санкт-Петербургской гимназии Лариса Листова.
Среди тех, кто спешит поздравить Ларису Александровну и сделать совместную фотографию на память, школьники разных возрастов, взрослые, которые учились у педагога десять, двадцать или даже тридцать лет назад… Многие из них уже успели отвести к знаменитому учителю собственных детей. С благодарностями и словами поддержки к почетному гражданину Санкт-Петербурга обращаются коллеги – учителя со всего города и Ленинградской области.
В центре всеобщего внимания Лариса Александровна смотрится органично. Она покоряет зрителей чувством собственного достоинства и обаянием, свойственным не столько педагогу, сколько монаршей особе. В шуме приветствий, радостных разговоров и звуков фотосъемки невольно начинаешь ловить себя на мысли, что именно так общество и должно относиться к учителям – с глубоким уважением, восхищением, заботой и даже легким трепетом.
Особенно интересно следить за лицами и взглядами молодых педагогов, обступивших героиню вечера. Кажется, что все они старательно ловят каждое слово, звучащее из уст Ларисы Александровны. И это один из немногих примеров, когда молодость так искренне внимает опыту. Находящимся в ТЮЗе учителям, конечно же, хочется обладать таким же непререкаемым и неоспоримым авторитетом, поэтому секрет успеха Ларисы Листовой интересен любому.
Сама Лариса Александровна признается, что сначала хотела выбрать другую социально значимую профессию, связав свою жизнь с медициной. Однако затем наступил период переосмысления, окончившийся поступлением в некрасовское педагогическое училище №1. В 1975 году будущий заслуженный учитель Российской Федерации начала работать в школе №290 Красносельского района Санкт-Петербурга. Еще через 14 лет Лариса Листова перешла во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где до сих пор остается педагогом начальных классов. За 45 лет стажа число выпускников Ларисы Александровны достигло 600 человек, а в этом году ей вновь достались первоклашки.
Ответственное отношение к своим обязанностям, активность и целеустремленность помогли Ларисе Листовой добиться впечатляющего списка достижений: отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, призер конкурса «Женщина года» в номинации «Образование», почетный гражданин Санкт-Петербурга, и это без перечисления многочисленных побед в различных профессиональных конкурсах…
Среди почетных граждан российских городов вряд ли наберется много учителей начальных классов, тем более действующих, практикующих. Показательно само присутствие Ларисы Листовой в ряду таких личностей, как Дмитрий Лихачев, Ольга Берггольц, Иосиф Бродский, Алиса Фрейндлих и Даниил Гранин. Об особом положении образования в жизни города во время открытия творческого вечера говорила одна из обладателей звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» – Тамара Николаевна Москвина, заслуженный мастер спорта СССР: «Среди почетных граждан <…> знаменательно иметь учителя».
В этот же вечер Лариса Листова получила еще одну награду – медаль «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Почетный знак под всеобщие аплодисменты вручала Елена Владимировна Владимирская, первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Со словами благодарности к Ларисе Александровне и организаторам творческого вечера – фонду «Петербургское наследие и перспектива» обратился и первый заместитель председателя Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования Иван Кайнов.
Иван Васильевич зачитал поздравление председателя организации Владимира Николаевича Кузнецова, в котором отмечалась принципиальная позиция героини вечера по отношению к богатым традициям отечественного образования. Своей работой Лариса Александровна доказала, что качественное обучение возможно лишь при использовании опыта своих предшественников и высоком уровне культуры педагога.
Во второй части творческого вечера зрителей ждало необычное прочтение гоголевского «Ревизора» в формате мюзикла. «Инкогнито из Петербурга» поднял настроение зрителям и удивил внезапной актуальностью некоторых реплик персонажей, которые касались организации работы медицинских учреждений.
Однако вернемся к антракту, во время которого молодые педагоги воспользовались возможностью немного пообщаться с Ларисой Александровной. Наверное, стоило ожидать, что начинающие учителя станут задавать многочисленные вопросы, просить поделиться с ними профессиональными секретами, хитростями, но в реальности все произошло по-другому.
Очень быстро инициативу в разговоре взяла Лариса Александровна. Педагог-наставник начала предлагать своим коллегам различные варианты дальнейшего взаимодействия. Например, прозвучала идея о совместной с Советом молодых педагогов подготовке учителей к профессиональным конкурсам. После этого Лариса Листова пригласила всех присутствовавших посетить свои занятия, отметив, что педагога прежде всего необходимо видеть в деле.
Уже после окончания творческого вечера, завершившего XVIII фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга», мы связались с Ларисой Александровной, чтобы обсудить роль наставничества и выяснить, что мотивирует заслуженного учителя Российской Федерации тратить свои время и силы на взаимодействие с молодыми педагогами, почему это особенно важно в современных условиях.
– Лариса Александровна, как вы относитесь к институту педагогического наставничества? Каково его значение для начинающих учителей?
– К институту педагогического наставничества я отношусь положительно. И его значение для начинающих учителей оцениваю на «5» из «5»! Давайте обратимся к Толковому словарю, да не обычному, а профессиональному. В нем читаем: «Наставник – высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники (молодые педагоги) могут получить совет или поддержку.
Наставник помогает молодому педагогу совершенствовать методы обучения, составлять различные инструкции и задания учащимся, а также оценивает процесс и результаты деятельности молодого коллеги, реализуя лично им принятые установки. Деятельность наставника и его стиль становятся образцом для молодого педагога». Это в словаре, а в жизни…
В этом году я работаю в 1‑м классе. Со мной в параллели учат первоклассников две молодые учительницы: одна пришла в гимназию после Педагогического училища имени Н.А.Некрасова, которое и я окончила в 1975 году, а вторая уже имеет четырехлетний опыт работы. Это очень хорошее сочетание опыта и молодости, проверенных методов и новых подходов, традиций и инноваций. Каждый день мы обсуждаем, как лучше преподнести детям тот или иной материал, я помогаю разобраться с планированием, заполнением электронного журнала, даю советы по взаимодействию с родителями.
– Расскажите, пожалуйста, был ли такой наставник в начале вашей педагогической карьеры? Как он изменил ваши взгляды, подходы к работе, насколько повлиял в целом на педагогический путь?
– Когда я молодой учительницей (в 19 лет) пришла в 1‑й класс 290‑й школы Красносельского района Санкт-Петербурга, это было 1 сентября 1975 года, меня окружили своим вниманием сразу четыре опытных наставника! К сожалению, уже стерлись из памяти их имена, но дела их отпечатались на всю жизнь. Опытные учителя приглашали к себе на уроки, мы вместе разрабатывали какие-то сложные темы, придумывали для ребят игры по станциям, готовились к родительским собраниям и родительским консультациям, которые проводились каждую субботу и были обязательными.
Гораздо позже поняла, как эти совместные подготовки дали мне возможность остаться в профессии, понять стиль отношений между коллегами, учителями и родителями и, конечно, учителем и учениками. Я очень благодарна этим замечательным наставникам!
– Вы всегда с большой готовностью отзываетесь на приглашения Совета молодых педагогов. Скажите, пожалуйста, что вас мотивирует делать это, ведь для вас это дополнительная общественная нагрузка?
– Вы знаете, у нас в гимназии есть замечательная традиция – принимать вновь поступивших детей в гимназисты. Дети 1‑х и 5‑х классов учат гимн гимназии, клятву гимназиста, готовятся к торжественной церемонии… И в клятве есть такие слова: «Клянусь всегда и везде следовать девизу гимназистов: «Если не я, то кто же»… А действительно, кто может передать молодым педагогам тот опыт, который накоплен десятками лет? Причем опыт положительный, опыт взаимодействия с детьми и родителями, опыт, выверенный и проверенный!
Сейчас, в сложных условиях, трудно посещать уроки, но можно их подготовить онлайн и провести в классе, дать рекомендации тем, кто готов пойти на профессиональный конкурс. Иногда достаточно доброго совета, чтобы человек поверил в свои силы, поделился своими наработками. С современными школьниками нужно искать точки соприкосновения, показывать и доказывать, что учиться – это здорово, а знания – это ценность!
– Петербургская система образования заметно отличается от систем образования других регионов России. Что, на ваш взгляд, делает ее такой особенной?
– О том, что петербургская система образования заметно отличается от систем образования других регионов России, я слышу постоянно. В чем секрет? Давайте подумаем вместе и найдем аргументы и факты (так я говорю четвероклассникам, когда они что-то доказывают).
Во-первых, Санкт-Петербург – это не только музей под открытым небом, но и один из крупнейших научно-образовательных центров России. Именно в Санкт-Петербурге указом императора Петра Великого была создана Российская академия наук, открыто первое светское высшее учебное заведение России – Академический университет. А старшеклассники нашего города знакомятся с высшими учебными заведениями города и могут поступить и учиться в них!
Во-вторых, Северную столицу прославили такие великие ученые, как Л.Эйлер, А.Б.Нобель, М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, И.П.Павлов, А.С.Попов, Ж.И.Алферов и многие другие, чьи имена вошли в золотую сокровищницу мировой научной мысли. Этот список можно продолжить. Уже в начальной школе мы знакомим детей с жизнью и М.В.Ломоносова, и А.С.Попова, и Д.И.Виноградова, и многих других. А главное, что у наших учащихся есть возможность побывать в музее, посмотреть на предметы быта, походить там, где ступала нога ученого.
В-третьих, гражданская позиция учителя играет огромную роль в формировании активной жизненной позиции подрастающего поколения. Я всегда гордилась историей нашего города, ведь это история и нашей страны. С каждым новым классом мы читаем и обсуждаем книги о блокаде и войне, об Александре Невском и Дмитрии Донском, о Смутном времени и о полете Юрия Гагарина… Эти обсуждения таинственным образом связаны с началом самостоятельного мышления, с осознанием себя как личности.
Мы гордимся, что живем и работаем здесь, в Санкт-Петербурге, можем в образовательном процессе использовать образовательное пространство города: его сады и парки, реки, каналы и мосты, дворцы и музеи…
– Выбирая между традицией и новациями в образовании, на что бы вы делали основной упор?
– Я не выбираю между традицией и новациями в образовании, а использую и то и другое, ведь традиции обеспечивают стабильность, а новации способствуют развитию и расширяют горизонты познания. Девиз, которому следую всю жизнь, знают все мои ученики: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Именно поэтому я постоянно учусь, чтобы понять, чем дышат сегодняшние дети, во что играют, какие фильмы смотрят, каких кумиров выбирают… Знания эти использую в работе, корректируя поведение ребят, предлагаю взамен чего-то сомнительного то, что имеет ценность в нашей жизни. А вечные ценности никто не отменял.
Сергей ВЬЮНКОВ, фото автора
Комментарии