Марина ЕРМАНОК, учитель начальных классов школы №875: – Расул Гамзатов писал так: «В Индии считается, что змеи первыми на землю приползли. Люди верят, что орлы древнее прочих обитателей земли. Я же склонен думать, что вначале появились люди, а затем многие из них орлами стали, а иные – превратились в змей». Как же нам, педагогам, растить людей-орлов, сильных духом, смелых, волевых, независимых, гордых, способных парить? Ведь именно такие люди и составляют суть гражданского общества.
Что такое гражданское общество? Это общество свободы и равноправия граждан, отношения между которыми в сфере экономики, политики, культуры развиваются вне зависимости от государственной власти. Это общество с широким кругом демократических прав и свобод, общество свободы вероисповедания и печати. Ну кто, как не школа, справится с такой сложной и ответственной задачей – созданием такого общества?!
А что такое школа? Школа – это лестница, каждая ступень которой поднимает человека над самим собой, растит его духовно и нравственно, это путь к его совершенствованию, это очаг духовности и нравственности, мастерская человечности, хранительница культуры и языка, сеятель духовного и доброго. Школа умеет любить и воспитывать любовью, она созидает и учит созидать, она чиста и открыта, учит честности и открытости, умеет быть доброй и воспитывает доброту, потому что только подобное рождает подобное.
Восточная притча гласит: однажды учитель позвал к себе учеников и решил рассказать им о смысле жизни. Он взял стеклянный сосуд, наполнил его доверху довольно крупными камнями и спросил учеников, полон ли он. Да, он полон, ответили ученики. Тогда учитель взял менее крупные камни, встряхнул сосуд, и мелкие камни заполнили промежутки между крупными. И вновь учитель обратился к ученикам с вопросом, полон ли сосуд, и те вновь сказали, что полон. Учитель взял коробку с песком и заполнил им, потряхивая, сосуд до самых краев. Потом он взял второй сосуд и с самого начала и до самых краев заполнил его песком, попросив учеников поместить туда хотя бы один крупный камень. У них это не получилось, песок не позволил сделать это. После этого учитель объяснил своим ученикам, что мелкие камушки – менее важные, но все-таки далеко не бесполезные вещи. Такие, как работа, квартира, материальные ценности. Песок символизирует жизненные мелочи, ежедневную суету. А вот крупные камни олицетворяют самые главные вещи в жизни – духовность, нравственность, семью, детей, здоровье. Если вначале заполнить сосуд мелочью, то в нем уже не останется места для крупных камней. Так и в жизни: если мы всю свою энергию израсходуем на мелочи и пустяки, то для важных вещей уже никаких сил не останется, и мы будем подобны сосуду, до краев наполненному песком. Поэтому, сказал учитель ученикам, обращайте внимание только на самое главное, находите время для работы над собой, на самосовершенствование, на воспитание воли и укрепление своего духа, для заботы о родителях, следите за своими детьми и укрепляйте их здоровье. Тогда у вас останется еще достаточно времени для всего остального. Следите за вашими большими камнями!
Пока у народа есть учителя, а главное – настоящие учителя, со многими из которых я знакома только по книгам, у него есть будущее. Пока есть учителя, школа жива и у общества есть путь, а значит, есть цель, надежда вырастить и воспитать таких граждан для своей страны, которые сумеют построить настоящее гражданское общество. Я хотела бы поучаствовать в этом процессе в меру своих сил…
Комментарии