Цель: расширение познавательных интересов, развитие способности правильно размышлять о музыке и жизни.
Задачи:
моделирование художественно-творческого процесса;
развитие артистической деятельности;
развитие музыкальных способностей.
Действующие лица: Джентльмены (3 человека), Леди (2 человека), Знатоки (3 человека).
Празднично украшен зал, звучит вальс из оперетты И.Штрауса “Летучая мышь”. На сцене ведущие – Джентльмены.
1-й Дж.: Джентльмены! Мы кого-то ждем?
2-й Дж.: В самом деле, сэр, почему мы не начинаем?
3-й Дж.: Джентльмены! Учитывая особенную важность нашего заседания, мы без наших леди не начнем.
1-й Дж.: Так где же они? Вечно надо шерше этих ля фам!
2-й Дж.: Джентльмены! Истинные леди могут себе позволить опоздать минут на 15.
3-й Дж.: Вы правы, я только уточнил, что истинные леди не опаздывают, они задерживаются.
1-й Дж.: Тише, джентльмены, приготовьтесь к встрече.
За сценой слышны шаги, появляются две Леди.
1-я Леди: Здравствуйте, леди и джентльмены! Разрешите открыть наш вечер – Вечер Вальса.
Исполняется мюзикл “Я танцевать хочу”.
2-я Леди: Подумать только, Вечер Вальса!..
1-й Дж. (перебивая ее): Стоп! Об этом не надо. Лучше подготовьте кое-какой реквизит.
1-я Леди: Какой же это?
2-й Дж.: Портрет Иогнанна Штрауса (на сцену выносят портрет композитора), ведь именно он является королем вальса.
На сцене появляются Знатоки.
1-й Знаток: Когда называют имя композитора Штрауса, следует иметь в виду, что Иоганнов Штраусов в XIX веке было двое: отец и сын, что оба писали замечательные вальсы, исполняющиеся и в наше время. Но время и история выдвинули на первый план творчество Штрауса-сына.
2-й Знаток: Известно, что биография самого знаменитого Штрауса-сына оказалась тесно связана с Россией. В течение 8 лет от весны до поздней осени он жил в Петербурге, выступая в курортном зале Павловска.
3-й Знаток: Вальсы Штрауса в России встретили восторженно. В них услышали глубокую поэзию, облеченную в изящную форму, выражение извечного стремления человека к радости, светлую печаль и нежность. Знаменитыми стали вальсы “Сказки венского леса”, “На прекрасном голубом Дунае”.
Звучит вальс “Сказки венского леса”, присутствующие танцуют.
3-й Дж.: Ну а теперь давайте поговорим о зарождении вальса.
1-я Леди: Да, мне бы очень хотелось узнать, откуда появился вальс.
1-й Знаток: Вальс придумал не один человек, а тысячи людей. Жили эти люди в маленьких городах Австрии и Германии. Назывались такие городки в отличие от больших шумных городов словом “ландль”, то есть провинция. В провинции и родился танец, который получил название “лендлер”.
2-й Знаток: Собирались на лужайке парни и девушки и под звуки деревенских скрипок начинали кружение с подпрыгиваниями: “Раз, два, три! Раз, два, три…” – гулко хлопают оземь деревянные башмаки, развеваются пестрые юбки. От этого танца и взял свое начало прекрасный вальс.
В исполнении ученицы музыкальной школы звучит “лендлер” Л.Бетховена.
1-й Дж.: Жители австрийской столицы Вены всегда отличались любовью к музыке.
1-я Леди: Этот город даже называли музыкальной столицей мира.
2-й Дж.: Говорят, что 5 из 20 тысяч жителей города – четверть всего населения! – ежевечерне проводили время в танцевальных залах.
3-й Знаток: Привезли в Вену и веселый лендлер. Но в городе его нельзя было танцевать так лихо и с такими высокими прыжками, как на лужайке. Того и гляди, поскользнешься на блестящем паркете, натертом воском. Пришлось изменить некоторые движения крестьянского танца, сделав его городским.
1-й Знаток: И стал он плавным, скользящим, а рискованные прыжки превратились в невысокие подпрыгивания. Вместе с движениями танца изменилась и его музыка. Она стала более плавной и мелодичной. Так и появился в музыке вальс.
Звучит вальс И.Штрауса “На прекрасном голубом Дунае”.
3-й Дж.: Вальс давно уже перестал быть лишь музыкальным сопровождением танца. В балетном спектакле – это танец.
2-я Леди: В симфоническом концерте – это оркестровое произведение.
1-я Леди: В камерном концерте вальс исполняют небольшие инструментальные ансамбли.
1-й Дж.: Кем бы ни исполнялся вальс – большим оркестром или певцом-солистом, все равно в нем остается его главный образ, навеянный танцем.
2-я Леди: Леди и джентльмены! Уважаемые гости! Сегодня вы присутствовали на торжественном Вечере Вальса.
1-й Дж.: На этом наш праздник завершен. Разрешите поблагодарить знатоков за помощь в проведении вечера и пригласить вас исполнить вальс, который и откроет нашу праздничную дискотеку.
Звучит вальс Штрауса “Весенние голоса”. Пара, лучше всех исполнившая его, получает приз.
Олеся КРАВЧЕНКО,
учитель музыки средней школы N 29
Поселок Дружный,
Белореченск, Краснодарский край
Комментарии